Статейное письмо. Реформация в Швейцарии

письмо-тезисы (Artikelbrief), - революц. программный документ Крестьянской войны 1524-25 в Германии. Авторство С. п. спорно, но несомненно, что оно было составлено в кругу сторонников вождя крестьянско-плебейского лагеря Т. Мюнцера в кон. 1524 или в нач. 1525. По-видимому, представляло собой приложение (введение) к конкретным крест. требованиям. В основе С. п. лежит нар. понимание Реформации как начала грядущего социального переворота. С. п. указывает, что "бедный и простой люд в городах и деревнях" должен освободиться от налагаемых на него "духовными и светскими господами и властями" тягот и призывает объединиться в "христианское объединение", чтобы "дело общей христианской пользы и братской любви было восстановлено, воздвигнуто и приумножено". Все, кто не желает жить в обществе на этих новых началах и не вступит в христ. объединение, должны быть объявлены состоящими в "светском отлучении". Замки знатных людей и монастыри, являющиеся очагами угнетения народа, сразу объявляются в "светском отлучении" (только те дворяне, монахи и попы, к-рые добровольно перейдут в "обыкновенные дома" и вступят в "христианское сообщество", должны быть приняты "вместе со своим добром и имуществом"). С. п. распространялось в крест. отрядах и предъявлялось восставшими городам и общинам. Призывавшее к организованным действиям и непримиримой борьбе с враждебными нар. массам очагами, оно было важным стимулом подъема революц. активности восставшего народа. Публ.: Хрестоматия по истории средних веков, т. 3, (2 изд.), М., 1950, с. 126-28. Лит.: Смирин M. M., Народная реформация Томаса Мюнцера и Великая крестьянская война, 2 изд., М., 1955 (особенно гл. VI). М. М. Смирин. Москва.

Почтенные, мудрые, благосклонные господа, друзья и любезные соседи! Так как до настоящего времени на бедный и простой люд в городах и деревнях вопреки богу и всякой справедливости налагались большие тяготы духовными и светскими господами и властями, которых они и мизинцем не трогали, то из этого следует, что подобного бремени отягощения невозможно ни переносить, ни терпеть, если только простой бедный человек не хочет пустить совсем по миру с нищенским посохом себя самого, свое потомство и потомство потомства. Потому программа и план этого христианского объединения заключаются в том, чтобы с помощью бога освободиться, и притом, насколько это возможно, без вооруженной борьбы и кровопролития, что, впрочем, не может быть осуществлено без братского поощрения и объединения во всех делах, касающихся общей христианской пользы и содержащихся в этих приложенных статьях, как за тем следует. Поэтому в том наша дружеская просьба, желание и братское стремление, чтобы вы добровольно и дружелюбно вступили в это христианское объединение и братство для того, чтобы дело общехристианской пользы и братской любви было восстановлено, воздвигнуто и приумножено. Если вы так поступите, то это будет проявлением воли бога во исполнение его заповеди о братской любви. Если же вы это отвергните, чего мы все же никак не ожидаем, то мы объявляем вас в светском отлучении и в силу данного письма будем вас считать в этом состоянии до тех пор, пока вы не откажетесь от вашего намерения и не вступите с доброй волей в это христианское объединение. Все это мы из лучших намерений не хотим скрыть от вас - наших любезных господ, друзей и соседей. Желаем получить от совета и общины письменный ответ на это письмо через этого же посланца. В этом заключаются божьи заповеди.

Светское отлучение заключается в следующем. Все состоящие в этом христианском объединении должны считать делом своей чести и высшей обязанностью с теми, которые отказываются вступать в братское объединение и способствовать общей христианской пользе, не иметь и не поддерживать никакого общения: с ними - ни есть, ни пить, ни купаться, ни молоть, ни удить, ни пахать, ни боронить, также не привозить для них и не доставлять им пищи, ни напитков, ни дров, ни мяса, ни чего-либо другого; не покупать у них и не продавать им нечего.

Пусть они будут оставлены, как отрезанные и мертвые члены, поскольку они в этих делах не только не помогают общей пользе и земскому миру, а, наоборот, препятствуют им. Пусть им будет отказано в допущении ко всем рынкам, в общинные леса, воды и луга, не находящиеся в их распоряжении. И кто из вступивших в наше объединение нарушит это, пусть также будет исключен из общества и наказан тем же отлучением и изгнан к противникам вместе с женою и детьми.

Ввиду того что всякое предательство, гнет и вред исходят и распространяются из замков, монастырей и поповских церквей, они с настоящего времени объявляются пребывающими в светском отлучении. Там же, где дворянство, монахи или попы, добровольно отказывавшиеся от монастырей или церквей, пожелают направиться в обыкновенные дома, как другие чужие люди, и вступить в это объединение, они должны быть дружески и добродетельно приняты вместе с своим имуществом и добром, и после того им должно полагаться без ущерба, с доверием и уважением, все, что по общественному праву им следует...

И все те, которые будут оказывать поддержку и заботу и предоставлять приют врагам настоящего христианского братства, должны быть таким же дружеским путем побуждены к отказу от такого поведения. Если же они не пойдут на это, то пусть они без всяких дальнейших переговоров будут признаны пребывающими в светском отлучении.

Текст воспроизведен по изданию: Практикум по истории средних веков. Сост. М.Л. Абрамсон и др. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1988. С. 127 - 128.

письмо-тезисы (Artikelbrief), - революц. программный документ Крестьянской войны 1524-25 в Германии. Авторство С. п. спорно, но несомненно, что оно было составлено в кругу сторонников вождя крестьянско-плебейского лагеря Т. Мюнцера в кон. 1524 или в нач. 1525. По-видимому, представляло собой приложение (введение) к конкретным крест. требованиям. В основе С. п. лежит нар. понимание Реформации как начала грядущего социального переворота. С. п. указывает, что "бедный и простой люд в городах и деревнях" должен освободиться от налагаемых на него "духовными и светскими господами и властями" тягот и призывает объединиться в "христианское объединение", чтобы "дело общей христианской пользы и братской любви было восстановлено, воздвигнуто и приумножено". Все, кто не желает жить в обществе на этих новых началах и не вступит в христ. объединение, должны быть объявлены состоящими в "светском отлучении". Замки знатных людей и монастыри, являющиеся очагами угнетения народа, сразу объявляются в "светском отлучении" (только те дворяне, монахи и попы, к-рые добровольно перейдут в "обыкновенные дома" и вступят в "христианское сообщество", должны быть приняты "вместе со своим добром и имуществом"). С. п. распространялось в крест. отрядах и предъявлялось восставшими городам и общинам. Призывавшее к организованным действиям и непримиримой борьбе с враждебными нар. массам очагами, оно было важным стимулом подъема революц. активности восставшего народа.


Смотреть значение Статейное Письмо в других словарях

Письмо — послание
эпистола
цидулка
Словарь синонимов

Письмо — ср. письмена, азбука, буквы, грамота. У чукчей и у коряков нет своего письма. Это письмо, письмена армянские. | Все, что написано, писанное, или грамотные знаки, выражающие........
Толковый словарь Даля

Письмо — Написанный текст, посылаемый кому-нибудь; официальный документ.
О размере письма, логичности изложения; об интересном, скучном и т. п. письме.
Абсурдное, безалаберное,........
Словарь эпитетов

Письмо Ср. — 1. Процесс действия по знач. глаг.: писать (1). 2. Бумага с написанным на ней текстом, посылаемая кому-л. с целью сообщения о чем-л., изложения своих мыслей, выражения чувств.........
Толковый словарь Ефремовой

Аккредитив (кредитное Письмо) — 1)
инструмент или
документ, выпущенный
банком и гарантирующий финансовые
обязательства
клиента до определенной суммы в течение оговоренного
........
Экономический словарь

Аккредитив, Кредитное Письмо — Финансовое
обязательство или
документ, выписывается
банком и гарантирует оплату векселей
клиента вплоть до определенной суммы в течение указанного........
Экономический словарь

Гарантийное Обязательство (гарантийное Письмо) — 1) письменное
свидетельство, выдаваемое гарантом тому лицу, которому оно гарантирует выполнение определенных обязательств. Например,
лицо А гарантирует лицу........
Экономический словарь

Гарантийное Письмо — См. Письмо гарантийное
Экономический словарь

Гарантийное Письмо К Опциону Пут — Письмо из банка, удостоверяющее, что лицо, продающее опцион "пут" (на продажу) ценных бумаг или индексов, имеет достаточные фонды на депозите банка, чтобы в случае необходимости........
Экономический словарь

Залоговое Письмо, — закладная (mortgage bond)
документ, которым
трассант какой-либо тратты дает ее держателю инструкции, могущие облегчить
закрытие позиций по биржевой
операции с трассатом.
Экономический словарь

Инвестиционное Письмо — -
письмо
инвестора
эмитенту о намерении купить ценные
бумаги для помещения
капитала, а не для продажи.
Экономический словарь

Инкассовое Письмо — TRANSIT LETTERПисьмо или депозитная
расписка, адресованные в федеральный резервный
банк или др. банк, действующий в качестве
агента по
инкассо, к-рые содержат........
Экономический словарь

Инструктивное Письмо — -
письмо, направляемое вышестоящим органом (например, центральным
банком другим банкам) по поводу допустимости тех или иных действий (операций) или запрещающее........
Экономический словарь

Письмо — -а́; мн. пи́сьма, -сем, -сьмам; ср.
1. только ед. Умение, навыки писать (1 зн.); само писание. Искусство письма. Различные способы письма. Обучать письму. Прописи для письма.
2.........
Толковый словарь Кузнецова

Передаточное Письмо — Письмо, которое отправляется вместе с документом или ценными бумагами. Оно содержит описание и цели сделки.
Экономический словарь

Письмо — - 1. написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь; 2.
система графических знаков для передачи, запечатления речи.
Экономический словарь

Письмо Гарантийное — А. Письмо банка, гарантирующее обязательства клиента. Б. Письмо с обязательствами грузоотправителя возместить перевозчику ущерб, который может быть причинен в результате........
Экономический словарь

Письмо Гарантийное Брокерской Компании — письмо банка брокерской компании, гарантирующее, что клиент, который продал опцион на покупку, действительно имеет право собственности на указанные в опционе ценные........
Экономический словарь

Письмо Залоговое — официальное письмо, подтверждающее право продажи залога в случае непогашения ссуды.
Экономический словарь

Письмо Идентификационное — LETTER OF IDENTIFICATIONДокумент, прилагаемый банком-эмитентом к дорожному аккредитиву и представляющий его владельца тем заграничным банкам, к-рые согласились оплатить аккредитивСм.........
Экономический словарь

Письмо К Акционерам — Раздел годового
отчета компании, в котором высшее
руководство обсуждает на общедоступном языке успешные и "провальные" варианты стратегии развития компании.........
Экономический словарь

Письмо О Конфиденциальности — письмо с обязательством не разглашать коммерческую информацию.
Экономический словарь

Письмо О Намерениях — письмо, содержащее заявление автора о намерениях сделать что-либо, при определенных условиях.
Экономический словарь

Письмо О Непринятии Мер — Письмо Комиссии по ценным бумагам и биржам в ответ на запрос, в котором Комиссия соглашается не возбуждать гражданского или уголовного дела в отношении определенных........
Экономический словарь

Письмо Об Авизо — LETTER OF ADVICEТермин имеет следующие значения1. В банковской практике
термин `
авизо` означает
извещение, направленное
банком
клиенту (др.
банку, фирме........
Экономический словарь

Письмо Рекомендательное — А. Письмо с предыдущего места работы, характеризующее профессиональные качества соискателя работы. Б. Письмо с рекомендациями известного автору письма партнера, фирмы.
Экономический словарь

Письмо С Инструкциями По Выполнению Последней Воли Завещателя — Такие письма обычно не накладывают обязательств на исполнителя завещания (душеприказчика), но в большинстве своем душеприказчики чувствуют моральную ответственность........
Экономический словарь

Письмо, Гарантийное — -
документ, согласно которому
гарант (
поручитель) принимает на себя определенные
обязательства. Имеется в виду, что эти обязательства могут быть реализованы........
Экономический словарь

Письмо, Кредитное — -
документ, представляющий собой
поручение
адресату открыть
кредит указанному в нем лицу.
Лицо, выдавшее
письмо, является гарантом по любому кредиту,........
Экономический словарь

Письмо, Служебное — - документ, служащий средством переписки между предприятиями, организациями, учреждениями. С.п. это самый распространенный способ обмена информацией между организациями,........
Экономический словарь

Документ не содержит никаких конкретных предложений по разрешению спорных вопросов с господами и никакой просьбы облегчения тягот. Его составители заявляли о полном устранении силами народа феодальных господ и упразднении зависимости от них крестьян. Объединенный народ ликвидирует вражеские очаги и установит тот порядок, который он считает справедливым, полагая, что и все прочие должны иметь то, что им принадлежит согласно «божественному праву». В основу этой программы положен принцип передачи власти народу то есть тот принцип, на котором настаивал Мюнцер.

«Письмо-тезисы»

Почтенные, мудрые, благосклонные господа, друзья и любезные соседи! Так как до настоящего времени на бедный и простой люд в городах и деревнях вопреки Богу и всякой справедливости налагались большие тяготы духовными и светскими господами и властями, которых они и мизинцем не трогали, то из этого следует, что подобного бремени и отягощения невозможно ни переносить, ни терпеть, если только простой бедный человек не хочет пустить совсем по миру с нищенским посохом - себя самого, своё потомство и потомство потомства. Потому программа и план этого христианского объединения заключается в том, чтобы с помощью Бога освободиться, и притом, насколько это возможно, без вооруженной борьбы и кровопролития, что, впрочем, не может быть осуществлено без братского поощрения и объединения во всех делах, касающихся общей христианской пользы и содержащихся в этих приложенных статьях, как за тем следует. Поэтому в том наша дружеская просьба, желание и братское стремление, чтобы вы добровольно и дружелюбно вступили в это христианское объединение и братство для того, чтобы дело общехристианской пользы и братской любви было восстановлено, воздвигнуто и приумножено. Если вы так поступите, то это будет проявлением воли Бога во исполнение его заповеди о братской любви. Если же вы это отвергнете, чего мы все же никак не ожидаем, то мы объявляем вас в светском отлучении и в силу данного письма будем вас считать в этом состоянии до тех пор, пока вы не откажетесь от вашего намерения и не вступите с доброй волей в это христианское объединение. Все это мы из лучших намерений не хотим скрыть от вас - наших любезных господ, друзей и соседей. Желаем получить от совета и общины письменный ответ на это письмо через этого же посланца. В этом заключаются Божьи заповеди. Светское отлучение заключается в следующем. Все состоящие в этом христианском объединении должны считать делом своей чести и высшей обязанностью с теми, которые отказываются вступать в братское объединение и способствовать общей христианской пользе, не иметь и не поддерживать никакого общения: с ними - ни есть, ни пить, ни купаться, ни молоть, ни удить, ни пахать, ни боронить, также не привозить для них и не доставлять им пищи, ни напитков, ни дров, ни мяса, ни чего-либо другого; не покупать у них и не продавать им ничего. Пусть они будут оставлены, как отрезанные и мертвые члены, поскольку они в этих делах не только не помогают общей пользе и земскому миру, а наоборот, препятствуют им. Пусть им будет отказано в допущении ко всем рынкам, в общинные леса, воды и луга, не находящиеся в их распоряжении. И кто из вступивших в наше объединение нарушит это, пусть также будет исключен из общества и наказан тем же отлучением и изгнан к противникам вместе с женою и детьми.

Поражение и казнь

В то время, как князья средней Германии собрали военные силы для обуздания тюрингенских крестьян и подвигались к центру влияния Мюнцера, он ждал появления из-за гор франконских крестьян и пересылался с югом. Наконец, он решился выйти навстречу княжескому войску при Франкенгаузене, во главе 8000 крестьян, большей частью плохо вооружённых и без конницы. На требование выдать Мюнцера крестьяне ответили отказом; он обратился к ним ещё раз с горячим воззванием, уверяя, что Бог отклонит от них выстрелы. После битвы, кончившейся полным разгромом крестьян, Мюнцер скрылся в городе; но его нашли, пытали и обезглавили.

Память

О Мюнцере, помимо сочинений, относящихся к истории крестьянского восстания, см. Strobel, «Leben, Schriften u. Lehren Th. Mntzers» (1795); Seidemann, «Th. Mnzer» (1842); Merx, «Th. Munzer u. Pfeiffer» (1889).

Важнейшая марксистская работа о Мюнцере - «Крестьянская война в Германии» Ф. Энгельса. Энгельс трактовал Мюнцера как борца за социальное равенство (но не как представителя коммунистического мировоззрения), использовавшего библейский язык как единственно понятный тогдашним крестьянам. Критики этой точки зрения утверждают, что важнейшими в учении Мюнцера были религиозные и апокалиптические мотивы, а победа классовой справедливости сама по себе интересовала его мало.

Исторический роман «Томас Мюнцер и его друзья» (нем. Thomas Mnzer und seine Genossen, 1845), Кёлер, Людвиг.

В XX веке много литературы о Мюнцере создано в ГДР, где Мюнцер считался национальным героем, а его портрет изображался на банкнотах в 5 марок.

В 1956 году в ГДР сняли о нём фильм «Томас Мюнцер» (Thomas Mntzer). Пьесу о Мюнцере написал в частности Фридрих Вольф.

В 1976-1987 гг. в Бад-Франкенхаузене (Тюрингия) возведена Панорама Крестьянской войны в Германии (худ. Вернер Тюбке).

Живший в Швейцарии немецкий писатель Дитер Форте написал драму «Мартин Лютер и Томас Мюнцер, или Начала бухгалтерии».

Мюнцер является героем произведений некоторых советских писателей, в частности романа «Георгий Скорина» Миколы Садковича и Евгения Львова, пьесы «Написанное остаётся» Алеся Петрашкевича, романа «Под знаменем башмака» Ал. Алтаева.