В чем разница между специалистом и менеджером? Разница между специалистом и менеджером Лучше менеджер или специалист

Юлия Оника , бизнес-тренер



Сегодня большинство украинских бизнесов в своей кадровой политике ориентируются на формирование менеджмента среднего звена в большинстве своем внутренними ресурсами компании за счет развития и продвижения опытных специалистов. У такого подхода несколько очевидных преимуществ — это позволяет бизнесу…
  1. Не зависеть от ситуации дефицита компетентных сотрудников на рынке
  2. Получить заслуживающего доверия, мотивированного и лояльного к компании управленца
  3. Брать на руководящие должности сотрудников с хорошим пониманием особенностей бизнес-процессов, знающих формальные и неформальные правила и специфику деятельности конкретной компании

Вместе с тем, понимая все очевидные преимущества данного подхода, мы наблюдаем одно существенное ограничение. Речь идет о том, что вчерашний специалист часто психологически не готов выполнять обязанности менеджера.

Быть руководителем — просто?

Чем обусловлена данная неготовность? С нашей точки зрения, причин несколько. Во-первых, чаще всего ошибочными представлениями специалиста о роли руководителя . Многие успешные специалисты убеждены, что роль менеджера сводится к раздаче распоряжений и участие в рабочих совещаниях с высшим руководством. При этом, ими совершенно игнорируется координирующий, мотивационный и контролирующий аспекты руководящей позиции. Во-вторых, наличием определенных стереотипов , которые искажают, упрощают или усложняют действительность. Вот несколько примеров: «если ты хорошо разбираешься в деле - ты легко сможешь руководить людьми, которые этим делом занимаются», «руководитель - проще простого, просто ставь цель и спрашивай, как продвигается ее выполнение» или «каждый человек с высшим образованием может быть хорошим руководителем». Такие стереотипы порой мешают сотруднику уделить должное внимание и силы формированию у себя необходимых знаний и навыков, а также психологических характеристик, которые смогли бы обеспечить его долгосрочную эффективность в качестве руководителя.

Как следствие, начинающие руководители могут быть неэффективны в своей деятельности. В лучшем случае, они продолжают работать и мыслить как специалисты . В худшем - создавать своими действиями ситуации, в которых будет место неоправданным расходам, снижению определенных показателей эффективности, демотивированные подчиненные и т.д. На личностном уровне начинающий руководитель будет проживать не самые лучшие ощущения собственной некомпетентности. В самом деле: его попытки принимать самостоятельные решения терпят крах, он боится потерять авторитет, вызвать недовольство руководства нерешительностью или неверными решениями, сомневается об уместности обращения за помощью, в том числе к непосредственному руководителю.

Наша практика показывает, что для того, чтобы избежать проблем, связанных с психологической адаптацией к новой роли, начинающим руководителям часто бывает достаточно понять, что «специалист» и «менеджер» это две разные роли , два разных стиля поведения. Кроме этого, у менеджера кроме его собственных функциональных задач добавляются управленческие функциональные обязанности. Все это оказывает очень четкие различия в различных областях деятельности.

Рассмотрим отличия более подробно.

Характер выполняемых работ

Специалист выполняет узкоспециализированные задачи, своего рода части и фрагменты. Менеджер помимо выполнения управленческих функций и отдельных задач, занимается координацией всех фрагментов в единое целое.

Опыт подсказывает, что большинство начинающих руководителей продолжают фокусироваться на выполнении привычных функциональных задач. При этом управленческие обязанности, связанные с постановкой целей, планированием, контролем, адаптацией, обучением, мотивацией и т.д. ими нередко игнорируются. В различных бизнесах необходимый баланс функциональных и управленческих задач будет разным. С нашей точки зрения, начинающему руководителю правильно распределить приоритеты так: 60% времени уделять выполнению задач в качестве высокопрофессионального специалиста и 40% расходовать на исключительно управленческую деятельность.

Ответственность

Специалист несет ответственность исключительно за свои действия. Менеджер , кроме ответственности за свои действия, принимает на себя ответственность за действия своих подчиненных.

Практически все, кому приходилось руководить работой начинающего менеджера, сталкивались с его неготовностью брать на себя ответственность за действия его подчиненных, что проявляется в типичных высказываниях, например: «а я это делегировал младшему специалисту, а он почему-то не сделал…» или «мне так сложно: мои подчиненные какие-то неорганизованные». Менеджеру важно понимать, что именно он несет ответственность за результаты деятельности своих подчиненных, а также за проявления их профессиональных и личностных качеств в процессе совместной деятельности. Менеджеру необходимо разъяснить своим подчиненным стандарты, правила, критерии, в рамках которых будет протекать их сотрудничество. Это позволит подчиненным понять границы своей ответственности.

Власть

Специалист не имеет власти и не располагает реальными полномочиями. Менеджер обладает полномочиями и властью.

Очень часто приходится наблюдать, как начинающие руководители злоупотребляют собственной властью. Большинству не удается избежать соблазнов, которые появляются с наличием подчиненных, статуса «менеджер» и полномочиями. Как это проявляется? Во взаимодействии с подчиненными такой менеджер руководствуется принципом «сделай так, потому что я сказал» и обычно не объясняет причин своих указаний. Менеджер может требовать выполнения заведомо абсурдных поручений, демонстрировать «звездное» и конфликтное поведение в совместной работе с коллегами и подчиненными. Вследствие такого поведения руководитель может сильно испортить свою репутацию и отношения с подчиненными.

Управление временем

Специалисты , как правило, имеют ряд четких задач, которые легко структурируются и среди которых достаточно легко расставить приоритеты. Менеджер расставляет приоритеты в собственной работе, а также помогает определить и согласовать зачастую конфликтующие между собой приоритеты в работе своих подчиненных.

Очень часто начинающие руководители становятся заложниками одной из крайностей: все внимание уделяют управлению людьми, а свои задачи выполняют после окончания рабочего дня, когда все разошлись по домам, или - вторая крайность - лишают подчиненных внимания, пуская их задачи на самотек, и занимаются выполнением своего функционала. В этой связи, трудно переоценить навыки планирования и управления временем. Существует большое количество инструментов и технологий, правил и принципов планирования времени, которые, безусловно, будут содействовать начинающему руководителю в эффективной организации собственной деятельности и оказании помощи своим подчиненным.

Принятие решений

Специалисты принимают решения, связанные с методикой выполнения своей работы, распределением своих усилий и т.д. Менеджер принимает решения о сроках выполнения задач, распределении ресурсов, возможности помощи.

И здесь молодого менеджера подстерегают ловушки. Одна из них - пытаться принимать все, даже мелкие и незначительные решения, стараясь контролировать ситуацию и быть в курсе всех событий. Вторая - наоборот: ожидать от сотрудников тотальной самостоятельности и отпускать ситуацию на самотек. В этом аспекте важно уяснить, что степень самостоятельности подчиненных разнится и обусловлена эта разница отличием их опыта и уровня квалификации. Эти отличия и призван учесть индивидуальный подход к постановке задач и оценке деятельности подчиненных.

Контроль

Специалист , в силу специфики деятельности и полномочий контролирует только отдельную составляющую процесса. Менеджер контролирует как весь процесс, так и отдельные его составляющие.

Здесь ключевым является понимание того, что контроль по своей сути является сопоставлением ожидаемого результата и полученного. Соответственно, для осуществления контроля необходимым является: понимание того, какой результат ожидается и когда и наличие критериев или стандартов, по которым этот результат будет оцениваться. При этом, данные стандарты результативности должны быть донесены до исполнителя, что облегчает его задачу и увеличивает шансы добиться желаемого результата. Основная нагрузка должна ложиться на промежуточный контроль. И чем лучше проделана работа на этапах промежуточного контроля, тем больше вероятность получить ожидаемый результат при окончательной проверке.

Оценка деятельности

Специалист оценивает свою деятельность, исходя из собственных представлений об эффективности и результативности посредством оценок руководителя. Менеджер оценивает свою деятельность и деятельность подчиненных исходя из значимости и важности данных дел для подразделения и/или компании.

Как правило, начинающие руководители неохотно оценивают своих подчиненных. Во многом это вызвано стремлением нравится своим сотрудникам и не вызывать конфронтаций своими оценками. В ходе наших управленческих тренингов мы всегда обращаем внимание начинающих руководителей на необходимость внутренне отказаться от стремления сохранить любой ценой отношения со своими подчиненными. Мы также подчеркиваем важность качественной оценки - с помощью обратной связи или оценки компетенций, настаиваем на ее объективности, вежливости, четкости и однозначности.

Обучение сотрудников

Специалисты , как правило, передают друг другу знания бессистемно, зачастую неформально. Менеджер , как правило, должен целенаправленно и системно заниматься обучением и развитием своих подчиненных.

На практике большинство руководителей не обучают подчиненных, поскольку, во-первых, не считают это своими прямыми обязанностями (полагая, что это работа HR или внутренних тренеров), во-вторых, не всегда умеют это делать. К сожалению, нам не раз приходилось наблюдать такую ситуацию: начинающий менеджер считает, что его подчиненные сами должны заботиться о своем обучении и развитии. При этом, подчиненные уверены, что раз им не делают замечаний и регулярно платят финансовое вознаграждение, значит все у них хорошо и они не утруждаются стремлением обогатить свою деятельность новыми методами и формами. В результате, компания часто испытывает трудности при необходимости осуществить вертикальную или горизонтальную ротацию персонала или вынуждена оплачивать дорогостоящие работы внешним службам в связи с низкой компетентностью собственных специалистов данного профиля.

Как донести менеджеру то, что он теперь — менеджер?

Для профилактики и решения возможных сложностей, связанных с трудностями адаптации специалистов к роли руководителя, мы рекомендуем HR-менеджерам и внутренним тренерам включать в действующие программы подготовки начинающих менеджеров и развития специалистов мероприятия, направленные на разъяснение:

  • Отличительных особенностей работы специалиста и менеджера
  • Возможных психологических реакций на сложные ситуации, способы их корректировки и пути выхода из создавшихся ситуаций

С нашей точки зрения, это простое решение позволит существенно минимизировать вероятность управленческих ошибок начинающих менеджеров, за которые компаниям часто приходится платить непомерно высокую цену. Опыт компаний, которые следовали этим рекомендациям, показывает, что при минимальных затратах на такую дополнительную подготовку, удается существенно ускорить период адаптации начинающих менеджеров и значительно повысить их эффективность.

Желаемая позиция - один из самых важных пунктов резюме, на который работодатель обращает внимание в первую очередь, поэтому к формулировке этой графы следует подойти очень ответственно.
В названии резюме принято указывать должность, на которую претендует соискатель. Необходимо правильно обозначить свой статус. Нередко это вызывает трудности у соискателей, и очень часто возникает путаница понятий, поскольку многие кандидаты в резюме называют себя менеджерами, по сути ими не являясь.

Кто может называть себя менеджером?

В странах с высокоразвитой рыночной экономикой менеджерами называют профессиональных управляющих, имеющих специальное образование, зачастую полученное в дополнение к основному: инженерному, юридическому, экономическому и т. д. Менеджеры осуществляют квалифицированное управление деятельностью предприятия (высшее звено), его структурных подразделений (среднее звено) или обеспечивают выполнение определенной деятельности в сфере бизнеса (низовое звено).

Менеджерами высшего и среднего уровня можно считать директоров предприятий, учреждений и организаций и других линейных руководителей: начальников цехов и иных структурных подразделений, а также функциональных отделов.
Что же касается менеджеров низового уровня, то в условиях развития коммерческих структур, малого и среднего предпринимательства возникла потребность в определении их места и функциональной роли как организаторов этой деятельности, обеспечивающих ее соответствие условиям внешней среды: экономическим, правовым, технологическим и другим требованиям.

Таким образом, разница между уровнями менеджмента заключается в масштабе, пределах полномочий, ответственности, а также степени детализации выполняемых ими функций.

В чем же отличие?

В западных компаниях менеджером может называться лишь тот, кто действительно осуществляет управленческие функции, а позиция специалиста по продажам часто называется representative – то есть представитель, несмотря на то, что такой сотрудник может вести довольно много клиентов. Зачастую случается и так, что при переходе из белорусской компании в западную люди бывают несколько разочарованы новой трактовкой своей должности. Некоторым удается, правда, договориться, чтобы на визитке был обозначен «менеджер», однако в трудовой книжке, и в штатном расписании, их должность звучит как «представитель».

Точно так же следует различать менеджеров по персоналу и специалистов кадровой службы. В традиционном понимании служба кадров занята исключительно техническими операциями: ведением документации в соответствии с Трудовым кодексом РБ, учетом рабочего времени и движения персонала. Но поскольку кадровики не участвуют в принятии управленческих решений, они не могут влиять на тактику и стратегию работы с людьми. Поэтому в условиях рыночной экономики, где персонал становится мощным фактором, способным ускорить или затормозить развитие фирмы, такой подход оказывается полностью несостоятельным. В этой ситуации все большее внимание уделяется оценке, мотивации и обучению персонала. Происходит расширение внутренней специализации кадровой службы, требующей закрепления отдельных функций за штатными сотрудниками. А главными задачами становятся мотивация квалифицированных специалистов, развитие корпоративной культуры, а также формирование способов подбора грамотной команды. И именно такой тип кадровой службы в настоящее время является наиболее перспективным. В организациях, где учредители понимают значение и ответственность хорошей кадровой службы, ее статус достаточно высок, так как ее деятельность непосредственно влияет на эффективность работы предприятия и его дальнейшие перспективы. Во многих организациях руководитель такой кадровой службы, как правило, принадлежит к высшему управленческому составу. А это и есть менеджер по персоналу.

Или взять, к примеру, такую популярную должность, как менеджер по работе с клиентами. В чем отличие менеджера от специалиста по работе с клиентами? Должностные обязанности вроде бы одинаковые: развитие продаж, эффективное взаимодействие с клиентами и другими подразделениями компании, участие в маркетинговых и рекламных акциях. Разница в том, что менеджеры, в отличие от специалистов, в обязательном порядке руководят группой сотрудников и по результатам работы предоставляют отчеты высшему руководству компании.
Для чего используется подмена понятий

Ашейчик Татьяна, менеджер по персоналу «Атлант-М Британия», отмечает:

"Не удивительно, что в нашей стране происходит смешение понятий «специалист» и «менеджер». Многие отечественные компании строят свой бизнес, перенимая опыт зарубежных. Мы используем термины с английского языка как некую кальку, не всегда задумываясь о том, уместны ли они в той или иной ситуации, то ли имеется в виду. Одни компании намеренно подменяют понятия, другие не могут определить различий в функционале менеджера и специалиста, а третьи вовсе считают эти термины синонимами. Ситуация осложнена и тем, что сегодня выпускники белорусских ВУЗов выходят на рынок труда с записью в дипломе «менеджер-экономист» и твердо убеждены, что даже не имея опыта работы, смогут сразу занять такую позицию. Однако в реальности, работодатели готовы рассматривать подобных кандидатов лишь на стартовые позиции либо на позиции стажеров.
В Международном автомобильном холдинге «Атлант-М» есть четкое разграничение понятий «менеджер» и «специалист». Выделяется 3 уровня менеджмента. Менеджеры высшего звена (ТОП-менеджеры) – директора отделений, регионов, всего холдинга. Менеджеры среднего звена – это руководители отделов, подразделений. Менеджеры такого уровня имеют подчиненных, организовывают их деятельность, повышают ее эффективность, а также занимаются стратегическим планированием. К менеджерам низшего звена в Атлант-М относятся такие должности, как менеджер по продажам автомобилей, менеджер-консультант отдела запасных частей. Несмотря на то, что эти сотрудники не имеют подчиненных, круг их обязанностей и значение для нашего бизнеса достаточно велики. В этом и заключается отличие от специалистов. Однако подчеркну, что компании одинаково нужны как менеджеры, так и специалисты – ведь они составляют структуру организации, где у каждого есть своя роль.
Для того чтобы у работодателя не возникло вопросов, кем вы все- таки хотите быть: менеджером или специалистом – предварительно следует узнать, как принято называть должность, на которую вы претендуете, в конкретной компании, изучив сайт либо задав вопрос менеджеру по персоналу. Я редко сталкиваюсь с кандидатами, для которых принципиальна надпись «менеджер» на бейдже. Чаще всего соискатели интересуются функционалом и объемом задач, которые предстоит решать на новом месте. На мой взгляд, эта позиция является правильной".

Некорректное указание должности, на которую вы претендуете, может привести к потере времени, проведенного в походах по «ненужным» собеседованиям. Поэтому прежде чем приступить к созданию резюме, следует внимательно изучить вакансии, на которые Вы хотите претендовать, и только после этого приступить к составлению CV. Не стоит пытаться повысить профессиональный статус за счет использования «модных» или заимствованных слов. А главное помните, что решающую роль при принятии решения о приглашении на собеседование играют, прежде всего, Ваши функциональные обязанности и профессиональные достижения.

Менеджер – это наемный работник, занятый профессиональной организаторской деятельностью в органах управления предприятия, фирмы, учреждения, наделенный субъектом собственности определенными полномочиями. К числу менеджеров относятся линейные и функциональные руководители организации или ее структурных подразделений.
Специалист – это работник, умственный труд которого:
-отличается профессиональной содержательностью, сложностью и интеллектуальностью;
- требует специального образования.

Интеграция культур ведет к расширению русского словарного запаса. Специалиста часто называют менеджером и наоборот. В чем же сходство и отличие двух профессий? Кого можно называть менеджером, а кого специалистом? Попробуем разобраться.

Специалист. Понятие и определение

Специалист – дипломированное лицо, прошедшее особую подготовку в высшем учебном заведении и владеющее глубокими познаниями в конкретной области (бухгалтерия, банковское дело, медицина, наука, техника).

Высококвалифицированных специалистов выпускают ВУЗы. Любой студент, хорошо обучающийся в университете, может выучиться на конкретного специалиста. Уровень компетенций закреплен в дипломе государственного образца. Повысить квалификацию можно путем прохождения практики, написания научных статей, участия в грантах. Опыт работы и рекомендательные письма облегчают трудоустройство и помогают занять высокую должность.

Профессионала также определяет специальные навыки и знания. Ранее, до создания университетов, такого понятия, как специалист, не существовало. Их назвали мастерами, знатоками, умельцами. Свои знания они передавали от поколения к поколению, и знания эти не были доступны для каждого человека. Далее из мастеров начали созревать интеллигенты (люди науки и высокой культуры).

Кто такой менеджер?

Менеджер – уполномоченный административный сотрудник, выполняющий управленческие обязанности низшего, среднего и высшего звена. Иначе говоря, это наемный персонал для осуществления управления деятельностью предприятия.

В Соединённых Штатах Америки и Европе менеджерами являются успешные лидеры и управленцы, имеющие высшее образование, полученное в качестве дополнительного к базовой профессии. Например, имея профессию медика, но желая стать управленцем клиники, необходимо получить второе высшее образование в качестве менеджера. Управленцы осуществляют качественный грамотный контроль за деятельность предприятия. Менеджеры делегируют обязанности между сотрудниками (низшее звено), следят за выполнением определенной деятельности (среднее звено), разрабатывают долгосрочные планы по ведению бизнеса (высшее звено).

В России немного иначе расценивают статус менеджера. Считается, что это рядовой сотрудник компании, наемный специалист, отвечающий заведение какой-либо сферы в бизнесе. Например, менеджер по персоналу – сотрудник, отвечающий за кадровый набор. Менеджер по продажам – обычный продавец в сфере услуг или розничной торговли. Менеджер по туризму – сотрудник, отвечающий за обеспечение поездки за границу. И даже менеджер по чистоте – обычный клининговый работник (уборщик). Как видно, эти люди не имеют ничего общего с управлением и начальством. Многие работодатели специально завуалировано скрывают под сильным словом обычную должность, чтобы сотрудники чаще откликались на подобные вакансии. Настоящего менеджера не выбирают, его назначают!

В России менеджером можно назвать практически любого сотрудника. Это тот случай, когда значение заимствованного слова путем интеграции употребляется неверно и не всегда к месту. Поэтому зачастую возникает путаница понятий.

В чем сходство менеджеров и специалистов?

Несмотря на то, что эти две профессии отличаются между собой, можно найти некоторые сходства в их работе.

В деятельности специалиста и менеджера имеются общие свойства:

  • Оба выполняют задачи, поставленные перед предприятием.
  • Профессиональное поле деятельности.
  • Оба наделены полномочиями.
  • Работают над своими целями.
  • Имеют высшее профессиональное образование.
  • Работают на благо предприятия, фирмы.

Как видно, сходств немного и они размыты. В развитый странах таких, как Соединённые Штаты Америки, Германия, Китай, Япония, Канада, между этими профессиями нет сходства так же, как у врача и актера. В России наоборот, соискатели не знают, как себя обозначить в резюме: то ли они ведущие менеджеры, то ли узконаправленные специалисты. Порой кажется, что менеджер – это более современное и популярное обозначение себя как профессионала, а специалист – устаревшее.

Отличия специалиста от менеджера

Существенное отличие промеж указанных групп заключается в охвате понятий . Менеджер - более объемное понятие. Он, по-хорошему, должен не только разбираться в своей профессии, но и уметь управлять трудовыми ресурсами, организовывать работу, планировать деятельность, разбираться в экономической сфере бизнеса. То есть, он должен иметь минимум два высших образования: одно, как специалист, второе – как управленец.

Специалист - это профессионал, обладающий высокими знаниями в конкретной области, имеющий практическую подготовку, и аналитический склад ума. Это может быть студент, успешно защитивший диплом и обладающий глубокими познаниями. А может быть сотрудник, который имеет уже большой практический опыт в определенной узконаправленной сфере.

Основные отличия:

  1. Объем понятия . Менеджер получает более обширное, желательно, двухуровневое образование.
  2. Статус . Специалистом становятся после сдачи государственных экзаменов и защиты диплома, менеджером – при назначении на должность.
  3. Уровень подготовки . Менеджер является как специалистом, так и управленцем, в то время как специалист может обойтись только одной профессией.
  4. Ответственность . Менеджер отвечает за все производство, специалист – только за свою деятельность.
  5. Власть . Менеджер обладает непосредственной властью, в отличие от специалиста.

Каждое государственное предприятие предполагает обязательное наличие специальной иерархии должностей. Это позволяет успешно распределять все рабочие обязанности между представителями коллектива, благодаря чему шансы на достойное сотрудничество повышаются до максимального показателя. Более того, каждый сотрудник предприятия получает возможность для того, чтобы реализовать имеющийся потенциал и поспособствовать успешному продвижению компании на современном рынке.

Специалисты – кто это?

Специалисты – это специализированные работники , которые занимаются разработкой тактики действий. В большинстве случаев сотрудники этой категории взаимодействуют с информацией, благодаря чему успешно решают функциональные, производственные, управленческие вопросы.

Специалистов принято подразделять с учетом функций и имеющегося уровня подготовки.

  1. Специалист может быть разных категорий и классов, а также главным и ведущим.
  2. К специалистам относят инженеров, бухгалтеров, экономистов, психологов, социологов, юристов. Предполагается, что подобная должность может использоваться только на государственных предприятиях.

Основы разделения специалистов

Каждая компания предполагает создание определенной социальной иерархии. Предполагается, что одни сотрудники могут управлять компанией, причем другие работники будут находиться на низшей ступени иерархии. Большинство представителей коллектива располагаются посредине иерархии.

Разделение специалистов по категориям и профилям позволяет успешно регулировать взаимоотношения в трудовом коллективе для повышения эффективности рабочей деятельности. Такой подход гарантирует успешное решение существующих вопросов и способствует повышению эффективности предпринимательской деятельности.

Каждый специалист обладает возможностью для проявления своего потенциала и умения развития успешных контактов с другими людьми, причем от этого во многом зависит возможность продвижения по карьерной лестнице. Только тот сотрудник, который проявил наличие опыта и оптимального уровня квалификации, вправе продвинуться по должности и получить больше рабочих обязанностей.

В обязательном порядке наличие иерархии в структуре должностей способствует продвижению компании на современном рынке.

Главный специалист является не обычным сотрудником, а наставником . Ведущий специалист является исполнителем , в то время как главный получает дополнительные обязанности руководителя. Такая классификация позволяет улучшать работу каждого исполнителя, благодаря чему компания успешно развивается в интересующем направлении.

Особенности разделения должностей в государственных предприятиях

Квалификационные нормативы, организационные документы позволяют правильно разделять рабочие обязанности между руководителями, специалистами и техническими исполнителями (иными сотрудниками). Иерархия должностей требуется для правильного разграничения функций, полномочий и определения ответственности в каждом случае.

Квалификационные характеристики должностей работников компаний были утверждены больше десяти лет тому назад. Они представляют собой отражение нынешних организационно-технических, а также экономических условий для деятельности предприятий. В то же время доступна возможность для внесения изменений в подобную структуру с целью устранения нежелательных недостатков, пробелов и повышения эффективности рабочей деятельности.

Каждый сотрудник компании должен обладать определенными рабочими знаниями и навыками для успешного ведения трудовой деятельности. Характеристики специалистов на каждом уровне отражают современные стандарты, благодаря чему компании могут успешно развиваться в подходящем направлении. Только, если специалист справляется с определенными работами и готов к требуемому уровню сложности, специфики рабочих обязанностей, можно рассчитывать на успешную карьеру.

Какие аспекты принимаются во внимание при определении уровня специалиста?

  • Наличие профессиональных знаний и уровень образования. При этом предполагается возможность для профессионального развития.
  • Накопление необходимого рабочего стажа для успешного выполнения поставленных задач и возможности продвижения.

Особенности разделения рабочих должностей.

Структура рабочих должностей предполагает разделение всего коллектива на несколько уровней.

  1. Руководители являются ответственными за руководство компании, принятие управленческих решений и их исполнение, координацию всех подразделений и поддержание оптимальной работоспособности сотрудников предприятия.
  2. Специалисты решают профильные задачи в соответствии с уровнем своей квалификации.
  3. Технические исполнители занимаются копировально-множительными работами, первичной обработкой документации, передачей информации, учетом.

Несмотря на такое подразделение рабочих обязанностей, желательно знать и понимать разницу между главным и ведущим специалистом.

Главный и ведущий специалист: отличия.

  1. Главный специалист занимает высшую должность, ведущий – нижнюю.
  2. Главный специалист получает большую зарплату. Единственный способ урегулировать ситуацию для ведущего специалиста – это получение служебных надбавок, премиальных.
  3. Главный специалист берет на себя часть обязанностей руководителя, ведущий – нет.
  4. Главный специалист выполняет больше специфической и профильной работы, ведущий – меньше.

Основные отличия свидетельствуют о том, что ведущий специалист при желании может продолжить карьерный рост.

Сегодня большинство украинских бизнесов в своей кадровой политике ориентируются на формирование менеджмента среднего звена в большинстве своем внутренними ресурсами компании за счет развития и продвижения опытных специалистов.

Сегодня большинство украинских бизнесов в своей кадровой политике ориентируются на формирование менеджмента среднего звена в большинстве своем внутренними ресурсами компании за счет развития и продвижения опытных специалистов. У такого подхода несколько очевидных преимуществ: во-первых, это позволяет бизнесу не зависеть от ситуации дефицита компетентных сотрудников на рынке. Во-вторых, получить заслуживающего доверия, мотивированного и лояльного к компании управленца. В-третьих, брать на руководящие должности сотрудников с хорошим пониманием особенностей бизнес-процессов, знающих формальные и неформальные правила и специфику деятельности конкретной компании.

Вместе с тем, понимая все очевидные преимущества данного подхода, мы наблюдаем одно существенное ограничение. Речь идет о том, что вчерашний специалист часто психологически не готов выполнять обязанности менеджера.

Чем обусловлена данная неготовность? С нашей точки зрения, причин несколько. Во-первых, чаще всего ошибочными представлениями специалиста о роли руководителя. Многие успешные специалисты убеждены, что роль менеджера сводится к раздаче распоряжений и участие в рабочих совещаниях с высшим руководством. При этом, ими совершенно игнорируется координирующий, мотивационный и контролирующий аспекты руководящей позиции. Во-вторых, наличием определенных стереотипов, которые искажают, упрощают или усложняют действительность. Вот несколько примеров: «если ты хорошо разбираешься в деле – ты легко сможешь руководить людьми, которые этим делом занимаются», «руководитель – проще простого, просто ставь цель и спрашивай, как продвигается ее выполнение» или «каждый человек с высшим образованием может быть хорошим руководителем». Такие стереотипы порой мешают сотруднику уделить должное внимание и силы формированию у себя необходимых знаний и навыков, а также психологических характеристик, которые смогли бы обеспечить его долгосрочную эффективность в качестве руководителя.

Как следствие, начинающие руководители могут быть неэффективны в своей деятельности. В лучшем случае, они продолжают работать и мыслить как специалисты. В худшем – создавать своими действиями ситуации, в которых будет место неоправданным расходам, снижению определенных показателей эффективности, демотивированные подчиненные и т.д. На личностном уровне начинающий руководитель будет проживать не самые лучшие ощущения собственной некомпетентности. В самом деле: его попытки принимать самостоятельные решения терпят крах, он боится потерять авторитет, вызвать недовольство руководства нерешительностью или неверными решениями, сомневается об уместности обращения за помощью, в том числе к непосредственному руководителю и т.д. Посмотрим правде в глаза: не самые приятные ощущения.

Разница между специалистом и менеджером
Наша практика показывает, что для того, чтобы избежать проблем, связанных с психологической адаптацией к новой роли, начинающим руководителям часто бывает достаточно понять, что «специалист» и «менеджер» это две разные роли, два разных стиля поведения. Кроме этого, у менеджера кроме его собственных функциональных задач добавляются управленческие функциональные обязанности. Все это оказывает очень четкие различия в различных областях деятельности:

  • Характере выполняемых работ
  • Ответственности
  • Власти
  • Управлении временем
  • Принятии решений
  • Контроле
  • Оценке деятельности
  • Обучении сотрудников

Рассмотрим отличия в восприятии и отношении к основным аспектам деятельности и функциям руководителя у «специалиста» и «менеджера» более подробно.

Характер выполняемых работ
Специалист выполняет узкоспециализированные задачи, своего рода части и фрагменты.
Менеджер помимо выполнения управленческих функций и отдельных задач, занимается координацией всех фрагментов в единое целое.

Опыт подсказывает, что большинство начинающих руководителей продолжают фокусироваться на выполнении привычных функциональных задач. При этом управленческие обязанности, связанные с постановкой целей, планированием, контролем, адаптацией, обучением, мотивацией и т.д. ими нередко игнорируются. В различных бизнесах необходимый баланс функциональных и управленческих задач будет разным. С нашей точки зрения, начинающему руководителю правильно распределить приоритеты так: 60% времени уделять выполнению задач в качестве высокопрофессионального специалиста и 40% расходовать на исключительно управленческую деятельность.

Ответственность
Специалист несет ответственность исключительно за свои действия.
Менеджер, кроме ответственности за свои действия, принимает на себя ответственность за действия своих подчиненных.

Практически все, кому приходилось руководить работой начинающего менеджера, сталкивались с его неготовностью брать на себя ответственность за действия его подчиненных, что проявляется в типичных высказываниях, например: «а я это делегировал младшему специалисту, а он почему-то не сделал…» или «мне так сложно: мои подчиненные какие-то неорганизованные». Менеджеру важно понимать, что именно он несет ответственность за результаты деятельности своих подчиненных, а также за проявления их профессиональных и личностных качеств в процессе совместной деятельности. Менеджеру необходимо разъяснить своим подчиненным стандарты, правила, критерии, в рамках которых будет протекать их сотрудничество. Это позволит подчиненным понять границы своей ответственности.

Власть
Специалист не имеет власти и не располагает реальными полномочиями.
Менеджер обладает полномочиями и властью.

Очень часто приходится наблюдать, как начинающие руководители злоупотребляют собственной властью. Большинству не удается избежать соблазнов, которые появляются с наличием подчиненных, статуса «менеджер» и полномочиями. Как это проявляется? Во взаимодействии с подчиненными такой менеджер руководствуется принципом «сделай так, потому что я сказал» и обычно не объясняет причин своих указаний. Менеджер может требовать выполнения заведомо абсурдных поручений, демонстрировать «звездное» и конфликтное поведение в совместной работе с коллегами и подчиненными. Вследствие такого поведения руководитель может сильно испортить свою репутацию и отношения с подчиненными.

Управление временем
Специалисты, как правило, имеют ряд четких задач, которые легко структурируются и среди которых достаточно легко расставить приоритеты.
Менеджер расставляет приоритеты в собственной работе, а также помогает определить и согласовать зачастую конфликтующие между собой приоритеты в работе своих подчиненных.

Очень часто начинающие руководители становятся заложниками одной из крайностей: все внимание уделяют управлению людьми, а свои задачи выполняют после окончания рабочего дня, когда все разошлись по домам, или – вторая крайность – лишают подчиненных внимания, пуская их задачи на самотек, и занимаются выполнением своего функционала. В этой связи, трудно переоценить навыки планирования и управления временем. Существует большое количество инструментов и технологий, правил и принципов планирования времени, которые, безусловно, будут содействовать начинающему руководителю в эффективной организации собственной деятельности и оказании помощи своим подчиненным.

Принятие решений
Специалисты принимают решения, связанные с методикой выполнения своей работы, распределением своих усилий и т.д.
Менеджер принимает решения о сроках выполнения задач, распределении ресурсов, возможности помощи и т.п.

И здесь молодого менеджера подстерегают ловушки. Одна из них – пытаться принимать все, даже мелкие и незначительные решения, стараясь контролировать ситуацию и быть в курсе всех событий. Вторая – наоборот: ожидать от сотрудников тотальной самостоятельности и отпускать ситуацию на самотек. В этом аспекте важно уяснить, что степень самостоятельности подчиненных разнится и обусловлена эта разница отличием их опыта и уровня квалификации. Эти отличия и призван учесть индивидуальный подход к постановке задач и оценке деятельности подчиненных.

Контроль
Специалист, в силу специфики деятельности и полномочий контролирует только отдельную составляющую процесса.
Менеджер контролирует как весь процесс, так и отдельные его составляющие.

Здесь ключевым является понимание того, что контроль по своей сути является сопоставлением ожидаемого результата и полученного. Соответственно, для осуществления контроля необходимым является: понимание того, какой результат ожидается и когда и наличие критериев или стандартов, по которым этот результат будет оцениваться. При этом, данные стандарты результативности должны быть донесены до исполнителя, что облегчает его задачу и увеличивает шансы добиться желаемого результата. Основная нагрузка должна ложиться на промежуточный контроль. И чем лучше проделана работа на этапах промежуточного контроля, тем больше вероятность получить ожидаемый результат при окончательной проверке.

Оценка деятельности
Специалист оценивает свою деятельность, исходя из собственных представлений об эффективности и результативности посредством оценок руководителя.
Менеджер оценивает свою деятельность и деятельность подчиненных исходя из значимости и важности данных дел для подразделения и/или компании.

Как правило, начинающие руководители неохотно оценивают своих подчиненных. Во многом это вызвано стремлением нравится своим сотрудникам и не вызывать конфронтаций своими оценками. В ходе наших управленческих тренингов мы всегда обращаем внимание начинающих руководителей на необходимость внутренне отказаться от стремления сохранить любой ценой отношения со своими подчиненными. Мы также подчеркиваем важность качественной оценки – с помощью обратной связи или оценки компетенций, настаиваем на ее объективности, вежливости, четкости и однозначности.

Обучение сотрудников
Специалисты, как правило, передают друг другу знания бессистемно, зачастую неформально.
Менеджер, как правило, должен целенаправленно и системно заниматься обучением и развитием своих подчиненных.

На практике большинство руководителей не обучают подчиненных, поскольку, во-первых, не считают это своими прямыми обязанностями (полагая, что это работа HR или внутренних тренеров), во-вторых, не всегда умеют это делать. К сожалению, нам не раз приходилось наблюдать такую ситуацию: начинающий менеджер считает, что его подчиненные сами должны заботиться о своем обучении и развитии. При этом, подчиненные уверены, что раз им не делают замечаний и регулярно платят финансовое вознаграждение, значит все у них хорошо и они не утруждаются стремлением обогатить свою деятельность новыми методами и формами. В результате, компания часто испытывает трудности при необходимости осуществить вертикальную или горизонтальную ротацию персонала или вынуждена оплачивать дорогостоящие работы внешним службам в связи с низкой компетентностью собственных специалистов данного профиля.

Донесение разницы между специалистами и менеджерами на практике
Для профилактики и решения возможных сложностей, связанных с трудностями адаптации специалистов к роли руководителя, мы рекомендуем HR-менеджерам и внутренним тренерам включать в действующие программы подготовки начинающих менеджеров и развития специалистов мероприятия, направленные на разъяснение.