Военно морской флот индии. Вмс индии. Концепция развития ВМС


ВОЕННО-МОРСКИЕ СИЛЫ ИНДИИ

NAVAL FORCES OF INDIA

02.05.2016

Первая подводная лодка класса Scorpene, построенная в Индии, впервые прошла ходовые испытания, сообщило в субботу министерство обороны Индии.
Россия и Индия продолжают переговоры о лизинге второй атомной подлодки
Субмарина «Кальвари» была построена на судоверфи Mazagon Dock Shipbuilders в Мумбаи и является первой из шести подводных лодок этого класса, которые будут построены на этой верфи.
Как отмечают в Минобороны, подводная лодка впервые вышла в море на собственной двигательной установке у берегов Мумбаи около 10 утра. Была проведена серия испытания двигателя, вспомогательного оборудования и систем, навигационного оборудования, коммуникационного оборудования и руля. Вечером субмарина вернулась в порт. В последующие несколько месяцев субмарина продолжит проходить ходовые испытания, испытания при погружении, а также испытания вооружения.
«Позже в этом году подводная лодка «Кальвари» будет поставлена на вооружение ВМС Индии», - отмечается в пресс-релизе.
РИА Новости



14.01.2017


Индия спустила на воду вторую подлодку класса Scorpene под названием Khanderi, но она не будет оснащена торпедами.
Причина кроется в том, что министерство обороны страны уже пять лет не может определиться в выбором торпеды. Ранее было принято решение закупить 98 тяжелых торпед Black Shark производства компании WASS (дочернее отделение итальянской группы Leonardo), однако в мае прошлого года результаты тендера были отменены из-за обвинений в коррупции другой дочерней компании «Леонардо» – вертолетостроительной фирмы AgustaWestland с вовлечением в неправедные дела членов индийской парламентской партии «Национальный Конгресс».
Ожидается, что НАПЛ «Хандери» будет передана в состав флота в середине 2017 года. В настоящее время ВМС Индии имеют на вооружении всего 13 обычных подлодок класса «Варшавянка», одну ПЛАРБ Arihant и одну арендованную АПЛ «Акула» (»Варшавянка» и «Акула» – российской постройки – прим. ВП). По сравнению, ВМС НОА Китая имеют в своем составе 65 атомных и обычных субмарин.
Военный паритет



28.01.2017


ВМС Индии намерены купить 57 палубных истребителей и запросили технико-коммерческие предложения у возможных поставщиков. Соответствующий документ опубликован на сайте госзакупок индийского правительства.
Согласно документу, военные хотят заполучить 57 самолетов, обозначенных как MRCBF (многоцелевые палубные истребители). Предложения на будущий конкурс будут собираться в течение ближайших четырех месяцев. Объем офсета (доли конечной стоимости готовых самолетов, производимой по контракту в Индии) должен составить не менее 30 процентов.
Размещение RFI (запроса на предоставление информации от поставщиков) означает вероятный отказ флота от попыток заполучить палубную версию легкого истребителя LCA, разрабатываемого в Индии. Критика самолета со стороны военных особенно обострилась в конце 2016 года - по их мнению, машина имеет недостаточную тяговооруженность и не способна взлетать с палубы с полным запасом топлива и максимальной боевой нагрузкой.
Несмотря на это, LCA Navy Mk.2 (в планируемом, более совершенном варианте, с двигателями General Electric F414) формально остается в числе претендентов будущего конкурса. Среди остальных называют F/A-18E/F Super Hornet (США), палубную версию самолета Rafale (Франция), какой-то из вариантов F-35 и российский МиГ-29К.
По данным на декабрь 2016 года, индийские ВМС эксплуатируют 41 палубный истребитель типа МиГ-29К/КУБ. Всего флот заказал 45 таких машин по двум контрактам (2004 и 2010 годов). Однако в июле 2016 года индийская счетная палата опубликовала доклад, в котором подвергла эти самолеты критике.
В частности, отмечались проблемы с эксплуатацией двигателей и электродистанционной системой управления, а также отклонения в качестве планера. В результате в разное время исправность парка самолетов МиГ-29К колебалась от 15,93 до 37,63 процента, а парка МиГ-29КУБ - от 21,30 до 47,14 процента.
Лента.ру

11.03.2017


Острая нехватка вертолетов стала одним из наиболее серьезных пробелов в боевых возможностях военно-морских сил Индии, при этом новые планы по закупке и производству военной техники не предвещают прогресса в данном направлении, сообщает индийская газета “The Times of India”.
Автор статьи отмечает, что ВМС Индии требуется 147 многоцелевых вертолетов MHR (Мulti-role helicopter), способных вести противолодочную борьбу, и 110 морских легких двухдвигательных вертолетов общего назначения NUH (Naval light utility helicopter) на замену устаревшим однодвигательным вертолетам Chetak.
Тем не менее, решение о закупке 16 многоцелевых вертолетов S-70B Seahawk американской компании Sikorsky (с 2015 года принадлежит компании Lockheed Martin), принятое еще в 2008 году, может быть пересмотрено в связи с неспособностью сторон договориться о стоимости контракта.
По информации источников газеты, представители ВМС Индии отмечают критическую необходимость в данных вертолетах и выступают против отмены закупки, однако в министерстве обороны считают, что стоимость контракта завышена более чем на 40%.
Помимо этого, до сих пор не был согласован план о закупке дополнительных 123 вертолетов MHR и 110 вертолетов NUH, поскольку военное ведомство не завершило разработку модели «стратегического партнерства» в рамках политики «Make in India».
ВМС Индии вводят в строй по четыре – пять военных кораблей в год, в соответствии с планом по расширению флота до 212 единиц к 2017 году, при этом отсутствует достаточное количество палубных вертолетов для проведения операций по обнаружению, отслеживанию и уничтожению вражеских подводных лодок.
В настоящее время на вооружении индийского флота численностью 138 военных кораблей состоят 10 вертолетов Ка-28 и 17 вертолетов Westland Sea King. Вертолеты российского производства проходят модернизацию в соответствии с соглашением на сумму 294 млн долл., подписанным в прошлом году.
http://bmpd.livejournal.com

ПРОТИВОЛОДОЧНЫЙ ВЕРТОЛЕТ КА-27

08.04.2017


Министерство обороны Индии 3 апреля одобрило приобретение для ВМС страны 100 зенитных управляемых ракет малой дальности «Барак-1» производства компаний «Израэль аэроспейс ндастриз» (IAI – Israel Aerospace Industries) и «Рафаэль» (Rafael).
Как сообщает «Джейнс дифенз уикли», общая стоимость одобренных на заседании Совета по оборонным закупкам (Defence Acquisition Council – DAC) закупок ВиВТ оценивается в 8,6 млрд. рупий (132,3 млн. долл.). В их число входит приобретение 100 ЗУР «Барак-1» стоимостью 5 млрд. рупий. Как заявлено, новые ракеты необходимы для замены боеприпасов, срок эксплуатации которых истек. Закупка израильских ракет одобрена в преддверии запланированного на июль 2017 года визита в Израиль премьер-министра Индии Нарендры Моди.
ЦАМТО

СИСТЕМА ПВО/ПРО BARAK И BARAK 8 (ИЗРАИЛЬ)
МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ

20.04.2017


Военно-морские силы Индии намерены в 2017 году, наконец, подписать с южнокорейской корпорацией Kangnam Corporation соглашение на постройку 12 современных больших тральщиков-искателей мин на сумму порядка 5,4 млрд долларов, сообщает индийская газета «The Economic Times». Эти корабли должны заменить ныне состоящие в составе ВМС Индии шесть последних остающихся в строю из 12 морских тральщиков проекта 266МЭ советской постройки, которые планируется вывести из боевого состава флота к концу 2018 года.
Руководитель управления ВМС Индии по производству и закупке военных кораблей вице-адмирал Дилип Дешпанде (D M Deshpande) рассказал, что имевшиеся ранее проблемы по данному проекту между индийским государственным судостроительным предприятием Goa Shipyard Limited (GSL, Гоа) и его корейским партнером Kangnam Corporation были решены, и контракт должен быть подписан до конца года.
Кроме того, до конца нынешнего года будет подписан контракт на закупку универсальных десантных кораблей (Landing Platform Dock, LPD). ВМС Индии планировали приобрести четыре таких корабля водоизмещением 20 тыс. тонн по цене около 2 млрд долларов.
Отвечая на вопрос журналистов о состоянии проекта разработки второго индийского авианосца Indigenous Aircraft Carrier (IAC-II) вице-адмирал Дешпанде отметил, что подготовительные работы по нему завершаются, и в ближайшие два-три месяца ВМС смогут обратиться к министерству обороны Индии по вопросу о предоставлении необходимого финасирования.
http://bmpd.livejournal.com

11.01.2018


В Индии продолжаются мучения вокруг тянущейся уже 16 лет программы постройки для индийского флота противоминных кораблей нового поколения. Как сообщили 8 января 2018 года индийские ресурсы, индийское правительство снова, уже во второй раз, аннулировало программу строительства 12 новых тральщиков искателей-мин, которая должна была осуществляться на государственном судостроительном предприятии Goa Shipyard Limited (GSL) в Гоа в партнерстве с южнокорейской корпорацией Kangnam Corporation. Стоимость программы оценивалась в 32840 кроров рупий (около 5,19 млрд долл).
Официальной причиной аннулирования программы стала, согласно заявлениям неназываемых индийских официальных лиц, невозможность достичь окончательного соглашения с Kangnam Corporation относительного «полного удовлетворения индийских закупочных процедур». Индийский представитель заявил, что Kangnam требовала около 1 млрд долл за лицензионные права, передачу проекта и технологий, и отказывалась полностью принять индийские требования относительно прав интеллектуальной собственности и объемов технической поддержки в соответствии с принципом «Make in India».
http://bmpd.livejournal.com/

МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ ОРУЖИЕМ

26.03.2018


22 и 23 марта на отдельных церемониях ВМС Индии списали фрегат национальной постройки и три тральщика российской постройки. Это фрегат INS Ganga (класс Godavari) и минно-тральные корабли Konkan, Cannanore и Cuddalore (класса Karwar). Корабли прослужили примерно по 30 лет (фрегат построен в 1985 году, тральщики получены из бывшего Советского Союза в 1987-88 годах). Сообщается, что тральщики будут заменены новыми единицами, построенными индийской компанией Goa Shipyard Limited в сотрудничестве с корпорацией Kangnam (Южная Корея).
Военный паритет


ВОЕННО-МОРСКИЕ СИЛЫ ИНДИИ

Военно-морские силы (55 тыс. человек, в том числе 5 тыс. – морская авиация, 1,2 тыс. -морская пехота) предназначены для выполнения следующих задач: борьба с надводными кораблями и подводными лодками противника, нарушение его морских коммуникаций в северной части Индийского океана, охрана территориальных вод и особой экономической зоны, осуществление десантных операций на побережье противника, а также противолодочная и противодесантная оборона военно-морских баз и портов страны.
Высшим органом оперативного и административного управления военно-морскими силами является штаб ВМС, который находится в г. Дели. Ему подчинены четыре военно-морских командования: Западное (г. Мумбай), Восточное (г. Визагапатнам), Южное (г. Кочин) и Андаманских и Никобарских островов (Порт Блэр). Западное и Восточное военные командования являются оперативными объединениями ВМС и имеют в своем составе флоты (Западный и Восточный). Южное военное командование является учебным. Крупные надводные корабли, до фрегата включительно, находятся в непосредственном подчинении штабов флотов, остальные боевые корабли и катера сведены в дивизионы.
ВМС располагают девятью военно-морскими базами: Мумбай (бывший Бомбей), Гоа (штаб авиации ВМС), Карвар, Кочин. Визагапатнам (штаб подводных лодок), Калькутта, Ченнай (бывший Мадрас). Порт Блэр, Араконам (авиация ВМС). Кроме того, Индия располагает двадцатью крупными портами, в которых возможны ремонт и базирование военных кораблей всех типов. В состав ВМС Индии входят следующие классы кораблей: дизельные торпедные подводные лодки, авианосец, эскадренные миноносцы, фрегаты, корветы, тральщики.
Сфера деятельности ВМС Индии долгое время была ограничена оборонительными действиями в прибрежной зоне. Однако закупки современных образцов вооружения и военной техники, вывод из боевого состава кораблей устаревших типов позволили ВМС страны в последние годы действовать практически в любой точке Индийского океана.
Военно-морским силам отводится важная роль в замыслах индийского военно-политического руководства по превращению страны в ведущую региональную державу. Достаточно амбициозные планы руководства, направленные на всестороннее совершенствование национальных военно-морских сил, объясняются стремлением защитить политические и экономические интересы страны в регионе и укрепить ее лидирующее положение в Южной Азии. Наращивание боевой мощи индийских ВМС будет производиться путем ввода в боевой состав новых кораблей и катеров, боевых самолетов и вертолетов морской авиации. Кроме того, будет совершенствоваться система управления флотом, а также система базирования ВМС и морской авиации. В частности, индийские военные специалисты считают необходимым строительство или закупку авианесущих кораблей с тем, чтобы уже в начале XXI века иметь постоянно действующие 1 – 2 АУГ. В связи с этим в стране ведется работа по проектированию авианосца водоизмещением порядка 20 тыс. т. По взглядам руководства ВМС, в составе флота должно находиться три авианесущих корабля, два из которых должны быть постоянно в строю, а третий – в ремонте.
Для повышения боеспособности флота индийское военное руководство активно применяет практику проведения совместных учений с кораблями военно-морских сил других стран. Зарубежные эксперты отмечают однако, что современное состояние ВМС страны не в полной мере отвечает задачам, поставленным перед ними руководством государства по защите экономических и военных интересов Индии в Мировом океане.
ПОДВОДНЫЕ СИЛЫ
ПЛАРБ. В Индии уже более 30 лет идет проработка концепции создания собственной ПЛА по программе ATV (Advanced Technology Vessel). Поводом к этому послужила угроза возможного американского вмешательства в индо-пакистанский конфликт, имевший место в 1971 году.
ПЛАТ. В 1988–1991 годах индийские ВМС приобрели необходимый опыт эксплуатации взятой в аренду у СССР ПЛА проекта 670, получившей имя «Чакра» (Chakra). Эта же аренда позволила облегчить и ускорить процесс проектирования собственной ПЛА. В апреле 2012 года Россия передала Индии в лизинг на десять лет многоцелевую атомную подводную лодку (ПЛАТ) проекта 971 «Нерпа» (газета «Военно-промышленный курьер» сообщала об этом событии – http://vpk-news.ru/articles/8788. – Прим. ред.), которая была достроена на индийские деньги и вновь получила имя «Чакра». Таким образом в боевом составе ВМС Индии появилась одна новейшая ПЛАТ.
НАПЛ. На начало текущего года в боевом составе осталось 14 НАПЛ иностранных проектов: десять НАПЛ проекта 877ЭKM построены в СССР/России, две НАПЛ проекта 209/1500 – в Германии и две НАПЛ этого же типа – в Индии. Построенные в СССР/России десять НАПЛ типа «Шишумар» (Shishumar, тип 877ЭКМ), по оценке индийских военных специалистов, являются наиболее совершенными среди НАПЛ других стран мира. Достаточно современные и НАПЛ типа 209/1500, но они, по заявлению ряда специалистов, проигрывают «подводные дуэли» лодкам российского производства указанного проекта. Вместе с тем это достаточно уникальные НАПЛ, которые при таком малом водоизмещении имеют всплывающую спасательную камеру (ВСК) для экипажа. В процессе ремонтов НАПЛ проекта 877ЭКМ довооружаются ПКР Club-S (3М-54Э/Э1). В перспективе возможно вооружение лодок КРМБ Club-S/N (3М-14Э).
До начала 2005 года многие зарубежные эксперты полагали, что все программы строительства НАПЛ свернуты в интересах концентрации финансовых средств на программе ATV, поскольку после 2000-го закупки неатомных лодок прекращены. Однако в 2005 году программа постройки НАПЛ была восстановлена и в 2010-м началось строительство французских НАПЛ по проекту 75 (Scorpene). Это решение принято по результатам тендера с суммой контракта три миллиарда долларов.
Предполагается строительство серии из шести НАПЛ до 2017 года. Однако, по мнению ряда экспертов, эта серия если и будет выполнена, то в более поздние сроки, а сама программа строительства НАПЛ по проекту 75, вероятно, предназначена в основном для освоения французских технологий: воздухонезависимой энергетической установки (ВНЭУ) типа MESMA и ПКР Exocet SM39.
В течение 30 лет ВМС Индии планируют закупить 24 НАПЛ национального и зарубежного производства.
АВИАНОСНЫЕ СИЛЫ
В настоящее время в боевом составе имеется два авианосца:
один легкий авианосец (АВЛ) Viraat (тип Hermes) с базирующимися на нем самолетами вертикального взлета и посадки (СВВП) Sea Harrier FRS Mk 51 и вертолетами. Корабль вступил в строй в 1959 году и имеет значительный физический износ. В начале 2007 года была сформирована исследовательская группа для изучения возможности продления срока его эксплуатации до 2012-го.
Второй Vikramaditya («Всемогущий») проекта 11430 переданный ВМС Индии в ноябре 20913 года и прибывший к постоянному месту базирования в Индию в начале января 2014 г.
По мнению большинства экспертов, новый АВС программы ADS проекта 71 Vikrant скорее всего будет являться развитием проекта 11430 с полным водоизмещением более 45 000 тонн. Вместе с тем ряд экспертов сомневаются в создании нового АВ с трамплином, а не с катапультами. Во всяком случае информация о характеристиках нового АВС Индии и сроках его постройки многими экспертами считается недостаточно достоверной. Хотя все они уверены, что строительство АВС проекта 71 ведется, а сроки окончания его постройки точно не определены – вероятно, не позднее 2017-го. В долгосрочных планах имеется и намерение построить второй АВС этого типа.
АМФИБИЙНЫЕ СИЛЫ
ДК. В составе ВМС на начало 2012 года имеются один десантно-вертолетный корабль-док (ДВКД) Jalashwa (бывший Trenton LPD-14 ВМС США) и 10 танкодесантных кораблей (ТДК) двух типов: Magar – пять единиц, Sharabh (проект 773 польской постройки) – пять единиц. Корабли типа Magar были созданы на базе ДК типа Sir Lancelot ВМС Великобритании.
ДКА. В настоящее время в составе ВМС имеется восемь десантных катеров типа LCU, но они ограниченно могут применяться как десантно-высадочные средства (ДВС) ДВКД. Можно ожидать начала строительства (или закупки в других странах) новых ДКА класса LCM, LCU и, возможно, LCAC, приспособленных для использования в качестве ДВС ДВКД.
МНОГОЦЕЛЕВЫЕ СИЛЫ
ЭМ. К концу 2011 года в боевом составе ВМС находилось пять ЭМ типа Rajput (проекта 61MЭ) советской постройки и три ЭМ типа Delhi (проекта 15) национальной постройки. При проектировании ЭМ типа Delhi в качестве прототипа был использован ЭМ Rajput. Надо отметить, что новые корабли получились достаточно мощными, а внешний вид их весьма элегантен. Все ЭМ проходят модернизацию по усилению ПВО и УРО.
Для замены первых трех ЭМ проекта 61МЭ строится три ЭМ типа Kolkata (проекта 15А). Корабли отличаются от своего прототипа архитектурой, в которой учтены требования технологии обеспечения малозаметности «Стелс», размещением ПКР BrahMos PJ-10 и ЗУР в ВПУ. В качестве основного ЗРК принят ЗРК Barak-2, а для самообороны на последнем рубеже размещен ЗРК Barak-1.
ФР. Если ЭМ имеют в качестве прототипа корабли СССР, то первые ФР ВМС Индии национальной постройки являются развитием кораблей этого класса ВМС Великобритании. Первые ФР типа Himgiri (в настоящее время три единицы в строю) практически полностью копировали английские ФР типа Leander. Последующие три ФР типа Godavari (проекта 16), сохраняя общие черты с первыми ФР, представляют собой значительно более крупные корабли со всеми видами оружия. Наиболее совершенные из них – корабли второй серии – три ФР типа Brahmaputra (проекта 16A).
А самыми современными являются три ФР типа Talwar (проекта 11356) российской постройки. Корабли несут самое совершенное оружие: ПКР Club-N в ВПУ 3С-14Э, ЗРК «Штиль-1/Ураган» и два ЗРАК «Каштан/Кортик».
КРВ. В 2002 году завершена программа строительства восьми КРВ типа Khukri (четыре – проекта 25 и четыре – проекта 25A).
ПАТРУЛЬНЫЕ СИЛЫ
ПК. В составе ВМС имеется шесть ПК типа Sukanya (три построены в Южной Корее). В ближайшее время предполагается начать строительство и новых ПК (до четырех единиц) полным водоизмещением 2200–2300 тонн по программе PSON.
БКА. Ранее развитию ракетных катеров (РКА) в ВМС Индии уделялось значительное внимание и на них возлагались задачи непосредственно в прибрежной зоне. В настоящее время в боевом составе имеется 35 БКА, из которых 12 РКА проекта 1241РЭ (модификация 12411Т ВМФ СССР). Остальные являются патрульными катерами (четыре – проекта 1241ПЭ, восемь – типа SDB Mk3/5, семь – типа Nicobar и семь – типа Super Dvora). Существует вялотекущая программа замены старых ПКА на новые, однако наращивания численности ПКА не планируется.
МИННО-ТРАЛЬНЫЕ СИЛЫ
Основу минно-тральных сил (МТС) составляют тральщики, построенные в СССР. На конец 2011 года в боевом составе осталось восемь морских тральщиков (МТЩ) типа Pondicherry (проекта 266МЭ). Дальнейших планов развития кораблей противоминной обороны (ПМО) пока нет, но МТС быстро стареют и, вероятно, в ближайшее время появится программа их обновления.

На современном этапе развития основные задачи индийских ВМС сформулированы следующим образом: недопущение вторжения противника со стороны моря или установления им морской блокады Индии, охрана территориальных вод, защита морских коммуникаций и национальных интересов страны, обеспечение безопасности ее исключительной экономической зоны.

Концепция развития ВМС

Известно, что в последнее время Китай активизировал операции своего флота в Южно-Китайском море, в частности в районе оcтровов Спратли и Парасельских. Непосредственную тревогу в Индии вызывает возросшая военная активность Китая в Бирме. По мнению индийского руководства, Китай оказывает помощь бирманским военным в строительстве военно-морской базы в Рангуне. Кроме этого, Поднебесная построила и ввела в эксплуатацию РЛС на острове Ханги, способную осуществлять наблюдение за индийскими ракетными испытаниями, проводимыми к востоку от побережья страны.

Несмотря на модернизацию индийских ВМС с начала 90-х годов, расходы на них по сравнению с другими видами ВС составляли наименьшую долю в национальном оборонном бюджете. Это можно объяснить тем, что индийские военные традиционно считают: возможные военные конфликты, в которые может быть вовлечена Индия, будут носить континентальный (сухопутный) характер (Китай и Пакистан).

Однако в последнее время индийские ВМС рассматриваются военно-политическим руководством как эффективный инструмент сдерживания потенциальных агрессоров, дипломатическая роль которого возросла, в связи с чем планируется значительно увеличить расходы на этот вид вооруженных сил.

Возросшее внимание нового правительства к своему флоту можно объяснить еще и тем фактом, что в Индии весьма обеспокоены растущей мощью ряда государств региона, особенно их морского компонента. Продолжает наращивать потенциал своего флота помимо Китая и Пакистан. В такой ситуации основной целью военно-морской стратегии Индии в XXI веке, вероятно, будет поддержание состояния флота на уровне, способном обеспечить ему превосходство над другими региональными флотами.

В планы индийского военно-морского командования входит формирование двух авианосных многоцелевых групп (АМГ), нескольких корабельных ударных групп, трех групп судов обеспечения, а также значительных подводных сил для ведения наступательных и оборонительных операций. При этом после 2006 года началось формирование и первых амфибийных соединений во главе с десантно-вертолетным кораблем-доком (в США закуплен один ДВКД Trenton LPD-14).

Начался процесс создания и развертывания спутниковой системы разведки и слежения за активностью иностранных военно-морских сил в регионе.

В настоящий момент существуют два проекта, которым индийское военно-политическое руководство отдает приоритет – разработка и строительство собственных атомных подводных лодок (ПЛА) и авианосцев (АВ). Проект создания собственных ПЛА является сейчас наиболее важным для индийских ВМС, более значимым, чем даже строительство собственного АВ. В связи с этим и было принято решение о закупке в России модернизированного под средний авианосец (АВС) корабля проекта 11430 (бывший ТАВКР «Адмирал Горшков»).

Можно предположить, что в ближайшем будущем индийские ВМС не только останутся самой внушительной силой в Индийском океане, но и превратятся в один из наиболее мощных военных флотов мира. Индийское командование планирует к 2022 году иметь в составе флота свыше 160 кораблей, включая три авианосца, 60 основных боевых надводных кораблей (БНК) и подводных лодок, а также около 400 самолетов различных типов.

При этом Индия продолжает политику получения новых технологий в передовых морских державах за счет закупки новейших кораблей и последующего их строительства на собственных судостроительных заводах. В отличие от Китая она в большинстве случаев имеет возможность строить корабли и комплектующие по лицензиям.

Как видно из таблицы, численность боевых кораблей (БК) в составе ВМС Индии достаточно стабильна. Однако качество кораблей постоянно улучшается. Например, 87 процентов НАПЛ относится к новейшему типу, в то время как в ВМС Китая только 26 процентов НАПЛ соответствуют по боевым возможностям 14 НАПЛ ВМС Индии, особенно в части скрытности.

Состояние программы военного кораблестроения на конец 2011 – начало 2012 года приведено в таблице.

Кораблестроительная программа ВМС Индии на конец 2011 года

Класс и тип корабля Кол-во ед. в постройке + планируемое Планируемые сроки завершения постройки
ПЛАРБ
проект ATV тип Arihant

1+2

2012–2025
НАПЛ проект 75 1+5 2012–2018 и позже
АВС
проект 11434
проект 71

1
1+1

2012
2015–2017
ЭМ
проект 15А

3

2012–2014
ФР
проект 11356 (2-я серия)
проект 17/17А

3
2+7

2010–2012
2009–2020
КРВ
проект 28

0+4(8)

2012–2015 и позже
ПК
(программа PSON)

4

2012 и позже

Подводные силы

ПЛАРБ. В Индии уже более 30 лет идет проработка концепции создания собственной ПЛА по программе ATV (Advanced Technology Vessel). Поводом к этому послужила угроза возможного американского вмешательства в индо-пакистанский конфликт, имевший место в 1971 году.

Идея построить собственную ПЛА родилась в Индии еще в 1976 году. Однако только в 1982-м индийским военно-политическим руководством было принято решение о начале своей собственной программы создания серии ПЛА, которая является в настоящее время наиболее приоритетной для индийских ВМС. По мнению индийских военно-морских аналитиков, ПЛА типа ATV будут играть ключевую роль в разведывательных и оборонительных операциях индийского флота. Вообще ПЛА этого типа рассматривается в Индии как очень эффективное средство сдерживания растущей китайской военной мощи, а также сдерживания возможного вмешательства третьих стран в политические проблемы Индийского океана. Поэтому программа регулярно финансируется индийским правительством и осуществляется под контролем Организации оборонных исследований и разработок (DRDO).

В 1998 году на заводе в городе Хазире штата Гуджарат началась постройка секций ПЛ. Окончательная сборка ПЛ осуществлялась в судостроительном центре (Shipbuilding Centre – SBC) в городе Визаге (Вишакхапатнам) штата Андхра-Прадеш. Спущена на воду 26 июля 2009 года, а ввод ее в боевой состав ВМС ожидается в 2012-м. Всего до 2025 года предполагается построить три – шесть ПЛ этого типа. Общая сумма затрат на создание первой индийской ПЛА составила около трех миллиардов долларов.

Программа ATV выполняется преимущественно национальными силами. Основные работы, особенно в части, касающейся создания АЭУ, выполняют центры атомных исследований имени Бхабха и имени Индиры Ганди, а также различные организации индийских ВМС. Добыча, обогащение урана и производство ядерного топлива осуществляются национальными государственными предприятиями. Проектирование ATV выполняется по двум направлениям – создание корпуса ПЛА и конструирование реактора. По мнению экспертов, индийские конструкторы используют при создании своих ПЛА российские технологии, реализованные в ПЛА проектов 671РТМК, 971, 885.

По имеющимся сведениям, создание реактора тепловой мощностью 190 МВт в центре по исследованию атомной энергии в Тромбее завершено еще в 2000 году. По некоторым данным, реактор является развитием российского реактора ВМ-5. Эксперты полагают, что Россия оказывает помощь в создании этой установки.

Несмотря на очевидные успехи в ходе реализации национальной программы ATV, индийцы постоянно сталкивались с трудностями технологического, организационного, а иногда и финансового характера. Первоначально предполагалось приступить к завершающему этапу сборки корпуса ПЛА в 1997-м, но работы затормозились из-за задержки, вызванной доводкой ядерного реактора. У индийских специалистов также возникли сложности с размещением реактора массой 600 тонн в корпусе лодки.

Пока планируется построить шесть ПЛА, которые ранее предполагалось выполнить многоцелевыми. Однако в конце 2008-го стало известно, что первые три лодки строятся в варианте ПЛАРБ.

Для вооружения ПЛАРБ ведутся работы над морской БР по программе, получившей условное обозначение K-15. Основу ракетного комплекса составляет БР «Сагарика» (Sagarika, в переводе с хинди – океанская), являющаяся по одной версии оморяченной модификацией БР «Притхви-III» (Prithvi-III), по другой – дальнейшим развитием этого семейства баллистических ракет, а по третьей – вариантом БР «Агни-III» (Agni-III), которая уже достигла дальности 3500 километров. По сообщениям СМИ, техническая помощь Индии по этой программе оказывается Израилем и Россией. ПЛАРБ типа ATV будет нести 12 БР «Сагарика».

По мнению ряда экспертов, не исключено принятие на вооружение всех новых индийских ПЛА крылатых ракет морского базирования (КРМБ), созданных на базе российской ракеты «Калибр» (ее экспортная модификация Club 3М-14Э/3М-54Э) и запускаемых как из торпедных аппаратов (ТА), так и из вертикальных пусковых установок (ВПУ). Тем более что именно этими ракетами в настоящее время вооружаются НАПЛ и БНК. При этом работы могут вестись в рамках очередной совместной российско-индийской программы, подобной проекту «БраМос».

ПЛАТ. В 1988–1991 годах индийские ВМС приобрели необходимый опыт эксплуатации взятой в аренду у СССР ПЛА проекта 670, получившей имя «Чакра» (Chakra). Эта же аренда позволила облегчить и ускорить процесс проектирования собственной ПЛА. В апреле 2012 года Россия передала Индии в лизинг на десять лет многоцелевую атомную подводную лодку (ПЛАТ) проекта 971 «Нерпа» (газета «Военно-промышленный курьер» сообщала об этом событии – . Прим. ред. ), которая была достроена на индийские деньги и вновь получила имя «Чакра». Таким образом в боевом составе ВМС Индии появилась одна новейшая ПЛАТ.

НАПЛ. На начало текущего года в боевом составе осталось 14 НАПЛ иностранных проектов: десять НАПЛ проекта 877ЭKM построены в СССР/России, две НАПЛ проекта 209/1500 – в Германии и две НАПЛ этого же типа – в Индии. Построенные в СССР/России десять НАПЛ типа «Шишумар» (Shishumar, тип 877ЭКМ), по оценке индийских военных специалистов, являются наиболее совершенными среди НАПЛ других стран мира. Достаточно современные и НАПЛ типа 209/1500, но они, по заявлению ряда специалистов, проигрывают «подводные дуэли» лодкам российского производства указанного проекта. Вместе с тем это достаточно уникальные НАПЛ, которые при таком малом водоизмещении имеют всплывающую спасательную камеру (ВСК) для экипажа. В процессе ремонтов НАПЛ проекта 877ЭКМ довооружаются ПКР Club-S (3М-54Э/Э1). В перспективе возможно вооружение лодок КРМБ Club-S/N (3М-14Э).

До начала 2005 года многие зарубежные эксперты полагали, что все программы строительства НАПЛ свернуты в интересах концентрации финансовых средств на программе ATV, поскольку после 2000-го закупки неатомных лодок прекращены. Однако в 2005 году программа постройки НАПЛ была восстановлена и в 2010-м началось строительство французских НАПЛ по проекту 75 (Scorpene). Это решение принято по результатам тендера с суммой контракта три миллиарда долларов.

Предполагается строительство серии из шести НАПЛ до 2017 года. Однако, по мнению ряда экспертов, эта серия если и будет выполнена, то в более поздние сроки, а сама программа строительства НАПЛ по проекту 75, вероятно, предназначена в основном для освоения французских технологий: воздухонезависимой энергетической установки (ВНЭУ) типа MESMA и ПКР Exocet SM39.

В течение 30 лет ВМС Индии планируют закупить 24 НАПЛ национального и зарубежного производства.

Если в индийском фильме на стене висит ружье – в финальной сцене оно обязательно споёт или станцует.


Сравнение военно-морских сил Индии со съёмочными павильонами Болливуда не случайно – ведь как и любое индийское кино, ВМС Индии – настоящий трэш. Но при этом, трэш самого высокого уровня! Яркая внешность и громкие лозунги, смелые тактические решения и колоритные образцы морского – люди, приложившие руку к созданию ВМС Индии, были настоящими профессионалами своего дела. Тем не менее, в итоге получился трэш…

Все! Больше ни одной насмешки в адрес индийских моряков.

Современные ВМС Индии извлекают максимум пользы из выделенных на их развитие средств. Пёстрая смесь технологий со всего света – российское и израильское оружие успешно сочетается с радиоэлектроникой собственной разработки. При этом, находчивые индийцы не стесняются эксплуатировать американские противолодочные самолеты «Посейдон», а перспективные НАПЛ предпочитают заказывать в Европе (франко-испанский проект «Скорпен»). Все еще на ходу полувековой британский авианосец «Вираат». Лизинговая российская К-152 «Нерпа» служит в одном ряду с первой индийской атомариной типа «Арихант». Устаревшие британские фрегаты типа «Линдер» непостижимым образом гармонируют с большими противолодочными кораблями проекта 61-МЭ советской постройки. А легендарные подлодки «Варшавянки» - с немецкими дизель-электрическими лодками Тип 209.

Несмотря на всю комичность сборной солянки из техники всех времен и народов, знакомство с индийским флотом оставляет после себя вполне отчетливое впечатление:

1. Индийский флот развивается! Сможет ли он когда-нибудь сравниться по мощи с ВМС США или ВМС Китая – неизвестно. Но тенденция налицо.

2. Несмотря на абсурдный, на первый взгляд, корабельный состав, индийский флот впитал в себя наиболее перспективные концепции современного морского боя – палубная авиация, дальнобойные ПКР, атомные подводные лодки, ДЭПЛ и НАПЛ, фрегаты и эсминцы различных размеров и назначения. Можно критиковать индусов за отсутствие четкой программы развития ВМС, но нельзя не признать заслуг руководства индийского флота в деле повышения обороноспособности страны. Индусы почти всегда выбирают лучшее (по крайней мере, из предложенного).

За спиной – полвека морских побед. Бой тральщика «Бенгал» с двумя японскими вспомогательными крейсерами (1942). Разгром португальской эскадры в ходе десантной операции на Гоа (1961). Две Индо-пакистанские войны: потопление подлодки «Гази», успешные рейды индийских ракетных катеров на Карачи. Предотвращение военного переворота на Мальдивах и успешный перехват захваченного наемниками грузового судна. Всякий раз индийцы показали себя отличными моряками.

Впереди – непрекращающийся рост и амбиции регионального лидера, стремящегося выйти на лидирующие мировые позиции.

Что представляет собой современный индийский флот? Соответствуют ли его возможности стоящим перед ним задачам?

«Священная корова» ВМС Индии

Для точной характеристики ВМС Индии достаточно одного слова: «БраМос». Все остальное меркнет перед этим исчадием ада.

Русско-индийская разработка - сверхзвуковая противокорабельная ракета средней дальности, на сегодняшний день самая совершенная в мире. Скорость полета «БраМос» на предельно малой высоте (sea-skimming режим) способна достигать двух скоростей звука – отразить подобную атаку вряд ли способен даже американский «Иджис»!


Брахмапутра – Москва. Ракета разработана на базе ПКР П-800 «Оникс». Масса боевой части – 300 кг. Максимальная дальность пуска – до 290 км при высотном профиле полета.

Несмотря на удачные попытки перехвата мишени-имитатора «БраМос» (американский летающий дрон GQM-163 Coyote) с помощью морского ЗРК PAAMS в идеальных полигонных условиях с использованием внешнего целеуказания, можно уверенно констатировать: в настоящий момент не существует сколь-нибудь надежных средств и методов перехвата индийской супер-ракеты. Стая «БраМосов», несущихся на высоте 5-10 метров, способна пробить любой противоракетный щит и уничтожить любую эскадру противника.

Высокая скорость полета – всего лишь начало страшной сказки об индийской ракете. Создатели «БраМос» приготовили для противника еще один неприятный сюрприз – современные технологии позволили добиться приемлемых массогабаритных характеристик и снизить стартовую массу ПКР до 3 тонн (облегченный авиационный вариант – 2,5 тонны). Просто великолепный результат для сверхзвуковой ракеты, особенно по сравнению с предшественниками, например П-270 «Москит» (4…4,5 тонны).

Радикальное уменьшение стартовой массы и габаритов ракеты позволило заметно увеличить круг возможных носителей «БраМоса» - ПКР может применяться, как с наземных пусковых установок, так и с боевых кораблей класса «эсминец» или «фрегат».

Проработаны варианты оснащения ракетами «БраМос» самолетов боевой авиации: многоцелевой истребитель Су-30МКИ - до 3 ракет (в реальности будет отлично, если он поднимет хотя бы одну), многоцелевой транспортник Ил-76 – до 6 ракет на внешней подвеске (дешево и сердито), противолодочные самолеты ВМС Индии: Ил-38 (до 4 ракет под фюзеляжем), Ту-142 (до 6 ракет на крыльевых пилонах). Первые испытания запланированы уже на 2014 год.


Макет ПКР "Брамос" под фюзеляжем Су-30МКИ


В сентябре 2013 года индийская компания «Брамос Аэроспейс» выступила с заявлением о том, что версия «БраМос» подводного базирования готова к установке на субмарины ВМС Индии. Ввиду большого диаметра корпуса (700 мм) ракета не помещается в стандартный торпедный аппарат – выходом может стать установка дополнительных ракетных шахт (как на ПЛА «Лос-Анджелес»).

Индийские моряки получают в свои руки воистину универсальное оружие для морского боя: чрезвычайно быстрое, мощное, но главное – массовое и вездесущее. Ударное соединение подводных лодок или эскадрилья Су-30МКИ, оснащенных ракетами «БраМос», способны стереть в порошок любую АУГ вероятного противника.
Принятие на вооружении супер-ракеты «БраМос» автоматически выводит ВМС Индии на новый уровень. Один из немногих флотов, готовых к настоящей морской войне.

Тем временем, индусы не собираются останавливаться на достигнутом: уже поступают сообщения о начале разработки специальной авиационной модификации «Брамос-М» (мини) массой 1,5 тонны, а также абсолютного «вундерваффе» - «БраМос-2» со скоростью полета, превышающей скорость звука в пять и более раз (пока это всего лишь мечта).

Если оставить с супер-ракетой, то весь остальной индийский флот предстает сборищем ржавой рухляди, а также приобретенной за рубежом техники с намеренно ограниченными характеристиками (экспортные модификации). Как вариант – собственные поделки, больше напоминающие реплики боевых кораблей, как правило, с зарубежной «начинкой».

Иногда среди хлама попадаются весьма достойные образцы, но их слишком мало чтобы целиком изменить ситуацию в лучшую сторону.

Авианосцы

Вся история с индийскими авианесущими кораблями напоминает анекдот: теоретически, у индусов три авианосца. Практически – до сих пор не переданная российской стороной «Викрамадитья» (экспромт на базе авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» образца 1982 года) и строящийся «Викрант», который по размерам уступает даже не слишком крупной «Викрамадитье».


INS Vikramaditiya


Оба корабля достигнут оперативной готовности еще не скоро. Единственный авианосец в строю – древний «Вираат», он же - бывший британский «Гермес», спущенный на воду в 1953 году.
Все это не более чем профанация боевой службы, индусы тешат собственное самолюбие и играют в настоящий флот «как у американцев». Реальная сила ВМС Индии лежит совсем в другой плоскости.

Подводный флот

Жемчужина подводной компоненты ВМС Индии – взятая в лизинг российская атомная субмарина К-152 «Нерпа», временно сменившая имя на «Чакру». Можно лишь поздравить индусов с прекрасным выбором и посочувствовать российским морякам, что на 10 лет лишились такого атомохода.

Индусам достался мощнейший корабль – многоцелевой подводный киллер проекта 971 «Щука-Б». Одна из наиболее грозных и совершенных многоцелевых субмарин третьего поколения.

Хороша Маша, да не ваша. К тому же, она всего лишь одна. Собственных субмарин такого уровня у индийцев нет, и в ближайшее время не предвидится. Примечательно, что аналогичное название - «Чакра» носила другая русская лодка К-43 – ПЛАРК проекта 670 «Скат», переданная ВМС Индии на условиях лизинга в период с 1988 по 1992 год.

Первая индийская ПЛА собственной разработки должна вступить в строй уже в следующем году – в настоящее время «Арихант» проходит всесторонние испытания и проверку на радиационную безопасность. Яростное стремление индийских моряков записаться в элитный клуб владельцев атомоходов омрачает единственное обстоятельство: «Арихант» - заведомо устаревший проект на фоне современных «Вирджиний», «Си Вулфов» или российских «Щук».


INS Arihant


Состав вооружения выдает индусов с головой – 12 баллистических ракет K-15 Sagarika с дальностью пуска аж 1900 км в облегченном варианте (для сравнения – российская БРПЛ Р-29РМУ2 «Синева» имеет дальность пуска 11 500 км). Зачем индийскому флоту понадобилась дюжина баллистических ракет малой/средней дальности? Слишком слабых для решения стратегических задач, при этом совершенно неэффективных в локальных войнах. Ответ очевиден – техническое отставание индийского ВПК. Создать «болванку» К-15 гораздо проще, чем высокоточные КРМБ «Томагавк» или «Калибр».

Что касается неатомных субмарин – здесь у индусов все выглядит очень достойно: 4 немецкие ДЭПЛ Тип 209/1500 и десять «Варшавянок» советской и российской постройки (одна из них – «Синдуракшак» затонула во время взрыва в порту Мумбаи, 14.08.2013 г.). Согласно условиям соглашения, индийцы не имеют права ремонтировать «Варшавянки» где-либо, кроме России; ДЭПЛ регулярно проходят капремонт и модернизацию на российских судостроительных предприятиях. В ходе модернизации часть лодок была оснащена комплектами индийской радиоэлектронной аппаратуры и крылатыми ракетами комплекса «Клаб» (экспортный вариант «Калибра» с ограниченной дальность стрельбы).

В ближайшие 5-10 лет индийский флот должен пополнится еще шестью франко-испанскими субмаринами типа «Скорпен», оснащенными воздухонезависимой силовой установкой по типу двигателя Стирлинга. Такие корабли приближаются по своим возможностям к атомоходам, они способны непрерывно находиться в подводном положении на протяжении 2-3 недель. При этом на голову превосходят любую ПЛА по параметру «скрытность» (малые размеры, отсутствие грохочущих турбин и насосов контуров охлаждения реактора).

Морская авиация

16 мая 2013 года на военно-морскую базу Раджали прибыл первый противолодочный самолет P-8I «Посейдон» - индийцы выбрали американскую машину в качестве замены для Ил-38 и Ту-142, поставленных еще во времена СССР.


Boeing P-8I Poseidon на ВМБ Раджали


Дальний противолодочный самолет Ил-38 ВМС Индии


«Посейдон» представляет собой специальную версию гражданского лайнера Боинг-737, оснащенную самым современным оборудованием для ведения морской разведки и обнаружения подводных лодок противника. Всего ВМС Индии планируют приобрести 12 таких машин.

В качестве основного палубного самолета, на замену британскому «Си Харриеру», был выбран российский МиГ-29К.

Среди винтокрылых машин преобладают вертолеты модели «Уэстлэнд Си Кинг» (собранные по лицензии в Великобитании американские «Сикорский» SH-3). Используется ряд советских машин КБ Камова – противолодочные Ка-25 и Ка-28, вертолеты ДРЛО Ка-31, а также вертолеты французского производства «Аэроспасьяль Алуэтт III».


Westland SeaKing

Надводная компонента

Скрупулезное перечисление однообразных конструкций, способно вызвать скуку даже у самого преданного любителя морского дела. Надводные боевые корабли ВМС Индии не отличаются впечатляющими способностями: несмотря на восемь проектов кораблей океанской зоны, у индусов так и не появилось ничего подобного британскому эсминцу «Дэринг» или японскому эсминцу УРО типа «Конго».

«Дели», «Шивалик», «Тальвар», «Годавари»…

Два десятка вполне заурядных эскадренных миноносцев и фрегатов, преимущественно с российским вооружением и системами обнаружения. ЗРК «Штиль», РБУ-6000, батареи АК-630, противокорабельные ракеты П-20 (экспортный вариант П-15 «Термит») и Х-35 «Уран»… Все достаточно просто и не всегда эффективно, тем не менее, со стороны создается видимость мощного и многочисленного флота.


Эсминец «Майсур», один из трех кораблей типа «Дели». Самые крупные из эсминцев собственной постройки, флагманы ВМС Индии. Полное водоизмещение – 6200 тонн. Экипаж 350 человек.
ГЭУ по типу CODOG – два дизеля и два форсажных ГТД, суммарной мощностью 54 000 л.с. Скорость полного хода – 28 узлов. Дальность плавания – 5000 миль на 18 узлах.
Вооружение:
- 16 ПКР Х-35 «Уран»;
- 2 ЗРК «Штиль»;
- 1 ЗРК израильского производства «Барак-1»;
- универсальная артиллерия калибра 100 мм, системы самообороны АК-630, РБУ и торпеды.
- 2 британских противолодочных вертолета «Си Кинг».

Среди более-менее современных кораблей встречаются настоящие «динозавры» - например, пять советских БПК пр. 61-МЭ – несмотря на свой стремительный силуэт и обновленный проект, это всего лишь вариация на тему советского «поющего фрегата» образца 1959 года (назван «поющим» за характерный гул газовых турбин). Чего стоят одни зенитные комплексы М-1 «Волна» - настоящий раритет для военно-морского музея!
Ничуть не лучше смотрятся фрегаты типа «Годавари» или «Нилгири» - импровизации на базе британского фрегата «Линдер» начала 1960-х годов.


Эсминец D55 "Ранвиджай" проекта 61-МЭ


Среди индийских надводных кораблей особый интерес представляют фрегаты «Тальвар» - серия из шести кораблей, строившаяся в России в период с 1999 по 2013 год. Отличные во всех смыслах корабли. Пожалуй, лучшие в мире фрегаты по соотношению стоимость/эффективность.

С технической стороны, «Тальвар» - глубоко модернизированный сторожевик проекта 1135 «Буревестник»: новейшие боевые системы в корпусе с применением технологии «стелс» полностью изменили облик и назначение корабля. Универсальный стрельбовый комплекс на 8 крылатых ракет «Клаб» или ПКР «БраМос», зенитные комплексы «Штиль» и «Кортик», вертолетный ангар – проверенный временем «Буревесник» получил вторую жизнь.

Фрегат оказался настолько хорош, что Минобороны России заказало серию из четырех таких же корабликов для Черноморского флота (проект 11356).

В перспективе ВМС Индии должны пополниться еще тремя эскадренными миноносцами типа «Кольката» - новейшие индийские эсминцы будут оснащены 16 ПКР «БраМос», а также установкой вертикального пуска на 16 ячеек – до 64 зенитных ракет «Барак-1» и «Барак-8» производства Израиля.

Все три корабля уже спущены на воду, ожидается, что головная «Кольката» войдет в строй в следующем году. Однако, сообщается, что на этапе постройки индийцы столкнулись с огромным количеством трудностей – вступление корабля в строй было задержано по меньшей мера на 4 года. Конечная стоимость эсминца возросла на 225% по сравнению с первоначальной сметой – в итоге постройка «Колькаты» обошлась индийскому бюджету в 1,8 млрд. долларов. Примерно столько же стоит гораздо более крупный и совершенный «Орли Берк».

Также, помимо крупных боевых кораблей океанской зоны, в составе ВМС Индии имеется развитый флот из корветов, ракетных катеров и кораблей для контроля прибрежных зон; дюжина десантный кораблей, тральщики, а также вспомогательный отряд из флотских танкеров, военных транспортов, учебных кораблей и океанографических судов. Индийский флот становится похожим на многорукого Вишну, получив универсальность и способность действовать вдали от родных

С недавнего времени реализуется очередной стратегический проект - военно-морская база на Мадагаскаре. ВМС Индии готовятся защищать свои национальные интересы в любом уголке Индийского океана.

Индийские моряки остаются верны заветам касты воителей-кшатриев: они обязаны защитить любого, кто просит их о помощи; им прощается гнев и насилие, так как это является их природой и необходимо для выполнения ими своего долга.


ВМС Индии на международных учениях: Танкер INS Jyoti и эсминец INS Mysore в сопровождении эсминцев ВМС Японии и ВМС США.

Тяжелый фрегат "Тришул" строился в Санкт-Петербурге.
Фото с сайта www.pvo.guns.ru

Сотрудничество нашей страны с Индией в военно-морской области имеет уже полувековую историю и на своем протяжении обозначило целый ряд этапных моментов для обеих стран. Для индийского военно-морского флота, изначально создававшегося и развивавшегося по британскому образцу и комплектовавшегося кораблями, приобретаемыми в бывшей метрополии, переход в 60-е годы к закупке боевых кораблей и морского вооружения в СССР послужил важным поворотным пунктом в политической переориентации и получении доступа к передовым военным технологиям. Для отечественной судостроительной промышленности Индия стала первым внешним заказчиком, для которого велась постройка кораблей по специальным экспортным заказам и по специальным экспортным проектам – до того времени СССР поставлял за рубеж только «типовые» корабли и катера, строившиеся для советского флота, а чаще просто передававшиеся из состава ВМФ СССР. Индия стала и остается главным импортером советской, а затем российской военно-морской техники.

За истекшие 50 лет СССР, а затем Российская Федерация превратились в главного поставщика боевых кораблей и военно-морских технологий для ВМС Индии. Многие строящиеся в самой Индии корабли спроектированы при российском участии и оснащаются российским оборудованием и вооружением. Благодаря России, Индия смогла получить доступ к таким уникальным для мирового оборонного рынка технологиям и возможностям, как технологии атомного подводного кораблестроения и сверхзвуковые противокорабельные ракеты. Ни одна другая страна не дала бы Индии ничего подобного.

ИСТОРИЯ, НЕ ИМЕЮЩАЯ АНАЛОГОВ

Военно-техническое сотрудничество Индии с СССР началось в 1961 году и пережило бурный рост. Началом интенсивного сотрудничества с СССР в военно-морской области стало подписание советско-индийского соглашения в сентябре 1965 года. В соответствии с ним Индия заказала в СССР четыре дизель-электрические подводные лодки проекта И641, плавучую базу Amba проекта 1886Э для них, пять сторожевых кораблей проекта 159Э и пять сторожевых катеров проекта 368П. Все эти единицы были получены уже в 1967–1969 годах. Лодки проекта И641 стали по сути первыми субмаринами, построенными в СССР по специальному экспортному заказу. Затем в 1972–1974 годах в СССР для Индии были построены еще четыре подводные лодки улучшенного проекта И641К и еще пять сторожевых кораблей проекта 159Э.

Важнейшим этапом в повышении боевых возможностей индийского флота стало получение из СССР в 1971 году восьми ракетных катеров проекта 205, вооруженных противокорабельным ракетным комплексом П-15. Это были первые корабли с ракетным управляемым оружием в ВМС Индии. Уже в конце того же года эти катера приняли участие в боевых действиях против Пакистана, обеспечив индийцам абсолютное превосходство над не имевшим ракетного оружия пакистанским флотом и внеся значительный вклад в индийскую победу. В 1976 году ВМС Индии получили дополнительно восемь ракетных катеров усовершенствованного проекта 205ЭР с ракетным комплексом П-20 (П-15У), а в 1977–1978 годах – три малых ракетных корабля проекта 1234Э с ракетным комплексом П-20М.

В 1974 году Индия подписала с советской стороной контракт на строительство в Николаеве на Заводе имени 61 коммунара пяти больших противолодочных кораблей (эсминцев по индийской классификации) по модифицированному проекту 61МЭ разработки Северного проектно-конструкторского бюро (ПКБ). Этот заказ стал этапным и для отечественной судостроительной промышленности – впервые СССР строил крупные боевые корабли по специальному экспортному заказу, причем по проекту, существенно отличному от того, по которому строились аналогичные корабли для ВМФ СССР. Получение в 1980–1988 годах этих кораблей, вооруженных зенитным ракетным комплексом М-1, противокорабельным ракетным комплексом П-20М и противолодочным вертолетом постоянного базирования и оснащенных всережимной газотурбинной энергетической установкой, значительно повысило боевые возможности ВМС Индии.

Противоминные силы индийского флота были обновлены путем строительства в СССР в 1978–1988 годах 12 морских тральщиков проекта 266МЭ и в 1983–1984 годах шести рейдовых тральщиков проекта 1258Э.

СССР с 70-х годов оказывал содействие индийской стороне в развитии национального военного кораблестроения. Помимо консультативной и технической помощи, Индии было поставлено вооружение (включая ракетные комплексы «Оса-МА» и П-20М) и радиоэлектронное оборудование для оснащения трех построенных в Индии фрегатов национального проекта 16 типа Godavari (на базе английских фрегатов типа Leander), введенных в строй в 1982–1988 годах, а затем, уже в постсоветский период – более современное вооружение (включая противокорабельные ракетные комплексы «Уран-Э») для трех фрегатов модифицированного проекта 16А (тип Brahmaputra), переданных индийскому флоту в 2000–2005 годах.

С 80-х годов сотрудничество Индии с СССР, а затем и Россией в военно-морской области вступило новую фазу, характеризуясь приобретением Индией самых передовых советских, а затем российских технологий и кораблей.

С 1986 по 2000 год Индия получила 10 построенных в СССР и России дизель-электрических подводных лодок проекта 877ЭКМ. Постройка этой серии окончательно выдвинула Индию на роль крупнейшего покупателя подводных лодок отечественной постройки. Последняя из лодок этой серии Sindhushastra строилась по модифицированному проекту 08773 и первой из кораблей была оснащена ракетным комплексом Club-S (которым не обладали ВМФ России). После 2000 года все остальные индийские лодки проекта 877ЭКМ в настоящее время в ходе средних ремонтов на российских предприятиях (ОАО «Адмиралтейские верфи», а теперь ОАО «Звездочка») также проходят аналогичную модернизацию с оснащением комплексом Club-S.

Наиболее решительный шаг в сотрудничестве с Москвой выразился в получении Индией в 1988 году в январе в аренду советскую атомную подводную лодку К-43 проекта 670 (вернее, его «экспортной» версии – проекта 06709), получившую название Chakra («Чакра») и оснащенную противокорабельными ракетами «Аметист». Это была первая в истории передача атомной субмарины одним государством другому. Хотя всего через три года лодку пришлось вернуть СССР по политическим причинам, эксплуатация этой лодки наглядно продемонстрировала руководству индийского флота большое боевое значение атомных подводных лодок.

Для замены устаревших ракетных катеров советской постройки индийским флотом из СССР были в 1987–1990 годах получены пять больших ракетных катеров проекта 1241РЭ, вооруженных ракетным комплексом П-21/П-22, а затем развернуто их лицензионное строительство в Индии – с 1991 по 1997 год сдано шесть единиц, а в 2002 году введены в строй два последних катера, достраивавшихся по измененному проекту с установкой нового ракетного комплекса «Уран-Э». Кроме того, в 1989–1991 годах в СССР были построены четыре малых противолодочных корабля проекта1241ПЭ.

НОВЫЙ ЭТАП

В самой Индии в 80-е годы началась самостоятельная постройка боевых кораблей нового поколения, спроектированных советскими КБ и оснащавшихся главным образом поставлявшимся советским, а затем российским вооружением и оборудованием. Большим успехом индийской судостроительной промышленности стал ввод в строй в 1997 году строившегося 10 лет в Мумбаи при техническом содействии сперва СССР, а затем России эскадренного миноносца Delhi проекта 15 разработки Северного ПКБ. Delhi стал первым зарубежным кораблем, получившим ряд современных и до того не экспортировавшихся систем советского морского вооружения (зенитный ракетный комплекс «Штиль», РЛС «Фрегат-МА»). Особенно следует отметить вооружение этого корабля противокорабельным ракетным комплексом «Уран-Э», благодаря чему Индия стала вообще первым получателем этого комплекса, поскольку на вооружение ВМФ России ракетная система «Уран» поступила лишь после 2002 года, да и то в ограниченных количествах. Вслед за головным в 1999 и 2001 годах ВМС Индии получили еще два эсминца проекта 15 (Mysore и Mumbai).

Затем было начато строительство еще трех эсминцев по измененному проекту 15А (тип Kolkata), которое осуществляется также при активном российском содействии. Как ожидается, эти корабли будут вооружены зенитным ракетным комплексом «Штиль-1» в вертикальных пусковых установках, а также ракетным комплексом BrahMos. Все три корабля сейчас находятся на стадии достройки и должны быть сданы в 2011–2013 годах. Кроме того, в 2009 году правительство Индии санкционировало строительство четырех эсминцев еще более модифицированного проекта 15В.

По проекту Зеленодольского ПКБ в Индии для замены старых сторожевых кораблей проекта 159Э было начато строительство корветов индийского проекта 25 (типа Khukri). Четырех таких корабля, оснащенных ракетными комплексами П-21/П-22, были переданы индийским ВМС в 1989–1991 годах, а затем были построены еще четыре единицы по доработанному проекту 25А (тип Kora), оснащенные ракетным комплексом «Уран-Э» и вошедшие в строй в 1998–2004 годах.

Однако значительные трудности, с которыми встретилась Индия при организации строительства кораблей у себя, вынудили индийский флот вновь прибегнуть к прямым заказам в России. В 1997 году Индией был заключен контракт стоимостью 1 млрд. долл. на строительство в России трех фрегатов специально разработанного Северным ПКБ проекта 11356, оснащенных зенитным ракетным комплексом «Штиль-1» и ракетным комплексом Club-N. Соглашение стало одним из важнейших достижений российской судостроительной промышленности постсоветского периода и первой значимой военной судостроительной программой, реализованной в России после распада СССР. При этом впервые Россия строила на экспорт корабли более совершенные, чем для своего флота. Три фрегата типа Talwar были построены ОАО «Балтийский завод» в Санкт-Петербурге и, несмотря на затяжки из-за технических проблем, сданы индийскому флоту в 2003–2004 годах, оказавшись одними из наиболее совершенных и мощных кораблей своего класса в мире. В 2006 году Индия заключила еще один контракт стоимостью 1,56 млрд. долл. на постройку еще трех фрегатов модифицированного проекта 11356М со сроком сдачи в 2011–2012 годах, их строительство осуществляется ОАО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» в Калининграде. Эти корабли оснащены зенитным ракетным комплексом «Штиль-1» в вертикальных пусковых установках и ракетным комплексом BrahMos. Не исключается в будущем и заказ Индией еще трех кораблей проекта 11356М.

По мотивам проекта 11356 индийцами при участии Северного ПКБ был разработан фрегат проекта 17 для постройки силами национальной промышленности с оснащением преимущественно российским вооружением (комплексы «Штиль-1» и Club-N). Три фрегата проекта 17 строятся в Мумбае, головной из них Shivalik был сдан флоту в 2010 году.

Однако наиболее эпохальными для индийско-российского сотрудничества в военном кораблестроении стали заключенные после 2000 года контракты на поставку Индии бывшего тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал флота Советского Союза Горшков» и атомной многоцелевой подводной лодки «Нерпа».

Переговоры о продаже Индии тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал флота Советского Союза Горшков» (бывший «Баку») проекта 11434 (стандартное водоизмещение 37 тыс. тонн), введенного в строй ВМФ СССР в 1987 году, но уже в 1994 году поставленного на прикол, велись почти десятилетие и увенчались успехом только в 2004 году с подписанием контракта стоимостью 1,8 млрд. долл. Согласно этому соглашению Россия передает корабль Индии (где он получил название Vikramaditya) и за 970 млн. долл. осуществляет его перестройку к 2008 году в полноценный авианосец с трамплинным стартом самолетов, а еще на 752 млн. долл. разрабатывает и поставляет Индии для авиагруппы этого корабля 16 палубных истребителей МиГ-29К (с опционом еще на 29). Пакет включает также поставку корабельных вертолетов радиолокационного дозора Ка-31 и противолодочных вертолетов Ка-28.

Работы по модернизации «Адмирала Горшкова» для Индии по проекту 11430 Невского ПКБ ведутся на ОАО «Северное машиностроительное предприятие» с 2005 года, однако значительно затянулись, осложняясь к тому же разногласиями об окончательной стоимости переоборудования. В общей сложности Индии пришлось в последующем доплатить за переоборудование дополнительно порядка 1,5 млрд. долл. сверх первоначальной контрактной стоимости. Как ожидается, ввод переобрудованного корабля в состав ВМС Индии произойдет в итоге не ранее 2012 года. Корабль должен стать самой крупной боевой единицей, когда-либо передававшейся на экспорт в мировой военно-морской истории, и значительно повысить боевой потенциал индийского флота.

История сотрудничества с Индией по атомному подводному флоту, начатая арендой Chakra, получила развитие в подписанном в октябре 2000 года соглашении о передаче Индии в долгосрочную аренду остававшейся недостроенной на ОАО «Амурский судостроительный завод» атомной многоцелевой подводной лодки третьего поколения К-152 «Нерпа» (заказ 518, начата постройка в 1986 году, разработчик СПМБМ «Малахит») и ее достройке. На момент подписания соглашения техническая готовность «Нерпы» составляла 86,5%. В последующем предусматривалась аналогичная достройка и передача в аренду Индии и второй однотипной лодки, находящейся на том же предприятии (заказ 519, готовность около 60%). Окончательное подписание контракта состоялось в 2005 году. Общая стоимость соглашения с Индией о достройке и передаче в аренду двух атомных подводных лодок оценивается в 1,8 млрд. долл., в том числе контракта по «Нерпе» – в 650 млн. долл. После ввода в строй «Нерпа» должна быть передана индийцам в лизинг сроком на 10 лет, при этом лизинговые платежи составят 25 млн. долл. в год.

Работы в 2004 году возобновлены только по «Нерпе», которая достраивалась для Индии по специально «глубоко модернизированному» проекту 971И, на котором, в частности, изменен состав вооружения и установлен ракетный комплекс Club-S. «Нерпа» проходит испытания с 2008 года, а ее передача индийской стороне намечена на весну 2011 года. В составе индийского флота она получит то же самое название Chakra. Затем, видимо, будет возобновлена постройка для Индии второй атомной подводной лодки.

Кроме того, известно, что Россия оказывает содействие Индии в осуществлении программы ATV проектирования и строительства собственной атомной подводной лодки. Видимо, для нее из России также поставляется ряд систем. Первая индийская атомная подводная лодка Arihant была спущена на воду в 2009 году, причем при ее спуске премьер-министр Индии Сингх прямо благодарил «русских друзей» за содействие. Сейчас лодка находится в стадии достройки и испытаний.

Также стоит упомянуть, что в 1996 году для ВМС Индии «Адмиралтейскими верфями» был построен танкер-заправщик Jyoti проекта 15966.

ВОЗДУШНАЯ КОМПОНЕНТА И ДАЛЬНЕЙШИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

Сотрудничество с Москвой оказало значительное влияние на расширение боевых возможностей индийской морской авиации. В 70-е и 80-е годы для нужд дальней авиационной разведки ВМС Индии из состава авиации ВМФ СССР были приобретены сперва шесть противолодочных самолетов Ил-38, а затем – восемь дальних противолодочных самолетов Ту-142МЭ, радиус действия которых позволял держать под наблюдением едва ли не всю акваторию Индийского океана. Из СССР было поставлено семь противолодочных вертолетов Ка-25ПЛ и 19 более современных противолодочных вертолетов Ка-28.

После 2000 года пять самолетов Ил-38 (включая два поставленных дополнительно из наличия ВМФ России) прошли модернизацию в вариант Ил-38SD с установкой новой поисково-прицельной системы «Морской змей». В 2003–2004 годах Индии были поставлены девять вертолетов дальнего радиолокационного дозора Ка-31 – причем Индия стала головным заказчиком этого вертолета. Для переоборудуемого бывшего тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал флота Советского Союза Горшков» и для строящегося в самой Индии авианосца IAC (включая переведенный в контракт опцион), первые шесть из которых были поставлены в 2009 году. Кроме того, законтрактованы еще девять вертолетов Ка-31 и восемь противолодочных Ка-28. Невское ПКБ по индийскому заказу разработало также проект наземного комплекса для подготовки летчиков палубной авиации, который должен строиться в Индии.

Весьма значимым совместным проектом России и Индии стала разработка и производство противокорабельной сверхзвуковой ракеты BrahMos одноименным совместным предприятием, созданным индийской оборонной организацией DRDO и российским ОАО «НПО машиностроения». Ракета BrahMos создана на базе российской ракеты комплекса «Оникс» («Яхонт»), и выпуск комплектов для ракет осуществляется ОАО «Стрела» в Оренбурге с последующей поставкой в Индию для дооснащения. Проект BrahMos является эталонным примером реализации двусторонней военно-промышленной программы. К настоящему времени все три вида вооруженных сил Индии заказали либо планируют закупить в общей сложности до 1000 ракет BrahMos на сумму до 5 млрд. долл. Совместное предприятие BrahMos ведет работы в интересах индийской стороны и по созданию нового поколения ракет уже с гиперзвуковой скоростью.

Можно констатировать, что сохраняется огромный потенциал для дальнейшего развития и углубления сотрудничества между Россией и Индией в военно-морской сфере по многим направлениям. Так, новые российские проекты боевых кораблей также предлагаются Индии для совместного строительства. «Рособоронэкспорт» с фрегатом проекта 22350 принимает участие в конкурсе ВМС Индии на постройку семи фрегатов нового поколения проекта 17А (один корабль индийцами предполагается строить на иностранной верфи и шесть по лицензии на индийских предприятиях). Неатомные подводные лодки проекта 677 («Амур-1650») с возможностью оснащения ракетным комплексом BrahMos предлагаются на новый индийский тендер на шесть подводных лодок (с постройкой их по лицензии в Индии). Видимо, получат развитие и совместные российско-индийские разработки в области военно-морской техники.

За контракт на разработку нового авианосца для ВМС Индии соревнуются Россия, Франция, Великобритания и США, получившие предложения от ВМС Индии поучаствовать в тендере.

Свои первые авианосцы Индия получила от Великобритании, роль которой в создании трудно переоценить. С обретением независимости влияние Королевского флота не уменьшилось: помимо традиций и некоторого количества кораблей разных типов, полученных в наследство от британцев, Индия на протяжении многих десятилетий сотрудничала с Великобританией, покупая как готовые корабли, так и разработки, воплощавшиеся на национальных верфях.

Первым индийским авианосцем стал «Викрант» (INS Vikrant), построенный в 1945 году совместными усилиями верфей «Виккерс-Армстронг» и «Харланд энд Вольф» для Королевского флота под именем «Геркулес» (HMS Hercules). Корабль так и не вошел в состав ВМС Великобритании: в 1946 году в рамках послевоенного сокращения флота он был законсервирован. В 1957-м корабль продали Индии, а в 1961-м после доработки он вошел в состав индийского флота уже как «Викрант». Относительно небольшой авианосец полным водоизмещением около 20 000 тонн нес 20-25 летательных аппаратов: палубные истребители «Хоукер Си Хок» (Hawker Sea Hawk), противолодочные самолеты «Бреге Ализэ» (Breguet Br.1050 Alizé), американские вертолеты «Си Кинг» (Sea King) и французские «Алуэтт» (Alouette). Впоследствии он был переоборудован под истребители вертикального взлета и посадки «Си Хэрриер».

В 1997 году спустя 52 года после постройки «Викрант», прослуживший ВМС Индии 36 лет, списали и поставили на вечную стоянку в качестве военно-морского музея в Мумбае.

К этому времени индийский флот уже располагал вторым авианосцем. Корабль, известный под названием «Вираат» (INS Viraat), был приобретен в Великобритании в 1986 году и прибыл в Индию в 1987-м.

Бывший «Гермес» (HMS Hermes) - легкий авианосец типа «Сентор» - был заложен на верфи «Виккерс-Армстронг» в 1944 году, спущен на воду в 1953-м и передан британскому Королевскому флоту в 1959-м. В составе Королевского флота «Гермес» отличился в Фолклендской войне 1982 года, где он был флагманским кораблем британского авианосного соединения. Более крупный, чем «Викрант» (28 700 тонн полного водоизмещения), он может нести до 30-35 летательных аппаратов, хотя обычно его авиагруппа, как и на предшественнике, составляет не более 20-25 машин.

Уже в конце 1980-х индийские адмиралы задумались о перспективе замены обоих устаревающих кораблей. Исходные планы предполагали строительство двух 28 000-тонных авианосцев: первый заменил бы к концу 1990-х «Викрант», а второй в середине 2000-х пришел бы на смену «Вираату». Эти планы не были реализованы по экономическим причинам. В 1991 году комитет по военным расходам потребовал отказаться от планов строительства больших авианосцев и рассмотреть альтернативный проект размером с итальянский легкий авианосец «Джузеппе Гарибальди», известный как один из самых маленьких авианосцев в мире, со стандартным водоизмещением в 10 000 и полным - в 13 850 тонн.

Идея замены «Викранта» и «Вираата» на корабли почти вдвое меньших размеров не понравилась индийским адмиралам. Тем не менее проектирование нового авианосца, способного нести 12-15 самолетов, началось, хоть флот и смог выбить увеличение водоизмещения до 17 000 тонн. В 1997 году ВМС Индии практически удалось отвоевать прежние позиции: в качестве перспективного рассматривался проект ADS (Air Defense Ship) - 24 000-тонный корабль с авиакрылом в 20-25 машин, основанный на проекте французской компании DCNS.

В этот период флот изменил свои взгляды на концепцию будущего корабля. Вместо авианосца, предназначенного для базирования самолетов короткого/вертикального взлета и посадки (схема STOVL), адмиралы планировали получить корабль, способный нести полноценные истребители. Эти авианосцы, построенные по схеме CATOBAR (катапультный взлет, посадка с помощью аэрофинишеров) или STOBAR (короткий взлет с помощью трамплина, как и на STOVL, и посадка с помощью аэрофинишеров, как на CATOBAR), не укладывались в изначально заданные лимиты по размерам. Водоизмещение проектируемого корабля увеличилось, превысив 30 тысяч тонн и в итоге остановившись на значении 37 500 тонн стандартного и свыше 40 000 - полного водоизмещения.

Вместе с тем было ясно, что реализация собственного проекта с таким трудным политическим климатом займет длительное время: заказ на первый корабль нового проекта 71, получивший имя «Викрант», был оформлен в 2004 году, закладка авианосца на верфи в Кочине состоялась в 2009-м, окончательный спуск на воду - в 2015 году, а ввод в строй, анонсированный на 2018 год, может быть перенесен еще на 1-2 года. В этих условиях руководство ВМС Индии приняло российское предложение о покупке бывшего советского тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» с перестройкой его в авианосец схемы STOBAR, под базирование истребителей МиГ-29К и вертолетов. Переговоры, шедшие с конца 1990-х годов, завершились в 2004-м, а в 2013 году корабль был передан заказчику под именем «Викрамадитья». Одновременно Индия получила 45 истребителей МиГ-29К, которые должны составить авиакрыло и «Викрамадитьи», и нового «Викранта».

В конце 2000-х годов, когда Китай работал над авианосцем «Ляонин» (недостроенным для ВМФ СССР тяжелым авианесущим крейсером «Варяг») и планировал создание собственного китайского авианосца, в Индии задумались о строительстве следующего корабля. По сообщениям в прессе, он должен получить имя «Вишал» (INS Vishal).