Презентация на тему "щелочные и щелочноземельные металлы". Презентация "щелочноземельные металлы" Презентация по теме щелочноземельные металлы


Положение в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева

  • I группа главная подгруппа.

Увеличивается радиус атомов,

растет восстановительная способность


Общая характеристика

элементов I группы главной подгруппы

Восстано-вительные свойства

соединения

Метал-лические свойства

Атомный радиус

Валентные

элемент

электроны

увеличиваются

увеличиваются

Li 2 O, LiOH

основные свойства

2s 1

Na 2 O, NaOH

основные свойства

3s 1

K 2 O, KOH

основные свойства

4s 1

Rb 2 O, RbOH

основные свойства

Изучение нового материала. Все сведения не появляются сразу, а имеется возможность входе беседы с учащимися проверить их мнение и вместе дать общую характеристику щелочных металлов по их положению в таблице.

5s 1

Cs 2 O, CsOH

основные свойства

6s 1

Радиоактивный

элемент

7s 1


Физические свойства щелочных металлов

Металлическая кристаллическая решетка

Твердые вещества серебристо-белого цвета

Электропроводны и теплопроводны

Легкоплавкие. пластичные


Щелочные металлы – простые вещества

Литий и натрий - мягкие щелочные металлы серебристо-белого цвета

Натрий – мягкий металл, его можно резать ножом .

Натрий

Литий


Калий и рубидий

мягкие щелочные металлы серебристо-белого цвета

Рубидий

Калий


цезий

Цезий 99,99999% в ампуле

Мягкий щелочной металл золотисто-белого цвета


Франций

из которого получают франций

  • Франций - щелочной металл, обладающий как радиоактивностью, так и высокой химической активностью. Не имеет стабильных изотопов

Франций-223 (самый долгоживущий из изотопов франция, период полураспада 22,3 минуты) содержится в одной из побочных ветвей радиоактивного ряда урана-235 и может быть выделен из природных урановых минералов


Химические свойства щелочных металлов

  • Типичные металлы, очень сильные восстановители. В соединениях проявляют единственную степень окисления +1. Восстановительная способность увеличивается с ростом атомной массы. Взаимодействуют с водой с образованием гидроксидов (R–OH) щёлочей.
  • Воспламеняются на воздухе при умеренном нагревании. С водородом образуют солеобразные гидриды. Продукты сгорания чаще всего пероксиды (кроме лития).
  • Восстановительная способность увеличивается в ряду Li–Na–K–Rb–Cs

Химические свойства

  • 2Na + Cl 2 = 2NaCl (в атмосфере F 2 и Cl 2 щелочные Me самовоспламеняются)
  • 4Li + O 2 = 2Li 2 O 2Na + O 2 = Na 2 O 2 K + O 2 = KO 2

оксид Li пероксид Na надпероксид K

3) 2Na + Н 2 = 2NaН (при нагревании 200-400 o C)

4) 6Li + N 2 = 2Li 3 N (Li - при комнатной T, остальные щелочные Me -при нагревании)

5) 2Na + 2Н 2 О = 2NaОН + Н 2

( Li - спокойно, Na - энергично,

остальные – со взрывом –

воспламеняется выделяющийся Н 2

Rb и Cs реагируют не только

с жидкой Н 2 О , но и со льдом. .

6) 2Na+ Н 2 4 = Na 2 4 + Н 2

(протекают очень бурно)


Гидроксиды

  • KOH – едкое кали
  • NaOH – едкий натр, каустическая сода, каустик

Образование гидроксидов

K 2 O + H 2 O= 2KOH

  • Гидроксиды щелочных металлов, кроме Li, термостойки и не разрушаются от температуры.
  • Гидроксиды реагируют с

Кислотами

2KOH + H 2 SO 4 = K 2 SO 4 + 2H 2 O

Кислотными оксидами

2KOH + SO 3 = K 2 SO 4 + 2H 2 O

Солями (если образуется нерастворимое основание).

2NaOH + CuSO 4 = Cu(OH) 2 + Na 2 SO 4


Качественное определение щелочных металлов

Для распознавания соединений щелочных металлов по окраске пламени исследуемое вещество вносится в пламя горелки на кончике железной проволоки.

Li+ - карминово-красный K+ - фиолетовый Cs+ фиолетово-синий

Na+ - желтый Rb + - красный

Li+ Na+ K+


Получение щелочных металлов

1) Электролиз расплавов соединений щелочных металлов:

2МеCl = 2Ме + Cl 2

4МеOH = 4Ме + 2Н 2 О + О 2

2) Восстановление оксидов и гидроксидов щелочных металлов:

2Li 2 O + Si = 4Li + SiO 2

KOH + Na = NаOH + K

Схема электролизера для получения натрия

Ванна состоит из стального кожуха с шамотной футеровкой, графитовым анодом А и кольцевым железный катодом К, между которыми расположена сетчатая диафрагма. Электролитом служит более легкоплавкая смесь его с 25% NaF и 12% КСl (что позволяет проводить процесс при 610–650°С). Металлический натрий собирается в верхней части кольцевого катодного пространства, откуда и переходит в сборник. По мере хода электролиза в ванну добавляют NaCl.


Применение щелочных металлов


Биологическая роль и применение

Соединений калия и натрия

Раствор хлорида натрия (0,9%) применяется в медицине. Такой раствор называется физиологическим

Питьевая сода применяется в кулинарии, для выпечки кондитерских изделий.

Хлорид натрия - как добавка к пище

Сколько воды и хлорида натрия нужно взять для приготовления физиологического раствора

массой 0,5 кг?

Хлорид калия - очень ценное минеральное удобрение. Рассчитайте массовую долю калия (%) в этом веществе.

Смесь хлорида и гидрокарбоната натрия массой 15 г обработали уксусной кислотой, при этом выделилось 2,8 л (н.у.) газа. Определите массовые доли в процентах компонентов смеси.

Тривиальные названия солей:

70% NaHCO 3

4,5г соли

495,5 г воды

Поваренная соль

30% NaCl

Калийные удобрения играю важную роль в жизни растений.

Для работы слайда необходимо кликнуть мышью на любой синий прямоугольник. Для 1-3 ячейки таблицы это задача. Для 4 ячейки - проверка знаний тривиальных названий веществ.

Калийная селитра

Na 2 CO 3 *10H 2 O

Кристалли-ческая сода

Na 2 SO 4 *10H 2 O

Глауберова соль

Питьевая сода


Охладитель в ядерных реакторах

В медицине

При изготовлении фарфора

В металлургии для удаления примесей


Калийные удобрения. Влияет на интенсивность фотосинтеза у растений

Внутриклеточный ион. Поддерживает работу сердечной мышцы (курага, бобовые, чернослив, изюм)

Бертолетова соль – обязательная часть праздничного фейерверка


Na+ внеклеточный ион (содержится в крови и лимфе)


Изготовление фотоэлементов

В медицине как болеутоляющие и успокоительные средства

В научных исследованиях


Промотор в каталитических процессах

Производство специальных стекол

Производство приборов радиационного контроля


Фотография

Описание минерала

Химический состав

Бесцветный, красный, желтый, зеленый

Плотность

3,1-3,2 г/см 3

Твердость

Сподуменн


Фотография

Описание минерала

Химический состав

Бесцветный, красный, желтый, синий

Плотность

2,2-2,3г/см 3

Твердость

Галит


Природные соединения калия

Фотография

Описание минерала

Химический состав

Бесцветный, молочно-белый, темно-красный, розовый

Плотность

Твердость

1,97-1,99 г/см 3

Сильвин


Природные соединения калия

Фотография

Описание минерала

Химический состав

MgCl 2 ·KCl·6H 2 O

Красный, желтый, белый, бесцветный

Плотность

Твердость

Жгучий соленый

Карналит


Спасибо за урок!

Тема: Соединения щелочноземельных металлов Ц е л ь у р о к а: - на основе знаний общих свойств металлов и их соединений (оксидов и гидроксидов), охарактеризовать свойства оксидов и гидроксидов щелочноземельных металлов; обобщать, устанавливать взаимосвязь строения и свойств веществ, логически рассуждать. Эпиграф к уроку Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность. Б. Шоу


I игровая пятиминутка. Определите металл 1. тот металл используют для металлотермии – восстановления редких металлов из их руд. 2. Сульфат данного элемента, известный под названием горькой, или английской, соли, используется в медицине в качестве слабительного средства. 3. Морская соль имеет горький вкус из - за наличия в ней катионов данного металла. 4. Сжигание данного металла сопровождается ослепительной вспышкой, поэтому его раньше применяли при фотографировании. 5. В его атоме на внешнем уровне два электрона, все электроны размещены на трёх энергетических уровнях.


1. Вследствие высокой химической активности этот металл не пригоден для изготовления изделий. 2. В организме взрослого человека содержится более 1 кг данного элемента в виде фосфата. 3. Этот металл был впервые получен Г. Дэви в 1808 г. 4. Соединения этого элемента широко используется, например, в строительстве. Мел, мрамор, известняк - это его карбонат. 5. В его атоме на внешнем уровне два электрона, все электроны размещены на четырёх энергетических уровнях.


Продолжите высказывание 1. Кальций отличается по физическим свойствам от щелочных металлов а) цветом б) плотностью в) твёрдостью г) температурой плавления 2. С кальцием реагирует а) CI 2, P, Si б) C, CI 2,S в) O 2, H 2, Fe 3. Водород можно получить при взаимодействии кальция с а) HCI б) CO2 в) H 2 O г) NaOH д) H 2 SO4 4. У кальция электроны распределены по энергетическим уровням а) 2,8.8,3 б) 2,8,8,1 в) 2,8,8,2 5. Кальций проявляет свойства а) окислительные б) восстановительные в) окислительные и восстановительные






CaCO 3 - карбонат кальция - одно из самых распространенных на Земле соединений. Известны такие содержащие его минералы, как мрамор, мел, известняк. Самый важный из этих минералов - известняк, без которого не обходится ни одно строительство, во - вторых, это сырьё для получения других материалов: цемента, гашеной и негашеной извести, стекла и т. д. В нашей области большие залежи известняка и мела. Поэтому в Белгородской области много заводов по производству цемента и производственного мела.


МРАМОР (от греч. marmaros блестящий камень), кристаллическая зернистая метаморфическая карбонатная порода, продукт перекристаллизации известняка, реже – доломита. Благодаря тесному сцеплению зерен кальцита между собой порода хорошо полируется. В технике и строительстве мрамором называют любую карбонатную породу, удовлетворительно поддающуюся полировке, – известняк, доломит или мрамор. Метаморфизм чистого известняка приводит к образованию мрамора, поскольку единственное возможное изменение кальцита при высоких давлениях и температурах – его перекристаллизация. Окраска мрамора обычно светлая, однако присутствие даже долей процента примесей – силикатов, оксидов железа и графита – приводит к окрашиванию породы в разные цвета и оттенки, включая желтый, коричневый, красный, зеленый и даже черный; бывают и пестрые, разноцветные мраморы.


Известняки ИЗВЕСТНЯК, осадочная горная порода, состоящая главным образом из кальцита, редко из арагонита; часто с примесью доломита, глинистых и песчаных частиц. Известняки нередко содержат остатки известковых скелетов ископаемых организмов. Используется в металлургии (флюсы), строительстве, химической промышленности и др


MgCO 3- карбонат магния, необходим в производстве цемента, стекла, кирпича, а так же в металлургии для перевода пустой породы, т. е. не содержащей соединения металла, в шлак. CaSO 4 - сульфат кальция, встречается в природе в виде минерала гипса CaSO 4* 2H 2 O, представляющего собой кристаллогидрат. Используется в строительстве, медицине для наложения неподвижных гипсовых повязок, для получения слепков. Для этого применяют полуводный гипс 2CaSO 4 - алебастр.


MgSO 4 - сульфат магния, известный под названием горькая, или английская, соль, используемый в медицине в качестве слабительного средства. Содержится в морской воде и придает ей горький вкус Ca 3 (PO 4) 2 - фосфат кальция, входит в состав фосфоритов (горная порода) и апатитов (минерал), а также в состав костей и зубов. В организме взрослого человека содержатся более 1 кг кальция в виде соединения Ca 3 (PO 4) 2.




Кодированный диктант 1. Оксиды проявляют основные свойства, кроме бериллия. (1) 2. Все оксиды главной подгруппы II группы активны в реакции с водой. (0) 3. Оксиды кальция в технике называют негашёной известью. (1) 4. Для обнаружения углекислого газа используют раствор гидроксида кальция – известковую воду. (1) 5. Карбонат бария – основная часть минералов: мела, мрамора, известняка.(0) Учащиеся проводят взаимопроверку работ.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 24» г. Сыктывкара

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА

ТЕМА: Щелочноземельные металлы

Выполнила: Малахаева Анна Львовна

СЫКТЫВКАР, 2015

Цель урока:

    Изучить физические, химические свойства щелочноземельных металлов;

    Узнать о применении щелочноземельных металлов и их соединений.

Тип урока - урок освоения нового материала.

Технология критического мышления

Формы организации учебной деятельности – фронтальная, парная, индивидуальная.

Методы обучения :

    Ч астично-поисковый;

    Межпредметная беседа.

Приемы обучения :

    самостоятельная /парная / индивидуальная работа учащихся.

Задачи

I Обучающие:

    Описывать физические свойства ЩЗ металлов;

    Знакомство с особенностями химических свойств и областями применения ЩЗ металлов.

II Развивающие:

    Развитие и обобщение знаний учащихся о практическом использовании ЩЗ металлов;

III Воспитательные :

Оборудование:

    Мультимедийный проектор

    для демонстрационных опытов: магний, соляная кислота, ложечки для сжигания веществ, спички, склянки заполненные кислородом, пробирки;

    инструктивная карточка «Применение ЩЗ металлов и их соединений»

Литература для учителя:

    Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н., Жегин А.Ю. Химия: 9 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Под ред. Н.Е.Кузнецовой. – М.: Вентана-Граф, 2008.

    Шаталов М.А., Кузнецова Н.Е. Обучение химии. Решение интегративных учебных проблем: 8-9 классы: Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2006.

    Кузнецова Н.Е., Шаталов М.А. Обучение химии на основе межпредметной интеграции: 8-9 кл.: учебно-метод. Пособие. –М.: Вентана –Граф, 2006.

    Г.О. Аствацатуров Технология целеполагания урока. – Волгоград: Учитель, 2009.

    Материалы мастерской «Разработка компетентностно-ориентированных заданий по учебным предметам» АНО «Центр Развития Молодежи» г. Екатеринбург.

Ход урока

I Организационный момент

Приветствие учителя. Готовность к уроку. Что вы видите на картинки. Что их объединяет? (Слайд 1). Металлы.

II Актуализация знаний

Давайте вспомним все то, что знаем о металлах («Знаю»). Металлы располагаются в нижней левой части ПС, обладают металлическим блеском, хорошо проводят электрический ток, а также изучили свойства щелочных металлов (Слайд 2). А что мы еще не изучили? Предполагают, щелочноземельные металлы и подгруппа алюминия . Итак, какова же тема урока сегодня? Щелочноземельные металлы (Слайд 3). Значит, что мы хотим узнать? Физические свойства, химические свойства и применение (Слайд 4). Целью нашего урока будет: 1. Изучить физические, химические свойства щелочноземельных металлов; 2. Узнать о применении щелочноземельных металлов (Слайд 5).

Физические свойства ЩЗ металлов. Как вы думаете, какими физическими свойствами будут обладать щелочноземельные металлы? Предполагают: металлический блеск, мягкость (по аналогии со щелочными), невысокая плотность. У вас на столах есть инструктивная карточка. Прочитайте текст. Что общего между ними? Имеют серебристый цвет, и все мягкие, кроме бериллия (Слайд 6) .

Что обуславливает химические свойства щелочноземельных металлов? Наличие 2 электронов на внешнем энергетическом уровне. Как вы думаете, с чем будут реагировать щелочноземельные металлы? Могут предположить: с водой, кислотами, кислородом.

Химические свойства ЩЗ металлов.

Давайте рассмотри химические свойства. Для этого разделимся на три группы (по колонкам). Откройте §51 стр.237. I колонка запишет химические свойства с кислородом и с галогеном на примере магния. 2 Me + O 2 = 2 MeO (оксид), 2M g + O 2 = 2M gO . Посмотрим, как сгорает магний (демонстрационный опыт: горение магния (показывает ученик)). Me + Hal 2 = MeHal 2 ( галогениды ), Mg + Cl 2 = MgCl 2 .

II колонка – с серой и с азотом на примере кальция. Me + S = MeS ( сульфид ), Sr + S = SrS; Me + N 2 = Me 2 N 3 ( нитрид ), Sr + N 2 = Sr 2 N 3 . III колонка – с водородом и с водою на примере кальция. Mе + H 2 = MеH 2 (гидрид), Ca + H 2 = Ca H 2 ; Ме + 2Н 2 О = M е(OH ) 2 + H 2 , Ca + 2Н 2 О = Ca (OH ) 2 + H 2 .

Еще ЩЗ металлы будут взаимодействовать с кислотами. Посмотрим, как магний будет взаимодействовать с соляной кислотой (демонстрационный опыт: взаимодействие магния с кислотой (показывает ученик)). Внимание на слайд! Me + кислоты = соль + H 2 (Слайд 7) . Какие продукты образовались в результате реакции? Хлорид магния и выделяется водород. Mg + 2HCl = MgCl 2 + H 2.

Нахождение щелочноземельных металлов в природе и соединения щелочноземельных металлов. Как вы думаете, где в природе можно встретить щелочноземельные металлы в чистом виде? Нигде, т.к. в чистом виде они не встречаются ввиду своей высокой химической активности. У вас на столах лежат листочки. Просмотрите текст глазами (15 секунд). Сейчас я показываю вам картинку, а вы, пользуясь текстом, который лежит у вас на столах, будете рассказывать, где встречается и используется данный металл. Отвечают, используя текст на столах (Слайды 8-9) .

III Закрепление

Сегодня мы с вами изучили щелочноземельные металлы. Что вы узнали о них? Достигли ли вы цели, поставленной вами в начале урока? Да, достигли, мы узнали их физические и химические свойства, нахождение их в природе и применение (Слайд 10). А теперь «Заполним пропуски!» (Слайд 11) . Домашнее задание. §51; подготовить об истории открытии ЩЗ металлов по вариантам: I вариант – Be , II вариант – Mg , III вариант – Ca , IV вариант – Sr , V вариант – Ba , VI вариант – Ra (Слайд 12).

Инструктивная карточка «Физические свойства, применение и нахождение ЩЗ металлов и их соединений»

Бериллий - твердый металл светло-серого цвета. Встречается в природе в виде минералов: берилла, хризоберилла и их разновидностей: изумруда, аквамарина, александрита – известных как драгоценные камни. Бериллий и его растворимые в воде соединения высокотоксичные (ядовиты). Даже ничтожно малая примесь его в воздухе приводит к тяжёлым заболеваниям. Он находит широкое применение в технике. Добавленный к меди он сильно повышает её твёрдость, прочность, химическую стойкость, делает похожей на сталь. Основной потребитель бериллия – атомная энергетика. Потребность в нём с каждым годом растёт.

Магний - мягкий, серебристо-белый металл. Б ыл впервые получен Деви в 1808 году из белой магнезии (магнезит Mg CO 3) – минерала, найденного близ греческого города Магнезия. По названию минерала и дали название простому веществу и химическому элементу. Сульфат магния (одна из распространённых солей магния) называют ещё горькой солью – она придаёт морской воде горьковатый вкус. Данная соль магния используется в качестве слабительного средства. Сплавы с магнием прочнее, твёрже, легко полируются, обрабатываются и их используют в автомобильной промышленности, авиационной, ракетной технике.

Кальций - мягкий серебристо-белого цвета . Занимает пятое место по распространённости. Так же впервые получен Деви в 1808 году. Название элемента происходит от латинского слова «кальс», что значит, «известь, мягкий камень». Встречается в виде кальцита (кальцит образует залежи мела, мрамора, известняка), а также в виде минерала гипса, представляющего собой кристаллогидрат. Используется в строительстве, в медицине для наложения гипсовых повязок, для получения слепков. Также кальций содержится в костях и зубах человека.

Стронций - мягкий, ковкий и пластичный серебристо-золотого цвета. Встречается реже в виде минерала целестина, что с латинского означает «небесный» - сульфат стронция, образован розово-красными, бледно-голубыми кристаллами. Своё название он (стронций) получил от названия шотландской деревни Стронциан, близ которой в конце XVIII века найден редкий минерал стронцианит SrCO 3 . Основные области применения стронция и его химических соединений - это радиоэлектронная промышленность, пиротехника, металлургия

Барий - мягкий металл серебристо-белого цвета. Встречается в виде барита BaSO 4 («барис»- тяжёлый с латинского). Применяется для изготовления радиоламп, в кожевенном деле (для удаления шерсти), в сахарном производстве, для приготовления фотобумаги, выплавке специальных окон. BaSO 4 благодаря нерастворимости и способности задерживать рентгеновские лучи применяется в рентгенодиагностике – баритовая каша.

Радий - блестящий металл серебристо-золотого цвета.

Используют для изготовления светящихся красок постоянного свечения (для разметки циферблатов авиационных и морских приборов, специальных часов и других приборов).

Заполни пропуски!

    Ca + … = 2CaO

    + … = Be 3 N 2

    Mg + … = MgSO 4 + …

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

БЕРИЛИЙ, МАГНИЙ И ЩЕЛОЧНОЗЕМЕЛЬНЫЕ МЕТАЛЛЫ

Что узнаем… 18.04.17 Положение металлов в Периодической системе Изменение свойств в группе История названия Нахождение в природе Физические свойства Химические свойства Закрепление Литература

18.04.17 Бериллий, магний и щелочноземельные металлы находятся в IIA- группе Максимальная степень окисления +2 Строение внешнего энергетического уровня ns 2 Валентность - I I

18.04.17 Ra Ba Sr Ca М g Ве Изменение свойств группе В ряду металлов: Радиус атома увеличивается Увеличиваются восстановительные свойства (способность отдавать электроны) Уменьшается прочность химической связи металл – металл

18.04.17 «Если не знать имен - умрет и познание вещей» Карл Линней

ОТКРЫТИЕ МЕТАЛЛОВ Магний и кальций были впервые получены английским химиком и физиком Г. Дэви в 1808 г. Магний из белой магнезии. По названию минерала дали название элементу. Название элемента кальций происходит от лат. Слова кальс, что означает «известь, мягкий камень». 18.04.17 Гемфри Дэви (1778 – 1829)

Магниевая горная порода – магнезит. Нахождение в природе Как активные металлы, они встречаются в природе только в виде соединений Кальциевые горные породы – известняк, мрамор, мел.

18.04.17 Щелочные металлы легкие, мягкие и легкоплавкие, серебристы, стронций имеет золотистый оттенок. Стронций - ковкий Физические свойства Бериллий - светло-серый, твердый, хрупкий Магний - относительно мягкий, пластичный, ковкий Кальций - твердый и пластичный

18.04.17 Химические свойства 1. Металлы взаимодействуют почти со всеми неметаллами: 2Ме 0 + О 2 0 =2Ме +2 О -2 (оксид) Ме 0 + Н 2 0 = Ме +2 Н 2 -1 (гидрид) Ме 0 + Cl 2 0 = M е + 2 Cl 2 -1 (хлорид) Ме 0 + S 0 = M е + 2 S -2 (сульфид) 3Ме 0 + N 2 0 = M е 3 + 2 N 2 - 3 (нитрид)

18.04.17 Химические свойства 2. Бериллий с водой не реагирует, магний реагирует медленно, остальные металлы реагируют с водой, образуя щелочи и восстанавливая воду до водорода: Ме 0 + 2Н 2 О = Ме +2 (ОН) 2 + Н 2  3. Магний реагирует с кислотами. Ме 0 + 2Н Cl = Ме +2 Cl 2 + Н 2  4. Магний и кальций реагирует с оксидами. 2 М g 0 + Ti О 2 = 2 М g +2 О + Ti

Проверь себя (работа с таблицей Д.И. Менделеева) Сравните атомы элементов, поставив знаки или = вместо *: а) заряд ядра: Be * Ba ; М g * Al ; Ca * К; б) число электронных слоев: Be * Ba ; М g * Al ; Ca * К; в) число электронов на внешнем уровне: Be * Ba ; М g * Al ; Ca * К; г) радиус атома: Be * Ba ; М g * Al ; Ca * K ; д) восстановительные свойства: Be * Ba ; М g * Al ; Ca * K . 18.04.17

18.04.17 Дополните схемы взаимодействия щелочных металлов с неметаллами общими формулами и названиями продуктов реакции. Запишите конкретные уравнения реакций, расставив коэффициенты в них методом электронного баланса. а) М+ Н 2 в) М+ С1 2 Пример: ___________________ Пример: б) М+ S г) М+ N 2 Пример: _______________________________ Пример: ___________________________ Допишите уравнения реакций. Как изменяется скорость реакций, расположенных в указанной стрелкой последовательности? а) Ca + H 2 O → ………………………. б) Sr + H 2 O →………………………. в) Ba + Н 2 О→……………………….. Объясните, от какого фактора зависит скорость реакции взаимодействия щелочных металлов с водой ……………………….. Назовите продукты реакций. Опишите, как доказать их образование. ……………………… ............................................ Проверь себя

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: комбинированный урок

Задачи урока:

Обучающие: формирование знаний учащихся о щелочноземельных элементах как типичных металлах, понятия о взаимосвязи строения атомов со свойствами (физическими и химическими).

Развивающие: развитие умений исследовательской деятельности, умения добывать информацию из различных источников, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Воспитывающие: воспитание устойчивого интереса к предмету, воспитание таких нравственных качеств как аккуратность, дисциплина, самостоятельность, ответственное отношение к порученному делу.

Методы: проблемные, поисковые, лабораторная работа, самостоятельная работа учащихся.

Оснащение: компьютер, таблица по технике безопасности, диск “Виртуальная лаборатория по химии”, презентация .

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вводное слово учителя.

Мы изучаем раздел, металлы, и вы знаете, что металлы имеют большое значение в жизни современного человека. На предыдущих уроках мы познакомились с элементами I группы главной подгруппы – щелочными металлами. Сегодня приступаем к изучению металлов II группы главной подгруппы - щелочноземельных металлов. Для того чтобы усвоить материал урока, нам необходимо вспомнить наиболее важные вопросы, которые рассматривали на предыдущих уроках.

3. Актуализация знаний.

Беседа.

Где находятся щелочные металлы в периодической системе Д.И. Менделеева?

Ученик:

В периодической системе щелочные металлы расположены в I группе главной подгруппе, на внешнем уровне 1 электрон, который щелочные металлы легко отдают, поэтому во всех соединениях они проявляют степень окисления +1. С увеличением размеров атомов от лития к францию энергия ионизации атомов уменьшается и, как правило, возрастает их химическая активность.

Учитель:

Физические свойства щелочных металлов?

Ученик:

Все щелочные металлы серебристо-белого цвета с незначительными оттенками, лёгкие, мягкие и легкоплавкие. Их твёрдость и температура плавления закономерно снижаются от лития к цезию.

Учитель:

Знания Химических свойств щелочных металлов проверим в виде небольшой проверочной работы по вариантам:

  • I вариант: Напишите уравнения реакции взаимодействия натрия с кислородом, хлором, водородом, водой. Укажите окислитель и восстановитель.
  • I I вариант: Напишите уравнения реакции взаимодействия лития с кислородом, хлором, водородом, водой. Укажите окислитель и восстановитель.
  • I I I вариант: Напишите уравнения реакции взаимодействия калия с кислородом, хлором, водородом, водой. Укажите окислитель и восстановитель.

Учитель: Тема нашего урока “Щелочноземельные металлы”

Задачи урока: Дать общую характеристику щелочноземельным металлам.

Рассмотреть их электронное строение, сравнить физические и химические свойства.

Узнать о важнейших соединениях этих металлов.

Определить области применения этих соединений.

Наш план урока написан на доске, будем работать соответственно плана, просмотрим презентацию .

  1. Положение металлов в периодической системе Д.И. Менделеева.
  2. Строение атома щелочных металлов.
  3. Физические свойства.
  4. Химические свойства.
  5. Применение щелочноземельных металлов.

Беседа.

Учитель:

Исходя, из полученных ранее знаний ответим на следующие вопросы: Для ответа воспользуемся периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева.

1. Перечислите щелочноземельные металлы

Ученик:

Это магний, кальций, стронций, барий, радий.

Учитель:

2. Почему данные металлы назвали щелочноземельными?

Ученик:

Происхождение этого названия связано с тем, что их гидроксиды являются щелочами, а оксиды по тугоплавкости сходны с оксидами алюминия и железа, носившими ранее общее название "земли"

Учитель:

3. Расположение щелочноземельные металлы в ПСХЭ Д.И. Менделеева.

Ученик:

II группа главная подгруппа. У металлов II группы главной подгруппы на внешнем энергетическом уровне содержится по 2 электрона, находящихся на меньшем удалении от ядра, чем у щелочных металлов. Поэтому их восстановительные свойства хотя и велики, но все же менее, чем у элементов I группы. Усиление восстановительных свойств также наблюдается при переходе от Mg к Ba, что связано с увеличением радиусов их атомов, во всех соединениях проявляют степень окисления +2.

Учитель: Физические свойства щелочноземельных металлов?

Ученик:

Металлы II группы главной подгруппы - это серебристо-белые вещества, хорошо проводящие тепло и электрический ток. Плотность их возрастает от Be к Ba, а температура плавления, наоборот, уменьшается. Они значительно тверже щелочных металлов. Все, кроме бериллия, обладают способностью окрашивать пламя в разные цвета.

Проблема: В каком виде щелочноземельные металлы встречаются в природе?

Почему в природе щелочноземельные металлы в основном существуют в виде соединений?

Ответ: В природе щелочноземельные металлы находятся в виде соединений, потому что обладают высокой химической активностью, которая в свою очередь, зависит от особенностей электронного строения атомов (наличие двух неспаренных электронов на внешнем энергетическом уровне)

Физкультминутка – отдых глазам.

Учитель:

Зная общие физические свойства, активность металлов, предположите химические свойства щелочноземельных металлов. С какими веществами взаимодействуют щелочные металлы?

Ученик:

Щелочноземельные металлы взаимодействуют как с простыми веществами, и сложными. Активно взаимодействуют почти со всеми неметаллами (с галогенами, водородом, образуя гидриды). Из сложных веществ с водой – образуя растворимые в воде основания – щелочи и с кислотами.

Учитель:

А теперь на опытах убедимся, в правильности наших предположениях о химических свойствах щелочноземельных металлов.

4. Лабораторная работа по виртуальной лаборатории.

Цель: провести реакции, подтверждающие химические свойства щелочноземельных металлов.

Повторяем правила техники безопасности для работы со щелочноземельными металлами.

  • работать в вытяжном шкафу
  • на подносе
  • сухими руками
  • брать в малых количествах

Работаем с текстом, который читаем по виртуальной лаборатории.

Опыт № 1.Взаимодействие кальция с водой.

Опыт № 2. Горение магния, кальция, стронция, бария

Записать уравнения реакции и наблюдения в тетрадь.

5. Подведение итогов урока, выставление оценок.

5. Рефлексия.

Что запомнилось на уроке, что понравилось.

6. Домашнее задание.

§ 12 упр.1(б) упр.4

Литература.

  1. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия 9.- Москва.: Просвещение, 2001
  2. Габриелян О.С. Химия 9.-Москва.:Дрофа, 2008
  3. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Настольная книга учителя. Химия 9.-Москва.:Дрофа 2002
  4. Габриелян О.С. Контрольные и проверочные работы. Химия 9.-Москва.:Дрофа, 2005.
  5. Коллекция Виртуальной лаборатории. Учебное электронное издание