Приказ на направление на обучение сотрудника. Готовим приказ на обучение сотрудника. Образец приказа на обучение сотрудника

Любой работодатель заинтересован в квалифицированных сотрудниках.

Существуют целые программы по подготовке кадров, повышению квалификации и курсы по определенным дисциплинам.

Кроме этого, руководитель может сам направить своих работников на нужные курсы, исходя из сути задач, которые выполняют конкретные сотрудники.

Что должен сделать руководитель для того, чтобы его работник имел более высокую квалификацию или заново освоил какой-то процесс на производстве? Какие нормативные акты необходимо составить для направления на обучение? Как грамотно составить приказ о курсах повышения квалификации и о направлении сотрудников на обучение? Ответы на эти и другие вопросы приведены в статье ниже.

Обучение или повышение квалификации

Существуют два вида направления для сотрудников на учебные мероприятия.

  1. На обучение.
  2. На повышение квалификации.

Эти два вида похожи, но все же довольно значительно отличаются друг от друга.

В случае, когда работник отправляется на обучение, речь идет именно об обучении .

То есть сотрудник направляется своим работодателем в учебное заведение, с которым у последнего заключен определенный договор .

Согласно действующему законодательству, а именно части второй статьи 197 Трудового кодекса, для направления на обучение между сотрудником и работодателем должен быть заключен соответствующий договор.

Либо соглашение к действующему трудовому договору. Кроме того, в договор можно внести такой пункт как отработку сотрудником определенного срока в организации после прохождения обучения.

Работодатель несет все расходы , связанные с обучением сотрудника. Либо может компенсировать подобные расходы своему сотруднику.

Работник не обязан в обязательном порядке давать свое согласие на посещение или прохождение обучения.

Статья 197 ТК РФ. Право работников на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации.

Работники имеют право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, включая обучение новым профессиям и специальностям.



Указанное право реализуется путем заключения дополнительного договора между работником и работодателем.

С повышением уровня квалификации немного сложнее. Исходя из того, в какие сроки проводятся курсы, и какие объемы знаний на них даются, выделяют несколько видов по продолжительности этого обучения:

  1. Краткосрочные курсы. Это такой вид обучения, при котором на занятия уходит менее трех суток (72 часов). Как правило, проходят такие занятия прямо на рабочем месте и защищаются путем написания контрольного тестирования или реферата.
  2. Семинары. Срок проведения семинаров от 72 до 100 часов . Они носят более глобальный характер и рассматривают проблемные зоны отрасли, в которой работают сотрудники.
  3. Длительные курсы. Длятся более ста часов и посвящены более глубокому изучению вопросов, схожими с вопросами семинаров.

Когда необходимо отправить

Ситуации, при которых уровень знаний сотрудников может оказаться недостаточным, может быть много.

Чаще всего это связно с тем, что вводятся новые методы работы или усовершенствования в орудиях производства.

Например, когда на заводе модернизируется один из цехов, в него завозят новое оборудование, то рабочие, привыкшие к старым механизмам, уже могут не справиться с новыми системами.

Поэтому их отправляют на курсы повышения квалификации или даже на обучение, если новые методы имеют мало общего со старыми.

То же самое происходит, когда на фирме меняется, например, документооборот. В офисах ставятся компьютеры, и все документы теперь имеют ход в электронном виде. Чтобы сотрудники могли оперативно отслеживать всю информацию и грамотно оперировать инструментами ПО, их отправляют на курсы по основам пользования ПК.

Кроме того, существуют определенные виды деятельности, при которых постоянное повышение уровня знаний, является обязательным. К таким профессиям относятся, например, водители всех категорий, машинисты железнодорожных составов и другие подобные роды деятельности.

В этих случаях прохождение курсов является строго обязательным и включено в условия трудового договора.

Документы для направления

В любом случае, когда возникает необходимость обучить сотрудника компании, в первую очередь составляется приказ о направление работника на обучение (образец вы можете скачать ниже) , либо приказ о направлении на курсы повышения квалификации.

Как таковой, обязательной формы, согласно которой составляется приказ, нет. Так как этот документ является внутриорганизационным, то и форма его составления является произвольной .

Приказ на обучение сотрудника (образец):



Приказ о повышении квалификации (образец):

Если возникает необходимость послать на обучение нескольких сотрудников, в этом случае составляется один приказ.

Приказ о направлении сотрудника на обучение (образец):


Есть общие положения, которые должны быть указаны в приказе о направлении сотрудников на обучение:

  • обязательно должен стоять номер приказа и его дата (в шапке документа);
  • ФИО и должность сотрудника, который направляется на обучение;
  • дата или временной промежуток , в течение которого проходит обучение или курсы;
  • название учебного заведения, в которое направляется сотрудник;
  • обоснование , то есть в приказе обязательно нужно указать причину, по которой работник фирмы отправляется на обучение;
  • указать условия, при которых будет проводиться обучение и размеры компенсаций учащемуся (проезд, проживание, если обучение будет происходить в другом регионе);
  • назначить лицо, ответственное за прохождение обучения сотрудником;
  • в приказе должна стоять отметка о том, на основании чего отправляется работник: трудовой договор и/или дополнительное соглашение к ТД;
  • подпись направляемого , что он ознакомлен с приказом;
  • подписи руководителя организации и ответственного лица.

Скачать образец приказа о направлении работника на обучение.

Скачать приказ о направлении на повышение квалификации (образец).

Кроме приказа о повышении квалификации или на обучение сотрудников, на фирме должен быть составлен план обучения . В нем должны быть отражены все сотрудники, которые будут направлены на обучение или курсы повышения квалификации за год, с указанием дат, когда проходит обучение.

Грамотные специалисты – это часто заслуга хорошего работодателя, которого волнует качество работы его сотрудников.

Хороший руководитель всегда думает о повышении квалификации работников и постарается обучить действующих работников на курсах чему-то новому, нежели будет способствовать росту «текучки» персонала.

Ведь всегда лучше иметь проверенных людей на фирме и расширять их кругозор, чем постоянно нанимать новый персонал и учить его «с нуля».

Приказ о направлении на курсы повышения квалификации ─ это составленный в произвольной форме документ, который подтверждает намерение директора фирмы или организации послать сотрудника на курсы повышения квалификации.

ФАЙЛЫ

Зачем отправлять на курсы повышения квалификации

Директор фирмы/организации заинтересован в том, чтобы у него работал высококвалифицированный персонал, который способен эффективно справиться с работой в кратчайшие сроки. А это означает, что фирма либо организация:

  • будет постоянно экономически развиваться;
  • сможет в условиях рынка конкурировать с другими фирмами;
  • сможет быстро принимать решения, связанные с текущими, стратегическими и организационными вопросами.

Формы повышения квалификации

Согласно п. 41 Типового положения работник может повышать свою квалификацию:

  • отрываясь от трудовой деятельности;
  • не отрываясь от трудовой деятельности;
  • частично отрываясь от трудовой деятельности;
  • по индивидуальной форме обучения.

Согласно ст. 187 ТК РФ если сотрудника отправили учиться, оторвав его от работы, то за ним обязательно должны сохраниться место работы, его должность и средняя заработная плата. Если сотрудник был отправлен учиться в другой регион, то ему обязательно должны заплатить не только командировочные расходы, но и выплатить среднюю зарплату за весь период нахождения в служебной командировке.

Если сотрудник повышает свою квалификацию, не отрываясь от трудовой деятельности или частично отрываясь от нее, то он должен получить зарплату за фактически отработанное время. Если работник учится и работает одновременно, то согласно ст. 91 ТК РФ совокупная продолжительность рабочего времени не должна быть выше ежедневной нормы.

Кто решает отправлять сотрудников на повышение квалификации

Кого отправить на курсы повышения квалификации, решает директор фирмы либо организации. Перед тем как принять решение, он анализирует трудовые функции сотрудника и стоящие перед ним задачи (например, изучить новое оборудование или получить новый разряд в квалификации).

Сведения, которые должны быть отображены в документе

В приказе должно содержаться следующее:

  • полное название организации;
  • заголовок документа;
  • где был составлен приказ;
  • регистрационный номер;
  • дата, когда был составлен документ;
  • указание на статью ТК РФ и причину, почему возникла производственная надобность;
  • ФИО человека, которого собираются отправить;
  • его должность;
  • срок обучения (дата начала и дата окончания);
  • полное наименование учебного заведения;
  • аргументация необходимости обучения;
  • условия прохождения обучения;
  • сумма оплаты за обучение;
  • размер компенсации;
  • ФИО человека, несущего ответственность за учебу;
  • регистрационный номер трудового договора или доп. соглашения, на основании которого проводится направление;
  • подпись того, кого направляют;
  • подпись директора;
  • подпись специалиста отдела кадров;
  • подпись главного бухгалтера.

Если организация планирует отправить на повышение квалификации несколько сотрудников, то тогда оформляется единый документ с перечнем всех фамилий. Если работник должен отправиться на обучение в другой регион/город, то дополнительно издается приказ о его командировке.

Требования, которые необходимо соблюдать при заполнении документа

Во время составления приказа, надо соблюдать следующие требования:

  • Придерживаться установленного законом расстояния между краями страницы и текстом.
  • Документ должен быть на белом и высококачественном листе бумаги формата А4.
  • Прописывать дату документа арабскими цифрами или словесно-цифровым способом.
  • В документе должны быть все подписи плюс их расшифровка.
  • Печать.

Ошибки, которые допускают во время заполнения документа

Чаще всего, заполняя приказ, специалист может допустить такие ошибки:

  • не проставлена или поставлена неправильная дата составления документа;
  • отсутствует ФИО человека, которого должны отправить на обучение;
  • дописывание текста простым карандашом или ручкой другого цвета;
  • запись сделана неразборчивым почерком;
  • помарки, исправления;
  • орфографические ошибки;
  • неправильно указано полное наименование учебного учреждения;
  • неправильно указано наименование организации;
  • искусственное состаривание документа;
  • затирка ластиком текста.

Как исправить допущенные ошибки

Если в документе была обнаружена ошибка, то необходимо выполнить следующее:

  1. Переписать/перепечатать документ. Воспользоваться таким способом можно лишь тогда, если ошибка была замечена:
    • до того, как была поставлена подпись руководителя;
    • в момент подписания.
  2. Издать новый приказ. Но перед тем как приступить к изданию нового документа, необходимо создать аннулирующий приказ, в котором присутствуют ошибки. В нем должно содержаться следующее:
    • регистрационный номер приказа;
    • дата, когда он был составлен;
    • название документа;
    • начало текста в приказе должно начинаться со слов: «Признать утратившим силу»/«Считать недействительным»;
    • кратко, почему его решили отменить;
    • кто несет ответственность за исправления;
    • подпись.

Заключение

А еще, как правило, в зависимости от уровня подготовки высококвалифицированному персоналу повышают оклады и ставки.

В условиях динамично развивающейся экономики, постоянно совершенствующегося законодательства, изменений в иных сферах общественной жизни у работодателя может объективно возникнуть потребность направить сотрудников на обучение. К каким нормативным правовым актам и иным документам необходимо обратиться при направлении работников на обучение? Какие права и обязанности работника и работодателя предусмотрены законодательством в сфере обучения? Что нужно знать работодателю о дополнительном профессиональном образовании? Ответы на эти и другие вопросы, связанные с обучением работников, — в предложенном материале.

Общая характеристика нормативных правовых актов

Вопросы подготовки и получения дополнительного профессионального образования урегулированы разд. IX ТК РФ.

Кроме того, для разъяснения вопросов, связанных с направлением на обучение, необходимо обращаться к положениям Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 273-ФЗ), а также Приказа Минобрнауки РФ от 01.07.2013 N 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» (далее — Порядок).

Отдельные разъяснения содержатся в Письме Минобрнауки РФ от 09.10.2013 N 06-735 «О дополнительном профессиональном образовании».

Права и обязанности сторон трудовых отношений по обучению

Согласно ст. 197 ТК РФ работник имеет право на подготовку и получение дополнительного профессионального образования в порядке, установленном ТК РФ и иными федеральными законами.

При этом необходимость подготовки работников (профессионального обучения и получения профессионального образования) и получения ими дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель (ст. 196 ТК РФ). Подготовка работников и получение ими дополнительного профессионального образования осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Формы подготовки и получения дополнительного профессионального образования работников, перечень необходимых профессий и специальностей определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов. Таким образом, работник без согласия работодателя не может направиться на обучение.

Однако в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или получение работниками дополнительного профессионального образования, если это является условием выполнения ими определенных видов деятельности.

Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и другими нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Ученический договор

Вопрос о заключении ученического договора урегулирован гл. 32 ТК РФ.

Работодатель — юридическое лицо (организация) имеет право заключать с лицом, ищущим работу, или работником данной организации ученический договор на получение образования без отрыва или с отрывом от работы. Ученический договор с работником данной организации является дополнительным по отношению к трудовому договору.

Ученический договор должен содержать наименования сторон, указание на конкретную квалификацию, приобретаемую учеником, обязанность работодателя обеспечить работнику возможность обучения в соответствии с ученическим договором, обязанность работника пройти обучение и согласно полученной квалификации проработать по трудовому договору с работодателем в течение срока, установленного в ученическом договоре, срок ученичества, размер оплаты в период ученичества.

Ученический договор может содержать иные условия, определенные соглашением сторон.

Он заключается на срок, необходимый для получения данной квалификации, в письменной форме в двух экземплярах.

Что касается действия ученического договора, то такой договор действует со дня, указанного в нем, в течение предусмотренного им срока. Действие ученического договора продлевается на время болезни ученика, прохождения им военных сборов и в других случаях, определенных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

В течение срока действия ученического договора его содержание может быть изменено только по соглашению сторон.

ТК РФ предусматривает различные формы ученичества. Так, ученичество организуется в форме индивидуального, бригадного, курсового обучения и в иных формах.

Время ученичества в течение недели не должно превышать норму рабочего времени, установленную для работников соответствующих возраста, профессии, специальности при выполнении соответствующих работ.

Работники, проходящие обучение в организации, по соглашению с работодателем могут полностью освобождаться от работы по трудовому договору либо выполнять эту работу на условиях неполного рабочего времени.

В период действия ученического договора работники не могут привлекаться к сверхурочной работе, направляться в служебные командировки, не связанные с ученичеством.

Ученикам в период ученичества выплачивается стипендия, размер которой определяется ученическим договором и зависит от получаемой ими квалификации, но не может быть ниже установленного федеральным законом МРОТ.

Работа, выполняемая учеником на практических занятиях, оплачивается по установленным расценкам.

Обратите внимание! На учеников распространяется трудовое законодательство, включая законодательство об охране труда. Следовательно, условия ученического договора, противоречащие ТК РФ, коллективному договору, соглашениям, являются недействительными и не применяются.

Лицам, успешно завершившим ученичество, при заключении трудового договора с работодателем, по договору с которым они проходили обучение, испытательный срок не устанавливается.

В случае если ученик по окончании ученичества без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, в том числе не приступает к работе, он по требованию работодателя возвращает ему полученную за время ученичества стипендию, а также возмещает другие понесенные работодателем в связи с ученичеством работника расходы.

Ученический договор прекращается по окончании срока обучения или по основаниям, предусмотренным этим договором.

Дополнительное профессиональное образование

В соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.

Получение дополнительного профессионального образования осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).

К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:

— лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;

— лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

Содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ о государственной службе. Программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании предусмотренных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ.

Обучение по дополнительным профессиональным программам осуществляется как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании.

Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.

Дополнительное профессиональное образование является составной частью и самостоятельным видом непрерывного образования.

Виды программ дополнительного профессионального образования. К программам дополнительного профессионального образования относятся программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

Содержание дополнительной профессиональной программы (ДПП) определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется получение дополнительного профессионального образования.

Дополнительная профессиональная образовательная программа может реализовываться в формах, предусмотренных законом, а также полностью или частично в форме стажировки.

Формы обучения и сроки освоения ДПП определяются образовательной программой и (или) договором об образовании.

Объем освоения ДПП установлен Порядком. Пунктом 12 Порядка предусмотрен минимально допустимый объем освоения ДПП. Так, срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки — менее 250 часов.

Лицам, успешно освоившим соответствующую ДПП и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке.

При освоении ДПП параллельно с получением среднего профессионального образования и (или) высшего образования удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке выдаются одновременно с получением соответствующего документа об образовании и квалификации.

Стажировка. Отдельно в законодательстве говорится о стажировке как о форме получения дополнительного профессионального образования. Содержание стажировки определяется организацией с учетом предложений организаций, направляющих специалистов на стажировку, содержания ДПП. Сроки стажировки устанавливаются организацией самостоятельно исходя из целей обучения. Продолжительность стажировки согласовывается с руководителем организации, где она проводится.

Стажировка носит индивидуальный или групповой характер и может предусматривать такие виды деятельности, как:

— самостоятельная работа с учебными изданиями;

— приобретение профессиональных и организаторских навыков;

— изучение организации и технологии производства, работ;

— непосредственное участие в планировании работы организации;

— работа с технической, нормативной и другой документацией;

— выполнение функциональных обязанностей должностных лиц (в качестве временно исполняющего обязанности или дублера);

— участие в совещаниях, деловых встречах.

По результатам прохождения стажировки слушателю выдается документ о квалификации в зависимости от реализуемой ДПП.

Помимо курсов повышения квалификации, переподготовки и стажировки, образовательные организации предлагают и иные формы обучения, которые не относятся к программам дополнительного профессионального образования, однако также направлены на повышение профессионального уровня сотрудников. Выбор формы обучения зависит от преследуемых целей и задач. В некоторых случаях для получения каких-то конкретных навыков или разъяснения определенных вопросов достаточным может быть и семинар, конференция, форум и т. д. По итогам данных видов обучения документ об обучении может не выдаваться. Для получения более глубоких знаний требуется обращение к формам дополнительного профессионального образования.

Порядок оформления направления работника на обучение

Вопрос об оформлении направления работника на обучение прямо не урегулирован в действующем законодательстве.

Для направления работника на обучение требуется выбрать образовательную организацию (а также соответствующую программу) и заключить с ней договор. Вопросы оплаты регулируются договором.

Кроме того, необходимо урегулировать отношения с работником по направлению его на обучение. Так, направление на обучение может быть оформлено путем заключения ученического договора. Как правило, таким договором оформляется получение работником высшего образования или иного дорогостоящего образования. Обычно при направлении на обучение ученический договор не заключается. В этом случае работодателю необходимо издать приказ или иной распорядительный акт, в соответствии с которым один или несколько сотрудников направляются на обучение. По завершении обучения работник представляет в кадровую службу документ об обучении.

В соответствии со ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или для получения дополнительного профессионального образования с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или для получения дополнительного профессионального образования с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

Образовательные организации

Отметим, что Федеральным законом N 273-ФЗ не предусмотрено проведение государственной аккредитации образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам. В соответствии с п. 8 ст. 108 Федерального закона N 273-ФЗ со дня вступления его в силу свидетельства о государственной аккредитации в части имеющих государственную аккредитацию дополнительных профессиональных образовательных программ признаются недействующими для всех образовательных организаций. При этом образовательная деятельность подлежит обязательному лицензированию (Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», ст. 91 Федерального закона N 273-ФЗ).

Также важным моментом является квалификация преподавателей.

Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах (п. 1 ст. 46 Федерального закона N 273-ФЗ). Таким образом, лица, не имеющие ученых степеней и званий, могут участвовать в учебном процессе организаций дополнительного профессионального образования. Для должности «преподаватель» Приказом Минздравсоцразвития РФ от 11.01.2011 N 1н «Об утверждении Единого квалификационного справочника руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования» установлены следующие квалификационные требования: высшее профессиональное образование и стаж работы в образовательном учреждении не менее одного года, при наличии послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура, адъюнктура) или ученой степени кандидата наук — без предъявления требований к стажу работы. Как правило, для практического работника представляет интерес обучение, проводимое преподавателями, совмещающими преподавательскую деятельность с практической.

Нередко образовательные программы предусматривают частичное обучение с использованием электронных и дистанционных технологий. Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательных организациях дополнительного профессионального образования возможно, если в них созданы условия, отвечающие требованиям ст. 16 Федерального закона N 273-ФЗ.

Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Электронное обучение не требует взаимодействия обучающихся и педагогических работников.

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Таким образом, при выборе образовательной организации рекомендуется обратить внимание на предлагаемые программы, форму обучения, преподавательский состав, документ, выдаваемый по завершении обучения, условия обучения и, конечно же, соответствие данных параметров стоимости обучения.

Подводя итог, отметим следующие важные моменты:

— в соответствии с действующим законодательством работник имеет право на подготовку и получение дополнительного профессионального образования;

— целесообразность получения дополнительного профессионального образования определяется работодателем;

— дополнительное профессиональное образование может получаться в разных видах и формах;

— вопрос документального оформления направления работника на обучение прямо не урегулирован в действующем законодательстве, поэтому его определяет сам работодатель;

— необходимо внимательно подходить к выбору образовательной организации и программы обучения во избежание различного рода проблем.

Каждый работодатель заинтересован в квалифицированных кадрах. Но иногда в ходе рабочего процесса возникают ситуации, когда уровень знаний работника может оказаться недостаточным, и тогда встает вопрос о приобретении новых знаний, необходимых для работы.

Такая необходимость может возникнуть при изменении организационных методов работы, улучшения производства. Особенно если инновационные методы работы существенно отличаются от предыдущих. Например, при переходе организации на электронный документооборот.

Также при осуществлении определенных видов трудовой деятельности, к примеру, таких профессий как водитель или машинист железнодорожных составов, где регулярное повышение образовательного уровня является не только обязательным, но и необходимым.

Учеба или повышение квалификации

Существует два вида учебных мероприятий для сотрудников: обучение и повышение квалификации. Они значительно отличаются друг от друга.

В первом случае речь идет непосредственно об учебе в образовательном заведении, с которым бюджетная организация заключила соответствующий договор. Проводится с отрывом от производства.

В силу требований ч. 2 ст. 197 ТК РФ, между работником и работодателем также заключается договор либо допсоглашение к . В нем работодатель может указать, например, необходимость отработки в течение определенного срока после завершения обучения. При этом бюджетная организация либо сама оплачивает учебу, либо может компенсировать эти затраты работнику. При этом последний может отказаться учиться, и это не будет показателем нарушения трудовой дисциплины. Однако следствием отказа может стать профессиональная непригодность работника и .

Что касается повышения уровня квалификации, то, исходя из сроков проведения курсов и объема знаний, можно выделить несколько видов:

  1. Краткосрочные курсы длятся менее 72 часов. Обычно подобные курсы проводятся непосредственно на рабочем месте и заканчиваются написанием итогового теста.
  2. Семинары. Длительность такого семинара от 72 часов до 100 часов. Они более объемны и глубже затрагивают проблемы работы бюджетной организации.
  3. Длительные занятия, занимают более 100 часов и посвящаются более интенсивному изучению тем, рассматриваемых в ходе проведения семинаров.

Повышение квалификации может проходить как в режиме отрыва от производства (неполного или частичного), так и без него.

Какие нужны документы

Главным и основным документом в этом случае является приказ о направлении на обучение. Поскольку конкретная форма для него не установлена, он может быть составлен произвольно либо по форме, которая утверждена в бюджетной орагнизации. В любом случае, существуют определенные требования к содержанию такого распоряжения.

Требования к приказу

Итак, какие реквизиты должен содержать приказ о направлении работника на обучение? В нем должны быть указаны:

  • номер приказа и его дата;
  • Ф.И.О. и должность сотрудника, который отправляется на учебу;
  • дата начала и окончания учебы или курсов;
  • название образовательной организации;
  • основание для направления работника (договор или дополнительное соглашение);
  • подпись руководителя бюджетной организации и ответственного лица;
  • подпись работника об ознакомлении.

Также в приказе можно указать:

  • условия обучения;
  • ответственного.

ПРИКАЗ

« О проведении обучения по балансировке

и шиномонтажу колес для мотоциклетной техники »

В целях расширения перечня услуг, предоставляемых АРС, а также повышения квалификации механиков АРС и операторов шиномонтажа,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Провести обучение и аттестацию сотрудников в соответствии с планом обучения (приложение к приказу).

2. Участники обучения:

  • Павлик Алексей Владимирович - механик АРС;
  • __________________________ - механик АРС;
  • Дмитриев Вячеслав Борисович - оператор шиномонтажа;
  • Солончуков Станислав Вячеславович - оператор шиномонтажа;
  • Шапошников М.И. - автослесарь;
  • Малышев А.Ю. - автослесарь;
  • Кузовов Е.А. - автослесарь;
  • Воробьев С.В. - автослесарь.

3. Всем поименованным выше сотрудникам быть на обучении в обязательном порядке.

4. Для сотрудников, у которых дни обучения приходятся на выходные, обязываются присутствовать на обучении. В случае отсутствия на обучении, сотрудник подвергается дисциплинарному взысканию и налагается штраф.

5. Для проверки полученных знаний все участники сдают квалификационный экзамен.

6. Состав квалификационной комиссии:

  • Душечкин С.М. - зам. генерального директора - председатель;
  • Малышев М.И. - зам. генерального директора - член комиссии;
  • Ревякин А.Ю. - инженер по эксплуатации;
  • Пригожин Б.А. - начальник отдела кадров - член комиссии.

7. Контролировать выполнение настоящего приказа поручаю заместителю генерального директора Малышеву М.И., начальнику отдела кадров Пригожину Б.А.

8. С настоящим приказом ознакомить под роспись всех поименованных в нем лиц.

Заместитель генерального директора С.М. Душечкин

Ознакомлен

зам. генерального директора Малышев М.И.

Должность, Ф.И.О

Ознакомлен

начальник отдела кадров Пригожин Б.А.

Должность, Ф.И.О

Ознакомлен

механик АРС Павлик А.В.

Должность, Ф.И.О

Ознакомлен

механик АРС

Должность, Ф.И.О

Ознакомлен

оператор шиномонтажа Дмитриев В.Б.

Должность, Ф.И.О

Ознакомлен

оператор шиномонтажа Солончуков С.В.

Должность, Ф.И.О

Ознакомлен

автослесарь Шапошников М.И.

Должность, Ф.И.О

Ознакомлен

автослесарь Кузовов Е.А.

Должность, Ф.И.О

Ознакомлен

автослесарь Воробьев С.В.

Должность, Ф.И.О

Ознакомлен

автослесарь Малышев А.Ю.

Должность, Ф.И.О

Ознакомлен