Сцепленное наследование признаков закон моргана перекрест презентация. Сцепленное наследование признаков – – Закон Томаса Моргана. Термины для запоминания

Закон Моргана
Г. Мендель проследил наследование
семи пар признаков у гороха. Многие
исследователи, повторяя опыты Менделя,
подтвердили открытые им законы. Было
признано, что эти законы носят всеобщий
характер.
Однако в 1906 г. английские генетики
В.Бэтсон и Р.Пеннет, проводя скрещивание
растений душистого горошка и анализируя
наследование формы пыльцы и окраски
цветков, обнаружили, что эти признаки не
дают независимого распределения в
потомстве. Потомки всегда повторяли
признаки родительских форм.
Стало ясно, что не для всех генов характерно независимое
распределение в потомстве и свободное комбинирование.
Каждый организм имеет огромное количество признаков, а число
хромосом невелико. Следовательно, каждая хромосома несет не один
ген, а целую группу генов, отвечающих за развитие разных признаков.

Закон Моргана
Томас Гент Морган
(1886 - 1945)
Изучением наследования признаков,
гены которых локализованы в одной
хромосоме, занимался выдающийся
американский генетик Т. Морган
(Нобелевская премия 1933 г). Если
Мендель проводил свои опыты на горохе,
то для Моргана основным объектом стала
плодовая мушка дрозофила. Мушка
каждые две недели при температуре 25°С
дает многочисленное потомство. Самец и
самка внешне хорошо различимы - у
самца брюшко меньше и темнее.
Кроме того, они имеют всего 8 хромосом
в диплоидном наборе и отличия по
многочисленным признакам, могут
размножаться в пробирках на дешевой
питательной среде.

Закон Моргана
Скрещивая мушку дрозофилу с
серым телом и нормальными
крыльями с мушкой, имеющей
темную окраску тела и зачаточные
крылья, в первом поколении
Морган получал гибридов,
имеющих серое тело и
нормальные крылья.
При проведении анализирующего
скрещивания самки F1 с самцом,
имевшим рецессивные признаки,
теоретически ожидалось получить
потомство с комбинациями этих
признаков в соотношении 1:1:1:1.

Закон Моргана
Однако в потомстве было 41,5%
серых длиннокрылых и 41,5%
черных с зачаточными крыльями и
лишь незначительная часть мушек
имела перекомбинированные
признаки (8,5% черные
длиннокрылые и 8,5% серые с
зачаточными крыльями).
Морган пришел к выводу, что гены,
обусловливающие развитие серой
окраски тела и длинных крыльев,
локализованы в одной хромосоме,
а гены, обусловливающие
развитие черной окраски тела и
зачаточных крыльев, - в другой.

Закон Моргана

признаков Морган назвал
сцеплением. Материальной основой
сцепления генов является хромосома.
Гены, локализованные в одной
хромосоме, наследуются совместно
и образуют одну группу сцепления.
Поскольку гомологичные хромосомы
имеют одинаковый набор генов,
количество групп сцепления равно
гаплоидному набору хромосом
Явление совместного наследования
генов, локализованных в одной
хромосоме, называют сцепленным
наследованием. Сцепленное
наследование генов, локализованных
в одной хромосоме, называют
законом Моргана.

Закон Моргана
Появление особей с
перекомбинированными
признаками Морган объяснил
кроссинговером во время мейоза.
В результате кроссинговера в
некоторых клетках происходит
обмен участками хромосом между
генами А и В, появляются гаметы
Ав и аВ, и, как следствие, в
потомстве образуются четыре
группы фенотипов, как при
свободном комбинировании генов.
Но поскольку кроссинговер
происходит не во всех гаметах,
числовое соотношение фенотипов
не соответствует соотношению
1:1:1:1.

Закон Моргана
В зависимости от особенностей
образования гамет, различают:
некроссоверные гаметы - гаметы
с хромосомами, образованными без
кроссинговера:
кроссоверные гаметы - гаметы с
хромосомами, претерпевшими
кроссинговер:

Закон Моргана
Гены, локализованные в одной хромосоме, наследуются совместно и
образуют одну группу сцепления. В каждой паре гомологичных хромосом
находятся одинаковые группы генов. У человека 23 группы сцепления, у
дрозофилы – четыре. Было также показано, что у каждого гена в
хромосоме есть строго определенное место - локус.
Вероятность возникновения перекреста между генами зависит от их
расположения в хромосоме: чем дальше друг от друга расположены
гены, тем выше вероятность перекреста между ними.

Генетическая схема

Закон Моргана
За единицу расстояния между генами,
находящимися в одной хромосоме,
принят 1% кроссинговера. Например, в
рассмотренном выше анализирующем
скрещивании получено 17% особей с
перекомбинированными признаками.
Следовательно, расстояние между
генами серой окраски тела и длинных
крыльев (а также черной окраски тела
и зачаточных крыльев) равно 17%. В
честь Т. Моргана единица расстояния
между генами названа морганидой,
расстояние между этими генами
равно17 морганидам. А сила сцепления
высчитывается по формуле: сила
сцепления = 100% - % кроссоверных
гамет. Сила сцепления между генами
окраски тела и формы крыльев равна
100% - 17% = 83%.

Закон Моргана
Какой генотип у дигетерозиготной серой самки с длинными крыльями?
АВ//ab – цис- фаза.
Ab//aB – транс-фаза.

Подведем итоги:
Закон Моргана:
Гены, находящиеся в одной хромосоме наследуются преимущественно
сцепленно.
Группа сцепления:
Гены, находящиеся в одной хромосоме образуют группу сцепления.
Количество групп сцепления:
Количество групп сцепления равно числу пар гомологичных хромосом,
гаплоидному набору хромосом. У человека 23 группы сцепления, у
дрозофилы – четыре.
Кроссоверные гаметы:
Гаметы с хромосомами, образованные в результате кроссинговера.
Морганида:
В честь Т. Моргана единица расстояния между генами названа
морганидой, 1 морганида = 1% кроссоверных гамет.
Как определяется сила сцепления между генами?
Сила сцепления высчитывается по формуле:
сила сцепления = 100% - % кроссоверных гамет.

Подведем итоги::
В каких случаях выполняется закон Моргана?
Если гены находятся в одной хромосоме, то они наследуются сцепленно
и входят в одну группу сцепления.
Сколько пар гомологичных хромосом контролируют окраску тела и форму
крыльев дрозофилы?
Одна пара гомологичных хромосом.
Сколько кроссоверных гамет (в %) образуется у дигетерозиготной самки

17%.
Какое расстояние между генами, контролирующими цвет тела и форму
крыльев у дрозофилы?
17 морганид.
Какова сила сцепления между генами, определяющими цвет тела и форму
крыльев у дрозофилы?
83%.
Сколько кроссоверных гамет образуется у дигетерозиготного самца
дрозофилы с серым телом и нормальными крыльями?
У самца дрозофилы сила сцепления равна 100%, у него нет
кроссинговера.

Подведем итоги::
Сколько групп сцепления у дрозофилы? У человека?
У дрозофилы – 4 группы сцепления, у человека – 23.
Какое явление вызывает нарушение закона Моргана?
Кроссинговер.
От чего зависит частота кроссинговера между генами, находящимися в
одной хромосоме?
От расстояния между генами, чем больше расстояние, тем больше
вероятность кроссинговера.
Генотип особи Ас//аС. Какие гаметы будут образовываться, если
расстояние между генами Ас – 10 морганид.
Некроссоверные гаметы: 45% Ас и 45% аС, по 5% кроссоверных гамет
АС и ас.


Томас Морган
(1866-1945).
Современная хромосомная теория
наследственности создана выдающимся
американским генетиком Томасом Морганом
(1866-1945).
1. Гены располагаются в хромосомах; различные
хромосомы содержат неодинаковое число
генов, причем набор генов каждой из
негомологичных хромосом уникален;
2. Каждый ген имеет определенное место (локус)
в хромосоме; в идентичных локусах
гомологичных хромосом находятся аллельные
гены;
3. Гены расположены в хромосомах в
определенной линейной последовательности;
4. Гены, локализованные в одной хромосоме,
наследуются совместно, образуя группу
сцепления; число групп сцепления равно
гаплоидному набору хромосом и постоянно
для каждого вида организмов;

Хромосомная теория наследственности:
5. Сцепление генов может нарушаться в
процессе кроссинговера; это приводит к
образованию рекомбинантных хромосом;
6. Частота кроссинговера является
функцией расстояния между генами: чем
больше расстояние, тем больше
величина кроссинговера (прямая
зависимость);
7. Каждый вид имеет характерный только
для него набор хромосом - кариотип.
Явление кроссинговера помогло ученым
установить расположение каждого гена в
хромосоме, создать генетические карты
хромосом. Чем дальше друг от друга
расположены на хромосоме два гена, тем
чаще они будут расходиться в разные
хромосомы в процессе кроссинговера.

Хромосомная теория наследственности:
Таким образом, вероятность расхождения двух генов по разным
хромосомам в процессе кроссинговера зависит от расстояния между ними в
хромосоме. Следовательно, подсчитав частоту кроссинговера между какимилибо двумя генами одной хромосомы, отвечающими за различные признаки,
можно точно определить расстояние между этими генами, а значит, и начать
построение генетической карты, которая представляет собой схему
взаимного расположения генов, составляющих одну хромосому.

Генетические карты
1. Расстояние между генами А и В 6 морганид. Сколько кроссоверных и
некроссоверных гамет образуется у данной особи? Какова сила
сцепление между генами?
Некроссоверных по 47%; Кроссоверных по 3%.
Сила сцепления: 100% - 6% = 94%
1. Расстояние между генами С и А – 8 морганид, между А и В – 6
морганид, между В и С – 14 морганид. Где располагается ген С?

Задачи на полное сцепление
Задача 1.
Катаракта и полидактилия (многопалость) вызываются доминантными
аллелями двух генов, расположенных в одной паре аутосом. Женщина
унаследовала катаракту от отца, а многопалость от матери. Определить
возможные фенотипы детей от ее брака со здоровым мужчиной.


полидактилия. Генотип женщины Аb//aB, хромосома с катарактой от
отца, хромосома с полидактилией от матери. Генотип здорового
мужчины ab//ab. В потомстве половина детей будут с генотипами
Аb//ab и с катарактой, половина с генотипом аВ//ab и с
полидактилией.

Задачи на полное сцепление
Задача 2.
Доминантные гены катаракты и элиптоцитоза расположены в первой
аутосоме. Определить вероятные фенотипы и генотипы детей от брака
здоровой женщины и дигетерозиготного мужчины, у которого отец был с
катарактой и элиптоцитозом. Кроссинговер отсутствует.
Решение. (Без записи генетической схемы)
Определяем генотипы родителей. Пусть А – катаракта, В –
элиптоцитоз. Генотип здоровой женщины ab//ab, генотип мужчины
АВ//ab, так как катаракту и элиптоцитоз он получил от отца. В
потомстве половина детей будут с генотипами АВ//ab, с
катарактой и элиптоцитозом, половина с генотипом аb//ab –
здоровы.

Задачи на полное сцепление
Задача 3.
Доминантные гены катаракты, элиптоцитоза и многопалости
расположены в первой аутосоме. Определить возможные фенотипы
детей от брака женщины, больной катарактой и элиптоцитозом (мать ее
была здорова), с многопалым мужчиной (мать его имела нормальную
кисть).
Решение. (Без записи генетической схемы)
Определяем генотипы родителей. Пусть А – катаракта, В –
элиптоцитоз, С – многопалость. Генотип женщины АВс//аbc,
хромосому АВс/ она получила от отца, генотип многопалого мужчины
abC//аbc, хромосому abC/ он получил так же от отца. В потомстве
ожидается 25% с генотипом АВс//аbС (катаракта, элиптоцитоз и
многопалость), 25% с генотипом АВс//аbс (катаракта, элиптоцитоз),
25% с генотипом аbс//аbС (многопалость), 25% с генотипом аbс//аbc
– здоровы.

Сцепленное наследование признаков Закон Томаса Моргана


Гены, находящиеся в одной хромосоме, при мейозе попадают в одну гамету, т.е. наследуются сцепленно.

ХХ Х Y

Т.Морган


  • Мушка каждые две недели при t= 25 С даёт многочисленное потомство.
  • Самец и самка внешне хорошо различимы – у самца брюшко меньше и темнее.
  • Мушки могут размножаться в пробирках на дешёвой питательной среде

Наследование длины крыльев и окраса у мушек-дрозофил

Возникновение промежуточных генотипов, в которых участвовали оба аллеля.


Конъюгация и кроссинговер (профаза 1 деления мейоза)

Биологическое значение:

  • новые комбинации генов
  • возникновению наследственной изменчивости
  • отбор отдельных генов, а не их сочетаний

Половые хромосомы и аутосомы

Чей хромосомный набор?

Сколько аутосом?

Графическое изображение хромосом


Подробная карта Х-хромосомы человека

(370 болезней сцепленны с Х-хромосомой

у мужчин все болезни, сцепленные с Х - хромосоиой проявляются в фенотипе)


ДАЛЬТОНИЗМ

Женщины болеют -0,5 %

Мужчины-8%

В таблице № 1 люди с нормальным зрением видят цифру 16.

Люди с приобретенным расстройством зрения с трудом или вовсе не различают цифру 96 в таблице № 2.




Соотношение полов в природе 1:1 при скрещивании гетерозиготы (Аа) с гомозиготой (аа)


Самки - ХХ

Самцы – Х0

кузнечики, муравьи

морской червь – бонелия (пол зависит от внешних условий)


Термины для запоминания:

  • Сцепленные гены –
  • Генетическая карта хромосомы -
  • Сцепленное наследование –
  • Кроссинговер –
  • Конъюгация –
  • Закон Моргана –
  • Аутосомы и половые хромосомы-
  • Гомогаметный и гетерогаметный пол-

Задача 1 Какие пары наиболее выгодно скрещивать для получения платиновых лисиц, если платиновость доминирует над серебристостью, но в гомозиготном состоянии ген платиновости вызывает гибель зародыша?

Задача 2

Розовидный гребень доминантный признак у кур, простой - рецессивный. Каким будет потомство, если скрестить гетерозиготных кур с розовидными гребнями и гомозиготных петухов с простыми?


Задача 3

При скрещивании двух белых тыкв в первом поколении ¾ растений были белыми, а ¼ - желтыми. Каковы генотипы родителей, если белая окраска доминирует над желтой?


ОТВЕТ 1: наиболее выгодно скрещивать серебристых и платиновых гетерозиготных лисиц

ОТВЕТ 2: 50% гетерозиготных кур с

простыми гребнями и 50% гомозиготных

петухов с розовидными гребнями

ОТВЕТ 3: родительские растения гетерозиготны



Решите задачу Начинающий экспериментатор поймал мышь с удивительно длинной извитой шерстью. Он решил вывести линию таких мышей, чтобы продавать их в качестве домашних питомцев и разбогатеть. Для этого он скрестил ее с самцом с короткой прямой шерстью, которого купил в зоомагазине. К сожалению, среди шести полученных потомков все были с короткой прямой шерстью. Зная, что у мышей допустимы близкородственные скрещивания, он скрестил исходную мышь (длинная волнистая шерсть) с одним из ее потомков. Среди потомков два мышонка обладали искомыми признаками, а остальные шесть были похожи на отца. Помогите экспериментатору! Объясните ему результаты его эксперимента и посоветуйте, как достичь поставленной задачи.


Решите другую задачу У плодовой мушки Дрозофилы (Drosophila melanogaster) серая окраска тела доминирует над черной, а ген, отвечающий за нормальное развитие крыльев, доминирует над геном недоразвитых крыльев. От скрещивания мушки с серым телом и нормальными крыльями с мушкой, имеющей темную окраску тела и зачаточные крылья, получены гибриды, имеющие серое тело и нормальные крылья. Полученные гибриды скрещиваются с мушками, имеющими два рецессивных признака. Среди потомства примерно 50% мушек оказались с двумя доминантными признаками и примерно 50% - с двумя рецессивными признаками. Составьте схему скрещивания, объясните полученные результаты.


Томас Морган впервые ввел плодовую мушку дрозофилу в качестве генетического объекта Drosophila melanogaster Thomas Hunt Morgan Об экспериментальных работах Т. Моргана - классический учебник «Генетика с основами селекции», автор С.Г. Инге-Вечтомов Об экспериментальных работах Т. Моргана - классический учебник «Генетика с основами селекции», автор С.Г. Инге-Вечтомов






ГЕН А ГЕН В Аллельные гены расположены в идентичных участках гомологичных хромосом Группа сцепления – все гены, расположенные в одной хромосоме Гомологичные хромосомы ГЕН а ГЕН b Тест для самопроверки – Lnekrasova.ru В разделе «Уроки биологии» Тест для самопроверки – Lnekrasova.ru В разделе «Уроки биологии»


Основные мысли урока Ген – участок хромосомы Гены расположены в хромосомах линейно, каждый ген в своем локусе В идентичных локусах гомологичных хромосом находятся аллельные гены Гены, локализованные в одной хромосоме, наследуются совместно, образуя группу сцепления Закон Моргана Хромосомная теория наследственности:




Ресурсы: ozof.htm - дрозофила ozof.htm dical/Thomas_Morgan/ - Т. Морган, портрет dical/Thomas_Morgan/ =person&more=morgan – Т.Морган, портрет =person&more=morgan - Т.Морган, цитата

краткое содержание других презентаций

«Взаимодействие неаллельных генов» - Наличие пигмента. Розовидный гребень. Расщепление. Модифицирующее действие генов. Рецессивный эпистаз на примере наследования окрашивания у мышей. Типы взаимодействия неаллельных генов. Комплементарное взаимодействие. Доминантный эпистаз на примере наследования масти у лошадей. Аддитивная полимерия. Взаимодействие неаллельных генов. Полимерное взаимодействие генов. Неаддитивная полимерия. Расщепление по фенотипу.

«Третий закон Менделя» - Растение. Круглая форма плодов. Закон независимого комбинирования. Результаты. Наследование окраски. Красная окраска. Решение задач. Скрещивание. Признаки. Вероятности появления того или иного генотипа. Растения с округлыми красными плодами. Генотипы родителей. Организмы. Анализируемые гены. Резус-положительный мальчик. Скрещивание гетерозиготных организмов. Вероятность рождения. Дигибридное скрещивание.

«Закон независимого наследования» - Правильное определение всех возможных гамет. Если есть труд- значит будет и успех. Черный цвет. Решение. Дигибридное скрещивание. Результаты опытов Менделя. Обоснования третьего закона Г. Менделя. Растения имеют желтые гладкие семена. Добрый нрав. Решетка Пеннета. Теоретические основы третьего закона Г. Менделя. Закон независимого наследования.

«Закономерности моногибридного скрещивания» - Моногибридное скрещивание. Доминантный вариант признака. Наследование окраски цветков гороха. Наследование окраски ягод земляники. Насыщающие скрещивания. Возвратные скрещивания. Неполное доминирование. Цитологические (цитогенетические) основы наследования признаков. Анализирующие скрещивания. Гибриды первого поколения. Наследование окраски семян гороха.

«Генетика Менделя» - Задача с использованием 3-го закона Менделя. Умозаключения. Грегор Мендель. Основы генетики. Иллюстрации первого и второго законов Менделя. Фенотип. Третий закон Менделя. Атмосфера сотрудничества. Дигибридное скрещивание. Длинношерстность.

«Родословная» - Группы крови. Наследование формы волос. Родословная семьи. Цвет волос. Цели и задачи исследования. Форма волос. Генеалогический метод генетики человека. В родословной прослеживается аутосомно-рецессивный тип наследования. Наследование групп крови у человека. Неспособность различать отдельные цвета. Анализ родословной. Родословная.

Класс: 9

Задачи:

  1. Сформировать знания о сцепленном наследовании, группах сцепления, генетическом картировании;
  2. Познакомить учащихся с причинами сцепленного наследования генов и механизмом его нарушения;
  3. Сформировать систему знаний о генетическом определении пола и наследовании признаков, сцепленном с полом;
  4. Закрепить навык решения генетических задач.

Оборудование: компьютер, программные диски: «1С: Репетитор. Биология + Варианты ЕГЭ.2006», «Виртуальная школа «Кирилла и Мефодия», репетитор по биологии», мультимедийная презентация по теме урока (Приложение 1 ), карточки письменного опроса, схемы сцепленного наследования, схема генеалогического древа королевы Виктории и заболеваемости потомков гемофилией.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка знаний

На предыдущих уроках мы с вами изучили основополагающие законы генетики – это три закона Г. Менделя и познакомились с цитологическими основами их действия. Давайте вспомним всё, что мы изучили по данной теме.

Слайд: Вопросы:

  1. Назовите три закона Г. Менделя?
    I закон – закон единообразия, II закон – закон расщепления, III закон – закон независимого наследования.
  2. Каких правил придерживался Г. Мендель при проведении своих опытов?
    1. использовал для скрещивания растения разных самоопыляющихся сортов – чистыми линиями
    2. чтобы получить больше материала для анализа, использовал несколько родительских пар гороха
    3. намеренно упростил задачу, наблюдая наследование только одного признака; остальные не учитывал
  3. Сформулируйте закон чистоты гамет. Кому принадлежит открытие этого закона?
    При образовании гамет в каждую из них попадает только один из двух аллельных генов.
  4. Всегда ли признаки можно чётко разделить на доминантные и рецессивные?
    В некоторых случаях доминантный ген не до конца подавляет рецессивный ген из аллельной пары. При этом возникают промежуточные признаки.
  5. Какое название получило это явление?
    Это явление получило название неполного доминирования.
  6. Всегда ли по фенотипу можно определить, какие гены содержит данная особь? Приведите пример.
    Не всегда. Рецессивный признак всегда проявляется только в гомозиготном состоянии, т.е. аа . А доминантный признак может проявляться у особей с гомозиготным или гетерозиготным генотипом, т.е. АА или Аа.
  7. Можно ли установить генотип особей, которые не различаются по фенотипу? Какой метод используют для этого?
    Да, можно установить. Для этого используют скрещивание исследуемой особи с рецессивной гомозиготой аа по исследуемому признаку, называемое анализирующим скрещиванием.
  8. Какими особенностями характеризуется дигибридное скрещивание?
    Рассматривается наследование и производится точный количественный учёт потомства по двум парам альтернативных признаков.
  9. Всегда ли справедлив закон независимого наследования, т.е. III закон Г. Менделя?
    Закон справедлив только в тех случаях, когда гены рассматриваемых признаков располагаются в разных негомологичных хромосомах.

III. Основная часть

Приветствие класса

Итак, законы Г. Менделя имеют свои ограничения. После их открытия в науке постепенно стали накапливаться факты о том, что в некоторых случаях расщепление признаков происходит не по правилам Г. Менделя. При анализе этого явления оказалось, что гены исследуемых признаков были в одной хромосоме и наследовались вместе. Сегодня мы будем говорить об особенностях такого наследования, выясним существуют ли случаи его нарушения. Так же мы разберём особенности определения пола различных живых организмов и механизм наследования признаков, сцепленных с полом.

Тема сегодняшнего занятия: «Сцепленное наследование. Генетика пола.»

Слайд: «Сцепленное наследование. Генетика пола.»

Генов, кодирующих различные признаки у любого организма очень много. Например, у человека приблизительно около 100 000 генов, а видов хромосом только 23. Следовательно, все они умещаются в этих хромосомах. Как же наследуются гены, находящиеся в одной хромосоме?

На этот вопрос даёт ответ Современная хромосомная теория наследственности созданная Т. Морганом.

Слайд: Томас Хант Морган

Основным объектом, с которым работали Т. Морган и его ученики, была плодовая мушка Дрозофила . Проводилось дигибридное анализирующее скрещивание по двум признакам: длине крыльев и цвету тела. Данные опытов показали, что получается расщепление признаков 1:1 вместо ожидаемого - 1:1:1:1.

Слайд: Эксперимент Т. Моргана

Слайд: Закон Т. Моргана

В ходе этих исследований было также доказано, что каждый ген имеет в хромосоме своё строго определённое место - локус. В последствии эта особенность расположения генов будет практически использована для составления генетических карт.

Однако в экспериментах Моргана выяснилось, что среди гибридов первого поколения при проводимых скрещиваниях, появлялся небольшой процент мушек с перекомбинацией признаков, находящихся в одной хромосоме, т.е. нарушение сцепленного наследования.

Слайд: Нарушение сцепленного наследования

Оказалось, что во время профазы первого деления мейоза гомологичные хромосомы могут разрываться в месте контакта и обмениваться аллельными генами. Это явление получило название – перекреста или кроссинговера .

Слайд: Кроссинговер

Большинство живых организмов представлено особями двух видов – мужского и женского. Как же генетически определяется принадлежность организма к тому или иному полу?

Слайд: Классификация хромосом организма

В начале ХХ века Т. Морган установил, что самцы и самки отличаются друг от друга всего одной парой хромосом – половых хромосомы . Хромосомы в этой паре отличны друг от друга. Остальные пары хромосом одинаковы и получили название – аутосом . При формировании гамет у самки будет образовываться один вид гамет: 3 аутосомы + Х хромосома, а у самцов два вида гамет: 3 аутосомы + Х хромосома или 3 аутосомы + У хромосома. Если при оплодотворении с яйцеклеткой сольётся сперматозоид с Х-хромосомой, то разовьётся самка, если с У-хромосомой, то – самец.

Слайд: От какого пола – гомозиготного или гетерозиготного зависит пол будущей особи?

– От гетерозиготного, т.е. содержащего половые хромосомы разного вида

Этот факт доказывает следующая схема.

Слайд: Схема расщепления по признаку пола у дрозофилы

У некоторых видов живых организмов хромосомное определение пола совсем другое. Рассмотрим такие случаи.

Слайд: Хромосомное определение пола

Слайд: Все ли гены, находящиеся в половых хромосомах определяют признаки, имеющие отношение к полу?

Если гены, определяющие какой либо признак расположены в аутосомах, то наследование признака происходи независимо от того, кто его носитель – мужчина или женщина. Если гены признака расположены в половых хромосомах, то его наследование будет определяться его расположением в Х или У хромосоме, а значит и принадлежностью к определённому полу.

Слайд: Наследование сцепленное с полом

Примером такого наследования служит наследование таких заболеваний у человека как гемофилия и дальтонизм. Гены, определяющие здоровый и больной признак расположены в Х-хромосоме половой пары. В этом случае болезнь проявляется у мужчин, даже несмотря на то, что больной ген в рецессивной форме.

Сообщения учащихся о гемофилии и дальтонизме

Слайд: Гемофилия

Информация: Гемофилия - наследственная болезнь, передаваемая по рецессивному сцепленному с Х-хромосомой, типу, проявляющаяся повышенной кровоточивостью.
Передается по наследству через потомство сестер и дочерей больного. Женщины-носительницы передают гемофилию не только своим детям, а через дочерей-носительниц - внукам и правнукам, иногда и более позднему потомству. Болеют мальчики (гемофилия С встречается и у девочек).

Выделяют три формы гемофилии - А, В и С. При гемофилии А отсутствует фактор VIII, при гемофилии В - фактор IX и при гемофилии С - фактор XI свертывания крови.

Слайд: Дальтониз м

Информация: Дальтони́зм , цветовая слепота - наследственная, реже приобретённая особенность зрения, выражающаяся в неспособности различать один или несколько цветов. Названа в честь Джона Дальтона, который впервые описал один из видов цветовой слепоты, на основании собственных ощущений, в 1794 году. Дальтон не различал красный цвет, но не знал о своей цветовой слепоте до 26 лет. У него были три брата и сестра, и двое из братьев страдали цветослепотой на красный цвет. Дальтон подробно описал свой семейный дефект зрения в небольшой книге. Благодаря её публикации и появилось слово «дальтонизм», которое на долгие годы стало синонимом не только описанной им аномалии зрения в красной области спектра, но и любого нарушения цветового зрения.

V. Закрепление

А теперь, давайте посмотрим, на сколько вы поняли то, о чём шла речь на уроке, и выполним приготовленные задания.

Диск: тестовые вопросы по изученной теме. («Виртуальная школа «Кирилла и Мефодия», репетитор по биологии», «Виртуальная школа «Кирилла и Мефодия», репетитор по биологии») вопросы №238, 226, 217, 222, 254, 256.

VI. Итоги урока

  1. Законы Г. Менделя имеют ограничения
  2. Гены, находящиеся в одной хромосоме наследуются совместно, т.е. сцеплено
  3. Явление нарушения сцепленного наследования называется кроссинговером
  4. Принадлежность к полу определяется парой половых хромосом
  5. Гены, находящиеся в половой паре хромосом наследуются сцеплено с полом

VII. Домашнее задание

Слайд: Выучить §3.8,3.10; Уметь отвечать на вопросы после параграфов.

Выполнить письменно задание на карточках.

Подготовить сообщения о видах взаимодействия генов.