Преимущества для уголовно-исполнительной системы в закупках. Преимущества для уголовно-исполнительной системы в закупках Предоставление преференций по 44 фз

Байрашев Виталий

Аналитик Центра эффективных закупок (ООО «Тендеры.ру»)

Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Далее - 44-ФЗ) достаточно четко обозначил необходимость стимулирования участия в государственных и муниципальных закупках определенных видов юридических лиц. Так, согласно ч. 4 ст. 27 44-ФЗ, преимущества при осуществлении закупок предоставляются учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы (Далее - УИС), организациям инвалидов, субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям.

Относительно участия в закупках учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы, организаций инвалидов, о которых пойдет речь в настоящей статье, 44-ФЗ вводит принципиальное изменение: ст.ст. 28-29 44-ФЗ устанавливают обязанность заказчика предоставлять преимущества учреждениям и предприятиям УИС, организациям инвалидов в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до 15%. Ранее в рамках федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (Далее - 94-ФЗ) заказчик был вправе устанавливать такие преимущества. 44-ФЗ предполагает принятие перечней товаров, работ, услуг, по которым учреждениям и предприятиям УИС и организациям инвалидов будут предоставляться преимущества, следуя в этой части сложившейся практике применения 94-ФЗ.

Другим важным отличием 44-ФЗ от 94-ФЗ в части предоставления преимуществ учреждениям и предприятиям УИС, организациям инвалидов является распространение данных преимуществ не только на конкурсы и аукционы, но и на запросы котировок и запросы предложений. Только закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не предполагают предоставления преимуществ учреждениям и предприятиям УИС, организациям инвалидов, что представляется вполне логичным, так как преимущества играют роль лишь в конкурентных процедурах закупки.

Определение организаций, являющихся учреждениями и предприятиями УИС и организациям инвалидов, не должно вызвать больших трудностей у заказчика. Ст. 16 Уголовно-исполнительного кодекса РФ устанавливает, что к учреждениям УИС относятся:

  • уголовно-исполнительные инспекции;
  • исправительные центры;
  • арестные дома;
  • колонии-поселения;
  • воспитательные колонии;
  • лечебные исправительные учреждения;
  • исправительные колонии общего, строгого или особого режима;
  • тюрьмы;
  • колонии особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы.

Ст. 5 закона РФ от 21 июля 1993 года № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» также определяет, что в УИС по решению правительства Российской Федерации могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности УИС, научно-исследовательские, проектные, медицинские, образовательные и иные организации. Перечень видов предприятий и учреждений, входящих в УИС, установлен постановлением правительства РФ от 01 февраля 2000 года № 89 «Об утверждении видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему». Старая версия официального сайта http://zakupkiold.gov.ru , в отличие от его новой версии http://zakupki.gov.ru , содержала ежемесячно обновляемый перечень учреждений УИС и номенклатуру производимых ими товаров, работ, услуг (последние данные, расположенные на старой версии сайта, датируются декабрем 2010 года).

Что касается организаций инвалидов, то определение общественных организаций инвалидов содержится в федеральном законе от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Согласно ст. 33 указанного закона, общественными организациями инвалидов признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80%, а также союзы (ассоциации) указанных организаций. При этом 44-ФЗ уточняет, что право на преференции имеют также организации, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов, среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее 50%, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда - не менее 25%. Перечень организаций инвалидов и номенклатура производимых ими товаров, работ, услуг ранее также присутствовали на старой версии официального сайта, но не содержатся в его новой версии. Очевидно, что добавление в функционал единой информационной системы обновленных версий данных перечней позволило бы облегчить проверку сведений о принадлежности той или иной организации к учреждениям и предприятиям УИС или организациям инвалидов с целью подтверждения их прав на преимущества.

В настоящее время остается открытым вопрос относительно перечней товаров, работ, услуг, на которые будут распространяться нормы ст.ст. 28-29 44-ФЗ. Согласно поручению председателя правительства РФ № ДМ-П13-3339, в котором установлен план мероприятий по реализации федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в марте 2014 года правительством РФ должны быть приняты следующие постановления:

  • «Об установлении порядка предоставления преимуществ учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы в отношении предлагаемой ими цены контракта, а также перечней товаров, работ, услуг при обеспечении государственных и муниципальных нужд»;
  • «Об установлении порядка предоставления преимуществ организациям инвалидов в отношении предлагаемой ими цены контракта, а также перечней товаров, работ, услуг при обеспечении государственных и муниципальных нужд».

Отсюда следует, что применение требований ст.ст. 28-29 44-ФЗ фактически откладывается до выхода данных нормативных актов правительства РФ.

В рамках 94-ФЗ преимущества учреждениям и предприятиям УИС, организациям инвалидов предоставлялись в соответствии с постановлением правительства РФ от 17 марта 2008 года № 175 «О предоставлении преимуществ учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы и организациям инвалидов, участвующим в размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», устанавливающим перечни товаров, работ, услуг для учреждений и предприятий УИС и организаций инвалидов.

На ноябрь 2013 года в указанном поручении председателя правительства РФ также было запланировано принятие постановления правительства РФ «Об утверждении перечня производимых, выполняемых, оказываемых учреждениями и предприятиями уголовно-исполнительной системы товаров, работ и услуг, закупка которых может осуществляться заказчиками у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)». Данный нормативный акт также еще не принят на момент написания статьи.

Стоит отметить, что 94-ФЗ не предполагал наличие подобного перечня, и п. 3 постановления правительства РФ от 17 марта 2008 года № 175 «О предоставлении преимуществ учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы и организациям инвалидов, участвующим в размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» устанавливал единственно возможный случай прямой закупки товаров, работ, услуг у учреждений и предприятий УИС: Федеральная служба исполнения наказаний, ее территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия и учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, были вправе размещать заказы на поставки товаров (работ, услуг) в учреждениях и предприятиях УИС без проведения торгов, если производство товаров (работ, услуг) осуществлялось учреждениями и предприятиями УИС и информация об указанных учреждениях и предприятиях, а также о производимых ими товарах (работах, услугах) была размещена на официальном сайте.

Несмотря на то, что 44-ФЗ уделяет больше внимания участию учреждений и предприятий УИС и организаций инвалидов в государственных и муниципальных закупках по сравнению с 94-ФЗ, из внимания законодателя выпало одно обстоятельство. Хотя заказчик по 44-ФЗ и будет обязан предоставлять преимущества учреждениям и предприятиям УИС и организациям инвалидов в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до 15%, ничто не мешает заказчику установить размер преимущества, равный 0,5% или даже 0,01% от предлагаемой цены контракта. Ведь установление преимуществ для учреждений и предприятий УИС и организаций инвалидов на максимально допустимом законом уровне может привести к снижению желания участников закупки, не относящихся к данным категориям, участвовать в закупочных процедурах, что повлечет за собой увеличение риска признания закупочной процедуры несостоявшейся. Весьма вероятно, что заказчики будут устанавливать минимальные преимущества для учреждений и предприятий УИС и организаций инвалидов, помня о требованиях п. 25 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, обязывающих заказчика согласовывать с контролирующим органом заключение контракта с единственным поставщиком в случае признания закупочной процедуры несостоявшейся. В этом случае ситуация заметно не изменится к лучшему для учреждений и предприятий УИС и организаций инвалидов, участвующих в государственных и муниципальных закупках, если только правительство РФ не урегулирует размеры предоставляемых преимуществ более детально.

Отдельного внимания заслуживают также нормы ст. 44 и ст. 96 44-ФЗ. Законодатель ограничил сферу действия ст. 96 44-ФЗ, исключив из нее государственные и муниципальные казенные учреждения. Поскольку подавляющее большинство учреждений и предприятий УИС являются казенными учреждениями, то в случае признания их победителями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) они не должны будут предоставлять обеспечение исполнения контракта. Это достаточно весомое преимущество подкрепляется ограничением максимального размера обеспечения заявок, предоставляемых учреждениями и предприятиями УИС, организациями инвалидов, субъектами малого предпринимательства и социально ориентированными некоммерческими организациями, который не может превышать 2% начальной (максимальной) цены контракта. В то же время учреждения и предприятия УИС, находящиеся в статусе казенных учреждений, могли бы быть полностью освобождены от требования предоставления обеспечения заявок для облегчения их участия в государственных и муниципальных закупках.


Особенности участия социально ориентированных некоммерческих организаций в государственных и муниципальных закупках рассмотрены в №167 «Аукционного вестника»

Заказчик должен предоставить преимущества участникам закупки - учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы (УИС) и организациям инвалидов (ч. 1 ст. 28, ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», далее - Закон № 44-ФЗ).

Они имеют право на льготу по цене контракта в размере до 15 процентов. Это преимущество действует в рамках перечня товаров, работ и услуг, утвержденного Правительством РФ. Но при закупке у единственного поставщика не применяется.

Так, учреждение или предприятие УИС вправе претендовать на статус единственного поставщика, если оно производит товары (работы, услуги), которые включены в специальный перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2013 г. № 1292 (п. 11 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Когда заказчик должен предоставить преимущества

Организация инвалидов дополнительно к пакету документов на участие в закупке должна заявить в произвольной форме о своем соответствии критериям, установленным частью 2 статьи 29 Закона № 44-ФЗ (письма Минэкономразвития России от 29 января 2015 г. № Д28и-192, от 21 ноября 2014 г. № Д28и-2581). Если организация инвалидов победит, она должна подать заказчику требование предоставить ей ценовое преимущество. Такое требование можно оформить в произвольном виде.

Перечень товаров (работ, услуг) и Правила предоставления ценовых преимуществ утверждены постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 341.

Учреждение и предприятие УИС в составе заявки на участие в закупке должны представить требование о предоставлении преимуществ. Они его могут оформить в произвольном виде.

Порядок предоставления преимуществ и перечень товаров (работ, услуг) утверждены постановлением Правительства РФ от 14 июля 2014 г. № 649.

Внимание! Нельзя включать в одну закупку (без разделения на лоты) товары, которые включены в указанные перечни, и товары, которых там нет. Это приведет к необоснованному ограничению числа участников закупок и нарушит права организаций инвалидов и УИС.

Чтобы избежать нарушений, товары, по которым предоставляют преимущества, нужно приобретать отдельно от других товаров. Для этого проводят разные закупки или выделяют такие товары в разные лоты, а в извещениях о закупке устанавливают преимущества по цене (ч. 3 ст. 29 Закона № 44-ФЗ).

Такие разъяснения приводит Минэкономразвития России в пунктах 18-19 приложения к письму от 30 сентября 2014 г. № Д28и-1889 и в пункте 2 письма от 19 августа 2014 г. № Д28и-1616.

Как определить цену контракта

Если в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) победило учреждение и предприятие УИС или организация инвалидов, то контракт нужно заключить по предложенной ими цене с учетом преимущества. Однако она не должна быть выше начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК), указанной в извещении о закупке.

Такой порядок устанавливают часть 2 статьи 28, часть 3 статьи 29 Закона № 44-ФЗ, пункты 3-5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 341.

Пример расчета цены контракта, если победителем закупки признано учреждение УИС. Цена контракта с учетом преимущества ниже НМЦК

Бюджетное учреждение «Альфа» проводит закупку деревянных кроватей за счет средств субсидии на госзадание. Начальная (максимальная) цена контракта - 46 000 руб.

Закупаемый товар (деревянные кровати) входят в перечень объектов, по которым надо предоставлять преимущество учреждениям УИС.

В ходе аукциона цена была снижена на 20 процентов и составила 36 800 руб. Победителем признано учреждение УИС.

Оно при подаче заявки на участие заявило требование о предоставлении преимуществ.

Заказчик принял во внимание это требование. При заключении контракта с победителем он увеличил итоговую цену контракта на 15 процентов:

36 800 руб. + 36 800 руб. × 15% = 42 320 руб.

Цена контракта с учетом преимущества не превышает НМЦК. Контракт с победителем заключен по цене 42 320 руб.

Пример расчета цены контракта, если победителем закупки признана организация инвалидов. Цена контракта с учетом преимущества выше НМЦК

Бюджетное учреждение «Альфа» проводит закупку светильников за счет средств субсидии на госзадание. Начальная (максимальная) цена контракта - 38 000 руб.

Закупаемый товар (светильники) входят в перечень объектов, по которым надо предоставлять преимущество организациям инвалидов.

В ходе проведения аукциона цена была снижена на 10 процентов и составила 34 200 руб. Победителем признана организация инвалидов. При подаче заявки на участие она заявляла требование о предоставлении преимуществ.

Заказчик принял во внимание это требование. При заключении контракта с победителем он рассчитал итоговую цену контракта так:

34 200 руб. + 34 200 руб. × 15% = 39 330 руб.

Цена контракта с учетом преимущества превышает НМЦК (39 330 руб. > 38 000 руб.). Поэтому контракт с победителем заключен по цене, указанной в извещении о закупке, - 38 000 руб.

Постановление Правительства РФ от 14 июля 2014 г. N 649
"О порядке предоставления учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимуществ в отношении предлагаемой ими цены контракта"

С изменениями и дополнениями от:

Водонагреватели проточные и накопительные электрические

Установлен перечень товаров, при закупках которых должно соблюдаться указанное требование. В их числе - сырое коровье молоко, колбасные изделия, столовые приборы из алюминия, электромясорубки, деревянные кровати, приспособления для замеса теста, пасты на растительной основе.

Требование о предоставлении преимуществ составляется в произвольной форме и включается в состав заявки на участие в закупке соответствующих товаров.

Если победитель конкурса, запроса предложений уклоняется от заключения контракта, преимущество в отношении цены контракта распространяется на участника закупки - учреждение или предприятие УИС, заявке которого присвоен второй номер.

Если от заключения контракта уклоняется победитель аукциона, запроса котировок, то преимущество распространяется на участника закупки - учреждение или предприятие
УИС, который предложил такую же, как и победитель, цену контракта или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем.

Прежний порядок предоставления преимуществ учреждениям и предприятиям УИС и организациям инвалидов признан утратившим силу.

Постановление Правительства РФ от 14 июля 2014 г. N 649 "О порядке предоставления учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимуществ в отношении предлагаемой ими цены контракта"


Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования



Преимущества учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы

Обязанность заказчиков предоставлять преимущества учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы установлена статьей 28 Федерального закона № 44-ФЗ. Такие преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до 15% предоставляются в установленном Правительством РФ порядке и в соответствии с Перечнем товаров, работ, услуг, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14.07.2014 № 649.

Исходя из буквального толкования части 2 статьи 28 Федерального закона № 44-ФЗ, заказчик может предоставлять преимущество в отношении цены контракта в размере, составляющем менее 15%. Однако, по мнению Минэкономразвития России, выраженному в Письме от 15.10.2014 № Д28и-2197, преимущество должно составлять 15%.

Заказчики обязаны отражать информацию о преимуществах в извещениях и документации о закупках, если закупаемые товары (работы, услуги) включены в соответствующий Перечень. При закупке таких товаров (работ, услуг) у единственного поставщика предоставлять преимущества не требуется (ч. 2 ст. 28 Федерального закона № 44-ФЗ).

В случае если победителем определения поставщика признано учреждение или предприятие уголовно-исполнительной системы, контракт по требованию последнего заключается по предложенной им цене с учетом установленного преимущества (но не выше начальной (максимальной) цены контракта).

Например, при закупке электромясорубки заказчик в извещении о проведении запроса котировок установил преимущество для учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы в размере 15% от цены контракта. Начальная (максимальная) цена контракта равна 30 000,00 руб. Победителем запроса котировок признано предприятие уголовно-исполнительной системы. Цена контракта, предложенная победителем в заявке, составляет 27 000,00 руб. Эта цена с учетом преимущества – 31 050,00 руб. (27 000,00 руб. + 15%) – превышает начальную (максимальную) цену. Следовательно, контракт будет заключен по цене, равной начальной (максимальной) цене контракта, – 30 000,00 руб.

Указанные преимущества предоставляются учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы и в том случае, если контракт заключается с ними в связи с уклонением победителя определения поставщика (п. п. 3, 4 Постановления Правительства РФ от 14.07.2014 N 649).

Например, по итогам электронного аукциона учреждение уголовно-исполнительной системы предложило такую же цену контракта, что и победитель. В связи с тем, что последний уклонился от заключения контракта, заказчик в соответствии с частью 14 статьи 70 Федерального закона № 44-ФЗ принял решение заключить его с учреждением уголовно-исполнительной системы. В этом случае контракт будет заключен по цене с учетом преимущества.

Предоставляя учреждениям УИС преимущества, заказчик должен руководствоваться названием товара.

Данный вывод следует из письма Минэкономразвития от 15.03.2017 № Д28и-1330

Рекомендации Минэкономразвития касаются закупок товаров из перечня, утвержденного Постановлением N 649. При закупке таких товаров заказчик должен предоставить учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до 15%.

Такие рекомендации потребовались в связи с тем, что указанный перечень сформирован с учетом ОКПД2. В этот классификатор вносились изменения. В результате часть товаров из правительственного перечня теперь не соответствует указанным в нем кодам ОКПД2.

Например, в перечне коду 10.51.52.120 соответствует сметана. В ОКПД2 сейчас этим кодом обозначается ацидофилин.

По мнению Минэкономразвития, в подобной ситуации заказчику целесообразно руководствоваться названием товара из перечня, а не кодом ОКПД2.

Преимущества, предоставляемые при закупках организациям инвалидов

Обязанность заказчиков предоставлять преимущества организациям инвалидов предусмотрена в статьей 29 Федерального закона № 44-ФЗ.

Действие таких преимуществ распространяется на следующие организации:

  • общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее чем 80%;
  • организации, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов и среднесписочная численность инвалидов, в которых по отношению к другим работникам составляет не менее чем 50%, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда - не менее чем 25%.

Преимущества предоставляются организациям инвалидов в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до 15%. Такие преимущества предоставляются в соответствии с перечнями товаров, работ, услуг, утвержденными Правительством РФ, и в установленном им порядке. Указанные Перечень и Правила предоставления преимуществ организациям инвалидов утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 341.

С 29 апреля 2014 г. информация о преимуществах должна быть отражена в извещениях и документации о закупках, если закупаемые товары (работы, услуги) включены в соответствующий Перечень (ч. 3 ст. 29 Федерального закона № 44-ФЗ).

Внимание! С 9 августа 2016 г. Перечень товаров (работ, услуг), при закупке которых заказчик обязан предоставить преимущества организациям инвалидов, действует в новой редакции, которая утверждена Постановлением Правительства РФ от 28.07.2016 N 724. В Перечень дополнительно включены товары и услуги, имеющие следующие коды по ОКПД 2: 14.12.21, 14.19.23.140, 14.19.32.120, 22.22.1, 23.6, 25.29, 25.99.2, 28.29.13, 32.40, 32.50.50, 32.91.19.110, 55.10, 74.30.12, 86.90.19.140, 93.11.10. Одна позиция расширена: вместо товаров с кодом 17.22.11 в Перечне указаны товары с кодом 17.22.

Исходя из буквального толкования части 3 статьи 29 Федерального закона № 44-ФЗ и пункта 5 Правил, заказчик может предоставлять преимущество в отношении цены контракта в размере, составляющем менее 15%. Однако, по мнению Минэкономразвития России, выраженному в Письме от 15.10.2014 № Д28и-2197, преимущество должно составлять 15%.

Чтобы получить преимущества, организация инвалидов, являющаяся участником закупки, должна заявить о своем соответствии установленным в части 2 статьи 29 Федерального закона № 44-ФЗ критериям (п. 3 Правил). Для этого достаточно представить декларацию, составленную в произвольной форме. Заказчик не вправе требовать от участника иных документов, подтверждающих соответствие указанным критериям ().

Если победителем определения поставщика признана такая организация, она представляет заказчику требование о предоставлении ей преимуществ, и в данном случае контракт заключается по предложенной ею цене с учетом установленного преимущества (но не выше начальной (максимальной) цены контракта). Это предусмотрено п. п. 4, 5 Правил, частью 3 статьи 29 Федерального закона № 44-ФЗ.

Например, при закупке офисной мебели заказчик в извещении о проведении запроса котировок установил преимущество для организаций инвалидов в размере 15% от цены контракта. Начальная (максимальная) цена контракта равна 400 000,00 руб. Победителем запроса котировок признана организация инвалидов. Цена контракта, предложенная победителем в заявке, составляет 370 000,00 руб. Эта цена с учетом преимущества – 425 500,00 руб. (370 000,00 руб. + 15%) – превышает начальную (максимальную) цену. Следовательно, по требованию победителя контракт будет заключен по цене, равной начальной (максимальной) цене контракта.

Указанные преимущества предоставляются организациям инвалидов и в том случае, если контракт заключается с ними в связи с уклонением победителя определения поставщика (п.п. 6, 7 Правил).

_______________________________________________________________________

Есть ситуации, когда только часть товаров, закупаемых заказчиком в рамках одной процедуры закупки, попадает в Перечень товаров, работ, услуг, при закупке которых предоставляются преимущества организациям инвалидов или учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы и тогда возникает вопрос, устанавливать преимущества или нет. На этот вопрос есть разъяснения все того же, нашего «любимого» Минэкономразвития России, которое содержится в письме от 19.08.2014 № Д28И-1616.

Позиция, изложенная в нем такая, что если заказчик включил в объект закупки товары, включенные в Перечень, и товары, не включенные в Перечень, то заказчик не вправе в извещения об осуществлении закупок устанавливать преимущества организациям инвалидов или учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы в отношении предлагаемой ими цепы контракта.

Вместе с тем в целях надлежащей реализации Федерального закона № 44-ФЗ и обеспечения мер государственной поддержки организациям инвалидов и учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы заказчики обязаны формировать объекты закупки, выделяя в отдельные процедуры закупки или лоты товары, включенные в Перечень, и устанавливать в извещениях об осуществлении закупок преимущества организациям инвалидов или учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы в отношении предлагаемой ими цены контракта.

В случае если заказчик включил в объект закупки товары, включенные в Перечень, и товары, не включенные в Перечень, то такие действия заказчика нарушают права организаций инвалидов и учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, приводят к необоснованному ограничению числа участников закупок, что противоречит принципу обеспечения конкуренции (часть 2 статьи 8 Закона).

Конечно, когда ты закупаешь большой перечень канцелярских товаров или продукты и какой-либо товар на сумму «3 копейки» вдруг входит в Перечень, проводить отдельно для его закупки запрос котировок или аукцион не всегда уместно. Мы стараемся вычленить такие товары и закупить их у единственного поставщика по пункту 4 статьи 93 Закона. Но бывают ситуации, когда приходится проводить и процедуру на «3 копейки».

Надеюсь, что данная статья была для Вас полезна! Удачного дня и безпроблемных закупок! Не нарушайте Закон =)

Подпишитесь на обновления RSS заголовков от:
Создано FeedBurner

На конкурентном рынке госконтрактов участник закупок, который обладает какими-то преимуществами перед другими, имеет более высокие шансы получить выгодный контракт. Кто может рассчитывать на преференции и при каких условиях?

Преференция: что это значит по 44 ФЗ

В самом общем представлении понятие преференции связано с предпочтением одного перед другими. Но критерии для такого определения в различных областях деятельности могут различаться.

Например, налоговые преференции — это система денежных скидок в налогообложении, которая позволяет снизить финансовую нагрузку на отдельные категории лиц. В сфере закупок принцип действует иным образом. Обладатель права выгоды может рассчитывать на «включение» для него заказчиком выигрышных процентов при сравнительном анализе с конкурентами без преимуществ.

В ст. 14 Закона о контрактной системе (N 44-ФЗ) введено понятие национального режима. Дополнительно к статье при поставке товаров из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) вводит преференции 155 приказМинэкономразвития от 25.03.2014 .

На правах ответственного исполнительного органа по ч. 4 ст. 14 N 44-ФЗ МЭР установило преференции в отношении цены контракта в размере 15 процентов — для участников с предложением по поставке товаров из ЕАЭС при наличии документа с подтверждением страны происхождения — в:

  • конкурсе;
  • аукционе;
  • запросе котировок;
  • запросе предложений.

На основании пп. 4.5 ПМЭР рассмотрение и оценка в отношении цены контракта на продукцию из специального перечня, которая при этом произведена в ЕАЭС, осуществляется с учетом понижения на 15 процентов при подаче:

  • конкурсных заявок;
  • заявок на запрос котировок;
  • окончательных решений при запросе предложений.

Контракт во всех перечисленных случаях заключается с победителем по предложенной им цене. В ситуации подачи предложений с одинаковыми ценовыми условиями и(или) условиями исполнения контракта по указанным процедурам будет учитываться предоставление преференций. Заключить контракт будет предложено тому участнику, который имеет на них право.

Противоположным образом будет развиваться ситуация при проведении аукциона. Снижение в размере 15 процентов в отношении цены победителя произойдет только в случае его предложения на поставку иностранных товаров.

При готовности передать заказчику товары ЕАЭС правило понижения для поставщика в аукционе действовать не будет (п. 7 ПМЭР). Оно также не будет действовать и в случае предложения по поставке товаров из спецперечня, которые произведены как на территории иностранного государства, так и в ЕАЭС, если процент производства в ЕАЭС составляет более половины.

Для всех названных в приказе закупок предложение по частичной поставке товаров из перечня не обеспечит поставщику возможности рассчитывать не преференции.

Статьи ЗКС о преимуществах

Меры специального назначения в виде преимуществ введены в законе статьями 28-30. При определении поставщиков выделены четыре категории субъектов, на которые распространяются преимущества (ч. 4 ст. 27). Заказчик в своих хозяйственных расчетах обязан учитывать такие прерогативы у некоторых поставщиков. Право на преимущества (в соответствии с их требованием) имеют организации:

  • уголовно-исполнительной системы (УИС).
  • инвалидов (ОИ).
  • малого предпринимательства (СМП).
  • социальной некоммерческой ориентации (СОНКО).

За исключением закупки у единственного поставщика, заказчику вменено в обязанность устанавливать в извещении и документации преимущество до 15 процентов на цену контракта на основании действующих перечней продукции для УИС и ОИ. Если такое учреждение названо победителем, заказчик подтверждает договорную цену с учетом преференции без превышения начального (максимального) ограничения (НМЦК). Это определено в статьях 28, 29.

При этом перечень товаров, которые повлекут преимущества для УИС, утвержден правительственным постановлением от 14.07.2014 N 649 в редакции ПП от 04.02.2016 N 63).

Аналогичным образом преференции инвалидам по 44 фз постановление правительстваутвердило 15.04.2014.

При проведении процедур у СМП и СОНКО для заказчика определена граница свыше 15 процентов общегодового совокупного размера его приобретений и установлен предельный размер цены контракта в 20 миллионов рублей. Подобные закупки осуществляются в форме:

  • конкурсов: открытых, с ограничением участия, двухэтапных;
  • аукционов;
  • запросов котировок и предложений.

На основании ч. 3 ст. 30 в этом случае в извещении заявлено ограничение для иных участников закупок. Для СМП и СОНКО требуется задекларировать свою принадлежность.

При соблюдении ч. 5 ст. 30 имеется правовая возможность в условиях закупки установить допуск для субъектов, которые не принадлежат к этим привилегированным категориям. Тогда для них возникает задача привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из СМП, СОНКО. Такие закупки также учитываются в установленном для заказчика объеме обязательств.

Правительство может устанавливать типовые договорные условия при привлечении к исполнению субъектов по ст. 30. На основании ч. 8 данной статьи, в контракт с субъектом СМП или СОНКО включается обязательное условие об оплате при завершении исполнения, либо отдельно сданного этапа, в срок не более 15 рабочих дней с даты подписания документа о приемке (ч. 7 ст. 94).