Особые пошлины, видовой состав и порядок применения. Особые таможенные пошлины Особенности применения специальных антидемпинговых и компенсационных пошлин

Одной из основных обязанностей декларанта при перемещении товаров через таможенную границу является уплата таможенных платежей. В соответствии со ст. 70 Таможенного кодекса Таможенного союза к таможенным платежам относятся:

  • ввозная и вывозная пошлина,
  • НДС, взимаемый при ввозе товаров,
  • акциз, взимаемый при ввозе товаров,
  • таможенные сборы.

Правила применимы в случае, если страна происхождения товара или его видовая принадлежность не влечет применения льгот и преференций и, если товар не помещается под процедуру, предусматривающую освобождение от уплаты пошлин, налогов.

В соответствии с международными договорами, Договором о Евразийском экономическом союзе (приложение №8 «Протокол о применении о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам»), Таможенным кодексом Таможенного союза, Федеральным законом от 08.12.2003 года № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и Федеральным законом от 08.12.2003 года № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» антидемпинговые, компенсационные и специальные пошлины отнесены к мерам нетарифного регулирования (не входят в число таможенных платежей) и применяются для защиты интересов производителей товаров ЕАЭС (на уровне решений ЕЭК) и России (на уровне постановлений Правительства РФ).

Специальная защитная пошлина

В случаях роста давления на внутренний рынок со стороны иностранных производителей для ограничения импорта Правительство РФ может вводить импортную квоту и специальную пошлину, в том числе предварительную специальную пошлину. Специальная пошлина взимается таможенными органами независимо от ввозной.

Если применяется предварительная специальная пошлина, то уплаченные суммы не перечисляются в федеральный бюджет до принятия решения о применении специальной защитной меры. Такое решение принимается по результатам расследования, которое должно оценить приносит ли возрастающий импорт товаров причиняет серьезный ущерб российской экономике или создает угрозу такого ущерба. Срок действия предварительной специальной пошлины не может превышать 9 дней. Устанавливается предварительная специальная пошлина только в условиях критического положения в отрасли российской экономики. Если по результатам расследования выявлено причинение серьезного ущерба российской экономике (или угроза причинения такого ущерба), то суммы предварительных специальных пошлин перечисляются в федеральный бюджет. Очевидно, что ключевой аспект – объективная оценка ущерба, анализу подлежат следующие факторы:

  • объем и темп прироста импорта товара в абсолютных и относительных показателях к общему объему производства и потребления товара в РФ,
  • изменения объема производства товара, производительности, размеров прибыли и убытков, загрузки производственных мощностей отечественного товара,
  • изменения объема продажи отечественного товара,
  • уровень цен на конкурирующий товар,
  • доля конкурирующего товара в общем объеме продаж в РФ.

Пример использования инструментов регулирования внешнеторговой деятельности и защиты российской экономики – постановление Правительства РФ от 30.11.2015 года №1296 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 ноября 2015 г. №583 «О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики».

Специальная защитная мера в форме импортной квоты или специальной пошлины применяется в сроки, определяемые Правительством РФ, и зависят от срока устранения ущерба, причиненного российской экономике или угрозы его причинения, а также от адаптации отрасли экономики к меняющимся экономическим условиям (ст. 9 Федерального закона от 08.12.2003 года №165 «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров»).

Антидемпинговая пошлина

Если товар становится предметом демпингового импорта, ввоз и реализация конкурирующего товара причиняет серьезный материальный ущерб отрасли российской экономики, создает угрозу причинения ущерба или замедляет создание отрасли экономики, то Правительство РФ может применить антидемпинговые меры. Для применения антидемпинговой меры и введения антидемпинговой пошлины проводится расследование с целью установления факта демпинга и оценки причиненного ущерба.

Факт демпингового импорта устанавливается, если экспортная цена данного товара ниже сопоставимой цены аналогичного товара, складывающейся при обычном ходе торговли таким аналогичным товаром на рынке иностранного государства, из которого экспортируется данный товар. Порядок установления факта демпинга регламентирован ст.12 Федерального закона от 08.12.2003 года №165 «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров», ст. 13 определяет порядок установления ущерба отрасли российской экономики. Материальный ущерб может заключаться в сокращении объемов производства, объемов реализации отечественного товара на внутреннем рынке. Если эти факторы являются последствием демпинга, то применением антидемпинговой пошлины помогает нивелировать негативные последствия. Анализ воздействия демпингового импорта включает изучение критериев:

  • цена товара, являющегося предметом демпингового импорта,
  • изменение цен на аналогичный товар на рынке РФ,
  • препятствие росту цен на аналогичные товары на рынке РФ в результате демпингового импорта.

Анализ воздействия демпингового импорта на отрасль экономики требует рассмотрения следующих факторов:

  • степень восстановления отрасли экономики,
  • факторы, влияющие на образование цен на товары,
  • сокращение производства, объема выпуска и реализации товара, уменьшении его доли на рынке, сокращение производственных мощностей, производительности труда, доходов от инвестиций,
  • размер демпинговой маржи,
  • воздействие на движение денежных потоков, уровень занятости, заработную плату и пр.

Если до завершения расследования получена информация, которая свидетельствует о демпинге, закон разрешает применение предварительной антидемпинговой пошлины. Решение об этом не может быть принято раньше, чем через 60 дней после начала расследования, ставка предварительной антидемпинговой пошлины не должна превышать размер демпинговой маржи (предварительно подсчитанной). Срок применения предварительной антидемпинговой пошлины ограничен – 4, 6 или 9 месяцев.

Срок применения антидемпинговой меры, как и размер пошлины, определяется Правительством РФ, но он не должен превышать 5 лет со дня начала применения или со дня завершения повторного расследования, если оно проводилось в связи с изменением обстоятельств или с истечением срока действия меры. Однако по итогам повторного расследования Правительство РФ может принять решение о продлении срока действия антидемпинговой меры.

Пример защиты экономики на наднациональном уровне – Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 17 ноября 2015 года № 154 «О применении антидемпинговой меры посредством введения антидемпинговой пошлины в отношении грузовых шин, происходящих из Китайской Народной Республики и ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза».

Компенсационная пошлина

Компенсационные меры могут быть применены к товару, к которому применялась специфическая субсидия – финансовое содействие, осуществляемое субсидирующим органом, дающее получателю субсидии дополнительные преимущества и оказываемое в пределах территории экспортирующей третьей страны, если было установлено, что импорт товара причиняет ущерб отрасли российской экономики, создает угрозу его причинения или замедляет создание отрасли.

Специфические субсидии создают благоприятные условия для ведения внешнеторговой деятельности конкретным организациям, производителям, экспортерам или их группам. Принципы отнесения субсидии к специфическим установлены ст. 19 Федерального закона от 08.12.2003 года №165 «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров».

Если в результате предоставления выгодного, привилегированного положения участники внешнеэкономической деятельности причиняют ущерб российской экономике, то Правительств может применить компенсационные меры. Оценка ущерба происходит схожим образом, что и при принятии решения об антидемпинговых и специальных защитных пошлин. И также компенсационная пошлина может взиматься до окончания расследования в размере предварительно рассчитанной величины субсидии. В окончательном варианте после проведения расследования ставка компенсационной пошлины не должна превышать размера специфической субсидии иностранного государства.

Введение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных пошлин – преследует общую цель – защита экономических интересов российских производителей товаров и производителей товаров государств-членов ЕАЭС, что в свою очередь играет важную роль в развитии экономики стран ЕАЭС в целом.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОШЛИНЫ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОШЛИНЫ - особый вид таможенных пошлин, предусмотренный Законом РФ "О таможенном тарифе" от 21 мая 1993 г. С.п. применяются: а) в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию РФ в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям; б) как ответная мера на дискриминационные и иные действия , ущемляющие интересы РФ со стороны других государств или их союзов.

Большой юридический словарь. - М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Смотреть что такое "СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОШЛИНЫ" в других словарях:

    Специальные пошлины - (англ special duties) пошлины, которые применяются при введении специальных защитных мер и взимаются федеральным органом исполнительной власти, на который возложено непосредственное руководство таможенным делом в РФ, сверх ставки таможенной… … Энциклопедия права

    СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОШЛИНЫ - особый вид пошлин, установленный в ст. 8 Закона о таможенном тарифе. Специальные пошлины применяются: в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию РФ в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб… …

    специальные пошлины - особый вид таможенных пошлин, предусмотренный Законом РФ О таможенном тарифе от 21 мая 1993 г. С.п. применяются: а) в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию РФ в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих… … Большой юридический словарь

    Особый вид таможенных пошлин, предусмотренный в Законе РФ от 21 мая 1993 г. № 5003 1 О таможенном тарифе. С.п. применяются: а) в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию РФ в количествах и на условиях, наносящих или… … Энциклопедия юриста

    Специальные защитные меры - меры по ограничению ввоза товара на таможенную территорию одного из государств участников для свободного обращения на его внутреннем рынке, которые применяет Сторона посредством введения количественных ограничений импорта или специальной пошлины … Официальная терминология

    Налоги, взимаемые только с иностранных товаров с целью прямого сокращения их ввоза в страну. См. также: Импортные пошлины Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

    СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗАЩИТНЫЕ МЕРЫ - меры по ограничению ввоза товара на таможенную территорию РФ для свободного обращения на ее внутреннем рынке, которые применяет Правительство РФ посредством введения импортной квоты или специальной пошлины, в том числе временной специальной… … Энциклопедия российского и международного налогообложения

    Виды таможенной пошлины, которые согласно Закону РФ от 21 мая 1993 г. № 5003 1 О таможенном тарифе могут временно применяться к ввозимым товарам в целях защиты экономических интересов РФ. Порядок их использования определяется специальными… … Энциклопедия юриста

    СТАВКА ВВОЗНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ПОШЛИНЫ - элемент налогообложения при взимании ввозных таможенных пошлин. Ставки ввозных таможенных пошлин определяются Правительством РФ в пределах, установленных Законом о таможенном тарифе. Предельные ставки ввозных таможенных пошлин, применяемые в… … Энциклопедия российского и международного налогообложения

    Виды таможенной пошлины, которые согласно ст. 7 Закона РФ О таможенном тарифе от 21 мая 1993 г. могут временно применяться к ввозимым товарам в целях защиты экономических интересов РФ. К О.в.п. относятся: специальные пошлины; антидемпинговые… … Юридический словарь

Является своеобразной защитной мерой, применяемой государством в особых случаях. К ним относятся ситуации, когда товары поступают в определенную страну в количестве или на условиях, которые способны нанести ущерб интересам отечественных производителей аналогичной или похожей продукции. Кроме того, эти пошлины вводятся в качестве ответной меры, если отдельные государства или их союзы допускают негативные действия по отношению к стране.

Согласно российскому законодательству, данная пошлина взимается независимо от обычного ввозного сбора. Ее целью выступает ограничение импорта. Достаточно часто закон предусматривает предварительное внесение специальной пошлины.

Порядок введения специальной пошлины

Чаще всего она устанавливается в одностороннем порядке для ограждения интересов своих производителей от недобросовестных зарубежных конкурентов. В большинстве случаев перед введением этого вида пошлины уполномоченным органом проводится расследование. Поручение относительно его проведения должно исходить напрямую от правительства. В ходе расследования обязательно организуются переговоры с участием представителей двух стран, во время которых предлагаются различные пути для решения возникших разногласий. И только если переговоры окажутся неудачными, то ставится вопрос о введении специальной пошлины. Она рассматривается как крайняя мера, когда все остальные способы для решения конфликта уже исчерпаны.

Необходимо отметить, что в сельскохозяйственной области данную пошлину можно установить без проведения расследования. Но только до завершения года и ее размер не может превышать 30% суммы таможенной пошлины на товар.

В большинстве случаев данная пошлина устанавливается на определенный срок. Если он превышает три года, то через полтора года проводится дополнительное расследование. И по его результатам защитные меры либо продлеваются, либо подлежат отмене.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

На основании ст. 20, 27 Закона об основах регулирования внешнеторговой деятельности специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины отнесены к мерам нетарифного регулирования внешней торговли товарами и применяются для защиты экономических интересов российских производителей товаров.

В соответствии с п. 1 ст. 318 ТК специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, хотя и взимаются таможенными органами применительно к порядку уплаты ввозных таможенных пошлин, однако не отнесены к таможенным платежам. Правовые основы введения специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин установлены Федеральным законом от 8 декабря 2003 г № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров».

1. Специальная пошлина – это пошлина, которая применяется при введении специальной защитной меры и взимается таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины. При этом под специальной защитной мерой понимается мера по ограничению возросшего импорта на таможенную территорию РФ, применяемая по решению Правительства РФ посредством введения импортной квоты или специальной пошлины, в том числе предварительной специальной пошлины, которая взимается таможенными органами по правилам, установленным таможенным законодательством Российской Федерации в отношении взимания ввозной таможенной пошлины.

Суммы предварительной специальной пошлины не перечисляются в федеральный бюджет до принятия по результатам расследования решения о применении специальной защитной меры.

По результатам проведенного расследования суммы предварительной специальной пошлины либо перечисляются в федеральный бюджет, либо возвращаются плательщику в соответствии с порядком возврата таможенных платежей. Срок действия предварительной специальной пошлины не должен превышать 200 дней.

2. Антидемпинговая пошлина – это пошлина, которая применяется при введении антидемпинговой меры и взимается таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины. Антидемпинговая мера может быть применена к товару, являющемуся предметом демпингового импорта, в случае, если по результатам расследования, проведенного соответствующим органом, установлено, что импорт такого товара на таможенную территорию РФ причиняет материальный ущерб отрасли российской экономики, создает угрозу причинения материального ущерба отрасли российской экономики или существенно замедляет создание отрасли российской экономики. Под демпинговым импортом понимается импорт товаров на таможенную территорию РФ по цене ниже нормальной стоимости такого товара.

Материальный ущерб отрасли российской экономики может выражаться в сокращении объема производства аналогичного товара в Российской Федерации и объема его реализации на внутреннем рынке, снижении рентабельности производства такого товара, негативном воздействии на товарные запасы, занятость, уровень заработной платы в данной отрасли российской экономики, уровень инвестиций в данную отрасль.

В случае, если информация, полученная до завершения расследования, свидетельствует о наличии демпингового импорта и обусловленного этим ущерба отрасли российской экономики, Правительством РФ на основании доклада, содержащего предварительное заключение органа, проводящего расследования, принимается решение о применении антидемпинговой меры посредством введения предварительной антидемпинговой пошлины в целях предотвращения ущерба отрасли российской экономики, причиняемого демпинговым импортом в период проведения расследования. Решение о введении предварительной антидемпинговой пошлины не может быть принято ранее чем через 60 календарных дней со дня начала расследования.

Предварительная антидемпинговая пошлина взимается таможенными органами по правилам, установленным таможенным законодательством РФ в отношении взимания ввозной таможенной пошлины. Суммы предварительной антидемпинговой пошлины не перечисляются в федеральный бюджет до принятия по результатам расследования решения о применении антидемпинговой меры. По результатам расследования суммы предварительной антидемпинговой пошлины перечисляются в федеральный бюджет или подлежат возврату плательщику в порядке, установленном таможенным законодательством РФ для возврата таможенных платежей.

Срок действия антидемпинговой меры не должен превышать пять лет со дня начала применения такой меры или со дня завершения повторного расследования, которое проводилось в связи с изменившимися обстоятельствами и одновременно касалось анализа демпингового импорта и связанного с ним ущерба отрасли российской экономики или в связи с истечением срока действия антидемпинговой меры.

3. Компенсационная пошлина – это пошлина, которая применяется при введении компенсационной меры и взимается таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины. Компенсационная мера – это мера по нейтрализации воздействия специфической субсидии иностранного государства (союза иностранных государств) на отрасль российской экономики, применяемая по решению Правительства РФ посредством введения компенсационной пошлины, в том числе предварительной компенсационной пошлины, либо одобрения обязательств, принятых уполномоченным органом субсидирующего иностранного государства (союза иностранных государств) или экспортером.

Компенсационная мера может быть применена к импортированному товару, при производстве, экспорте или транспортировке которого использовалась специфическая субсидия иностранного государства (союза иностранных государств), в случае, если по результатам расследования, проведенного соответствующим органом, установлено, что импорт такого товара на таможенную территорию РФ причиняет материальный ущерб отрасли российской экономики, создает угрозу причинения материального ущерба отрасли российской экономики или существенно замедляет создание отрасли российской экономики. При этом под специфической субсидией иностранного государства (союза иностранных государств) понимается субсидия, доступ к которой ограничен и которая предоставляется конкретному производителю и (или) экспортеру, или конкретному союзу (объединению) производителей и (или) союзу (объединению) экспортеров, или конкретной отрасли экономики либо направлена на стимулирование экспорта товара или на замещение импорта товара.

Порядок расчета размера специфической субсидии иностранного государства (союза иностранных государств) в целях определения размера компенсационной пошлины установлен постановлением Правительства РФ от 13 октября 2004 г. № 546 «Об утверждении правил расчета размера специфической субсидии иностранного государства (союза иностранных государств) и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, регулирующих вопросы применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при импорте товаров».

В случае, если информация, полученная до завершения расследования, свидетельствует о наличии субсидируемого импорта и обусловленного этим ущерба отрасли российской экономики, Правительством РФ на основании доклада, содержащего предварительное заключение органа, проводящего расследования, принимается решение о применении компенсационной меры посредством введения предварительной компенсационной пошлины на срок до четырех месяцев в целях предотвращения ущерба отрасли российской экономики, причиняемого субсидируемым импортом в период проведения расследования. Решение о введении предварительной компенсационной пошлины не может быть принято ранее чем через 60 календарных дней со дня начала расследования.

Предварительная компенсационная пошлина взимается таможенными органами по правилам, установленным таможенным законодательством РФ в отношении взимания ввозной таможенной пошлины. Суммы предварительной компенсационной пошлины не перечисляются в федеральный бюджет до принятия по результатам расследования окончательного решения о применении компенсационной меры.

Срок действия компенсационной меры не должен превышать пяти лет со дня начала применения такой меры или со дня завершения повторного расследования, которое проводилось в связи с изменившимися обстоятельствами и одновременно касалось анализа субсидируемого импорта и связанного с ним ущерба отрасли российской экономики или в связи с истечением срока действия компенсационной меры.


| |