Организации на енвд могут работать без ккм. Нужен ли для ООО кассовый аппарат? Штраф за отсутствие кассового аппарата. Как зарегистрировать кассовый аппарат для ООО. Требования к контрольно-кассовой технике

ККМ для ЕНВД: нужен ли кассовый аппарат при ЕНВД в 2018 — 2019 году

Виды деятельности, при которых применяется ЕНВД, перечислены в п. 2 ст. 246.26 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). К наиболее распространенным относятся:

  • бытовые услуги, ОКВЭД которых перечислены в приложении 1 к распоряжению Правительства РФ от 24.11.2016 № 2496-р;
  • техобслуживание, мойка и ремонт автомобилей;
  • розничная торговля при условии, что площадь торгового зала не превышает 150 квадратных метров;
  • услуги по временному проживанию при площади, используемой для размещения людей, не более 500 квадратных метров и др.

В п. 7 ст. 7 закона «О внесении изменений…» от 03.07.2016 № 290-ФЗ (далее — закон № 290-ФЗ) установлено, что предприятия и индивидуальные предприниматели (ИП), осуществляющие такие виды деятельности, должны применять ККМ с 01.07.2018.

Срок возможного неиспользования касс продлен до 01.07.2019 (п. 7.1 закона № 290-ФЗ) для:

  • лиц, не работающих в сфере розничной торговли и общепита;
  • лиц, работающих в сфере общепита и розничной торговли, но не имеющих наемных работников.

До этого времени указанные плательщики ЕНВД могут продолжить осуществлять расчеты с последующей выдачей подтверждающего документа.

Применение ККТ при ЕНВД не требовалось

В действующей прежде редакции п. 2.1 ст. 2 закона «О применении контрольно-кассовой техники…» от 22.05.2003 № 54-ФЗ (далее — закон № 54-ФЗ) предусматривалась возможность работать без применения ККМ следующим категориям налогоплательщиков:

  • предприятиям и ИП, являющимся плательщиками ЕНВД, при условии осуществления ими указанных выше видов деятельности;
  • ИП, применяющим патентную систему.

Вместо кассового чека указанные лица должны по требованию клиента выдать подтверждающий документ (кассовый чек, квитанцию и т. п.), содержащий сведения о выдавшем его лице, покупаемом товаре и его стоимости.

Прежняя редакция п. 2 ст. 2 закона № 54-ФЗ позволяла предприятиям и ИП, предоставляющим услуги населению, работать без применения ККМ при условии выдачи бланков строгой отчетности. П. 7 ст. 7 закона № 290-ФЗ ограничил срок применения данного правила 01.07.2018.

Наряду с плательщиками ЕНВД, рассмотренными выше срок возможного неиспользования ККТ продлен до 01.07.2019 и для аналогичных групп лиц, применяющих патентную систему (для тех, кто не работает в розничной торговле и общепите либо работает в данных отраслях, но не привлекает наемных сотрудников).

Надо ли применять кассы организациям на ЕНВД

Как мы уже говорили выше, некоторые плательщикиЕНВД без кассового аппарата могут работать до 2-го полугодия 2019 года. В п. 2 ст. 2 закона № 54-ФЗ содержится перечень услуг, которые и в последующем можно будет оказывать без применения ККМ:

  • организация питания школьников во время учебного года;
  • продажа товаров с лотков, тележек в вагонах поездов;
  • услуги нянь, ухаживающих за малолетними детьми, инвалидами и престарелыми.

Также могут не применять ККМ:

  • Предприниматели и организации, оказывающие услуги в труднодоступных местностях. Перечень таких мест определяется субъектами РФ. В него не могут входить города, райцентры, поселки городского типа.
  • Аптечные организации, расположенные в фельдшерских пунктах в сельской местности.
  • При продаже предметов религиозного культа, проведении религиозных церемоний.

Послабления не распространяются на лиц, использующих автоматическое устройство для расчетов, а также торгующих подакцизными товарами. Таким образом, продавцы бензина, керосина, алкогольных напитков, сигарет должны использовать ККМ в любом случае.

Ответственность за работу при ЕНВД без кассового аппарата

Ст. 14.5 КоАП Российской Федерации предусматривает следующую ответственность:

  • неприменение ККМ влечет наложение штрафа на ответственных лиц в размере не менее 10 000 руб., на предприятия — до 30 000 руб.;
  • повторное такое нарушение при общей сумме расчетов, произведенных без применения ККМ, от 1 млн руб. влечет приостановку деятельности предприятия или предпринимателя до 90 суток;
  • применение ККМ, не соответствующей законным требованиям, может закончиться вынесением предупреждения или наложением штрафа до 10 000 руб.

В постановлении ВАС РФ от 31.07.2003 № 16 закреплено, что под неприменением ККМ понимается:

  • неприменение ККМ, в том числе по причине ее отсутствия;
  • применение ККМ, не прошедшей регистрацию в налоговой инспекции;
  • применение ККМ, отсутствующей в реестре ККТ;
  • применение ККМ с поврежденной пломбой на машине.

Таким образом, применение ККМ на ЕНВД в 2018 году стало обязательным для лиц, работающих в сфере общепита и розничной торговли, имеющих наемных сотрудников. Днем икс для всех остальных станет 01.07.2019, с наступлением которого за неприменение ККМ любой плательщик ЕНВД может быть привлечен к ответственности вплоть до приостановки деятельности. Так что озаботиться покупкой кассы желательно уже сейчас, поскольку перед использованием ККМ необходимо заключить договор с фискальным оператором на передачу данных в налоговую и зарегистрировать саму кассу.

Кассовый аппарат – это устройство, которое подтверждает прием оплаты от покупателя наличными деньгами или платежной картой. Многие модели касс помогают предпринимателю вести учет, но все-же предпочитают работать без кассового аппарата.

Причина не только в том, что новые модели ККТ без фискального накопителя намного дороже, но и в расходах на их обслуживание. При небольших доходах ИП сразу отдать на эти цели более 40 тысяч рублей довольно трудно. Плюс надо постоянно оплачивать услуги посредника по передаче данных о продажах в налоговую инспекцию, а это не менее 3 000 рублей в год.

А, кроме того, ККТ – это и административная нагрузка, потому что кассу надо зарегистрировать в налоговой инспекции, а затем вести специальные кассовые документы. Расскажем, кто имеет право работать без кассового аппарата в 2019 году, и какие приняты изменения в этом вопросе.

Каким ИП нужен кассовый аппарат

Необходимость установки ККТ зависит от налогового режима, на котором работает предприниматель. Еще один критерий – это . Значение также имеет способ оплаты товара или услуг. С 2017 года здесь произошли серьезные изменения, которые значительно расширили перечень тех, кто обязан использовать кассу.

В первую очередь, напомним, что ККТ всегда была необходима для тех систем налогообложения, где расчет налога напрямую зависит от выручки: ОСНО, УСН и ЕСХН. Для таких продавцов ответ на вопрос: «Может ли ИП работать без кассового аппарата?» — был и остается отрицательным.

И только предприниматели, оказывающие услуги населению, на любой системе налогообложения до 1 июля 2019 года еще могут выдавать вместо кассового чека БСО (бланк строгой отчетности) типографского изготовления.

Для предпринимателей на режимах ЕНВД и ПСН, которые заняты розничной торговлей или услугами общепита, предусмотрены другие сроки обязательного перехода на кассовые аппараты. Подробнее об этом читайте ниже.

Пока что применять кассовый аппарат обязаны розничные продавцы на системах налогообложения УСН, ОСНО , ЕСХН, если покупатель расплачивается с ними наличностью или платежной картой с помощью POS-терминала.

А кроме того, Минфин настаивает на том, чтобы кассовый чек выдавался и при получении оплаты от физического лица напрямую на расчетный счет продавца (письмо от 28.04.17 № 03-01-15/26324). Это неожиданная точка зрения оспаривается специалистами в учете, но ведомство пока что свое мнение не меняет.

Если же оплата картой происходит в онлайн-режиме, например, при покупке в интернет-магазине, то в письме ФНС от 21.03.2017 г. № ЕД-3-20/1911 указывается, что электронный кассовый чек должен выдаваться с 1 июля 2018 года.

Кассы для спецрежимов ЕНВД и ПСН

Работа без кассового аппарата на режимах ЕНВД и ПСН не мешает расчету налогов, ведь реальная выручка для этого не нужна. Налог считают от торговой площади, и предприниматель заранее знает эту сумму.

Именно поэтому для вмененщиков и ИП на патенте установлена отсрочка на применение кассовых аппаратов. Первоначально срок обязательного перехода на ККТ для этих режимов был установлен на 1 июля 2018 года.

Позже некоторые законодатели, по просьбе малого бизнеса, попытались провести законопроект о переносе этого срока на 1 января 2021 года. Но вместо этой инициативы Госдума приняла предложение Минфина, по которому срок перехода перенесен всего на год, причем, не для всех индивидуальных предпринимателей.

Нужна ли онлайн касса ИП на патенте в 2019 году, зависит теперь от того, есть ли у него работники, принятые по . Еще один критерий – вид деятельности.

Согласно закону от 27.11.2017 № 337-ФЗ, с 1 июля 2018 года кассовые аппараты потребуются только предпринимателям на ЕНВД и ПСН, если они ведут розничную торговлю или занимаются общепитом, привлекая наемный персонал. Если же работников по этим видам деятельности нет, или ИП оказывает услуги населению (независимо от наличия работников), то ККТ можно устанавливать позже — с 1 июля 2019 года.

Продажа пива

В сфере применения ККТ есть спорная ситуация, связанная с продажей пива. Здесь образовалась правовая коллизия, когда нормы одного федерального закона противоречат нормам другого. При этом суды и налоговые органы расценивают ситуацию по-разному.

Пленум ВАС РФ в постановлении от 11.07.14 № 47 признал, что при таком конфликте правовых норм учитываться должны положения специального закона, регулирующего продажу алкоголя, в том числе, пива.

А значит, для ИП на патенте и для ИП на ЕНВД при продаже пива кассовый аппарат нужен уже с 31.03.17. Причем, не только в розничной торговле, но и при оказании услуг общественного питания (раньше кафе и бары на этих режимах кассу не применяли).

Однако Минфин и ФНС придерживаются другой точки зрения и считают, что даже продажа пива не меняет сроков перехода, установленных для ЕНВД и ПСН, т.е. не ранее 1 июля 2018 года (письма от 11.01.17 № 03-01-15/215 и от 21.08.17 № СА-4-20/16409@).

Но в 2019 году вопрос о необходимости ККТ при продаже пива уже не стоит. А рано или поздно кассовая техника будет нужна практически всем розничным продавцам и исполнителям услуг, получающим оплату от населения.

Компенсация расходов на приобретение касс

Когда вопрос повсеместного внедрения онлайн-касс обсуждался на самом высоком уровне, чиновники пообещали, что затраты, которые вынужден понести малый бизнес, будут ему компенсированы. Это, конечно, будут не выплаты из бюджета, а так называемый налоговый вычет, т.е. уменьшение налога к уплате. Но и здесь оказалось все совсем непросто.

Для предпринимателей, работающих на режимах, где учитываются расходы (ОСНО, ЕСХН, УСН Доходы минус расходы) ничего не изменилось. Им просто позволено учитывать при расчете налога затраты на приобретение и установку ККТ.

Что же касается таких режимов, как ЕВНД и ПСН, где расходы не учитываются, то предприниматели вправе получить налоговый вычет. После подачи специального заявления можно уменьшить квартальный налог или стоимость патента на сумму не более 18 тысяч рублей за одну единицу техники.

И только для УСН Доходы компенсация затрат на приобретение касс не предусмотрена. Расходы на этом режиме не учитываются, а право уменьшить авансовые платежи или сам годовой налог этим предпринимателям чиновники пока не дали.

Итоги

Вопрос применения кассовых аппаратов индивидуальными предпринимателями достаточно сложен, поэтому мы еще раз повторим все нюансы:

  1. Нужна ли касса для ИП на УСН в 2019 году? Да, нужна. А кроме того, выдавать кассовые чеки при оплате наличными или картой обязаны розничные продавцы на ОСНО и ЕСХН. Исключение – незначительный перечень ситуаций, указанных в статье 2 закона «О ККТ» № 54-ФЗ. Среди них продажа билетов, мороженого и газет в киосках, разносной торговли и др.
  2. Предприниматели, оказывающие населению услуги на режимах УСН и ОСНО, могут до середины 2019 года выдавать вместо кассовых чеков БСО типографского образца. После этого надо устанавливать либо ККТ, либо автоматизированную систему для выдачи бланков строгой отчетности. Исключение — патентных видов деятельности, указанный в статье 2 закона № 54-ФЗ.
  3. Для предпринимателей на ЕНВД и ПСН срок перехода на кассы зависит от двух условий – наличия работников и видов деятельности. Если это услуги, а также розничная торговля и общепит без привлечения работников, то этот срок перенесен на 1 июля 2019 года. Если же ИП имеет работников, но занимается торговлей или общепитом, то ККТ потребуется с 1 июля 2018 года.
  4. ИП, выбравшие вмененку или купившие патент, могут получить налоговый вычет на сумму не более 18 тысяч рублей за одну единицу техники. Работающие на УСН Доходы минус расходы, ОСНО, ЕСХН учитывают затраты на приобретение ККТ в своих расходах. Для УСН Доходы компенсационный механизм по учету затрат на кассы не разработан.

Каким образом будет происходить розничная торговля без кассового оборудования? При каких условиях ИП имеет право работать и вести расчеты наличными деньгами с покупателем без ККМ? Когда можно работать на УСН или на ЕНВД без кассы? Все вышеперечисленные вопросы подробно рассмотрены в этой статье.

Имеет ли право ИП вести расчёты наличными деньгами с покупателем без кассового оборудования в 2019 г.?

Работа без кассового аппарата (ККМ) в 2019 г. для предпринимателя возможна, если он:

  • платит в бюджет единый налог на вмененный доход (ЕНВД);
  • вместо выдачи покупателю чеков на товар ведет расчеты с применением бланков строгой отчетности (БСО);
  • торговля ведется по нескольким видам предпринимательской деятельности, для которых НК РФ и законами РФ разрешено ведение бизнеса без кассового аппарата и в 2019 г;
  • работает в отдаленных или труднодоступных местах.
Для крайнего случая работы без эксплуатации кассового оборудования имеются некоторые нюансы.

Чиновники областной администрации определяют степень отдаленности территории – населенного пункта, в котором ИП может торговать, и устанавливают специальный перечень таких пунктов. При этом ИП запрещено работать без кассового оборудования в городах, районных центах.

Торговля ИП без эксплуатации кассового оборудования в 2019 г.

Список видов деятельности, по которым ИП имеет право торговать без использования кассового оборудования, является ограниченным.

ИП может не пользоваться кассовым оборудование в следующих случаях:

  • если ИП занимается реализацией мороженого в киоске;
  • имеет право торговать молочной продукцией, пивными и квасными напитками, подсолнечным маслом, рыбной продукцией и керосином, которые расположены в цистернах;
  • ведет торговлю различными продуктами в школьной или студенческой столовой;
  • продает чай в поезде;
  • работает в киоске, если газеты и журнальный выпуски составляют 50 % оборота как минимум. В этом случае выручка от реализации такой продукцией надо учитывать по отдельности.

Перечень дополнительной товарной продукции, которой ИП имеет право торговать, определяют региональные власти;

  • продает билеты на лотереи, почтовые марки по номиналу;
  • занимается реализацией билетов на проезд в трамвае, троллейбусе;
  • торгует религиозными книгами в церкви или другом религиозном месте.

ИП имеет право торговать без кассового оборудования на выставочных мероприятиях или на рынках. При этом, ИП запрещено заниматься реализацией продукции в контейнерах и павильонах.

Если ИП обладает автолавкой (тонаром), автомобильным магазином, автофургоном (прицепом), в этом случае надо ставить кассовое оборудование.

При осуществлении торговли яблоками с грузовой машины ИП может не использовать, но только после прохождения проверки ревизорами, этого грузовика на предмет сохранности товара.

Если ИП продает овощную продукцию, арбузы вразвал, то в этом он имеет право не эксплуатировать кассовое оборудование.

Без эксплуатации кассового оборудования ИП может торговать с лотков или корзинок, которая покрыты полиэтиленовой пленкой или брезентом. При этом, если ИП торгует с лотка технически сложными товарами, то он должен использовать ККМ.

Если ИП реализует товары, которые должен находиться в специальных условиях хранения, то в этом случае также надо использовать кассовое оборудование. Например, ИП имеет право продавать картофель без ККМ. Однако при реализации мороженой рыбы ИП должен использовать кассу.

Кроме этого, ИП может не применять кассовое оборудование, работая на патентной системе налогообложения. При работе на патенте ИП может, например, заниматься реализацией услуг в торговом зале, площадь которого равна 50 кв. м. максимум.

В то же время работать на патенте имеют право и ИП, которые торгуют в розницу.

В итоге без применения ККМ предприниматель может заниматься бизнесом в стационарной торговой точке, площадь торгового зала которой равна 50 кв. м. максимум или вообще нет торгового зала, а также в нестационарном помещении для торговли.

Если ИП ведет расчёты наличными деньгами на ЕНВД

Если бизнесмен платит ЕНВД, то он также имеет право работать и вести расчеты наличными деньгами с покупателем без кассы. В этом случае ИП может заниматься реализацией продукции без эксплуатации кассы в павильоне, площадь торгового зала которого равна 150 кв. м. максимум.

Также бизнесмен может не эксплуатировать кассу в таких ситуациях:

  • в стационарных помещениях для торговли, не имеющих торгового зала;
  • в торговом нестационарном помещении, которое не используется при работе на патенте.

Могут не применять кассу и ИП, владеющие общепитом, в котором нет торгового зала или его площадь равна 150 кв. м. максимум.

Кроме того, без эксплуатации кассового оборудования ИП может заниматься реализацией услуг населению, однако при этом осуществляя расчеты с клиентом, предприниматель должен пользоваться бланками строгой отчетности.

В итоге торгуя без кассового оборудования на ЕНВД, ИП по желанию покупателя должен выдать ему чек на товар, квитанцию или документ, по которому можно принимать от клиента наличные денежные средства за услугу или товар.

Расчёты с покупателем на УСН и ККМ: надо ли применять кассу в 2019 г

В федеральном законе № 54 от 22 мая 2003 г. отражены правила использования ККМ, на которой ИП ведет расчеты наличными денежными средствами или с применением карточки банка.

По закону, ИП должен эксплуатировать кассовое оборудование, если он при продаже товаров, осуществлении работы и оказании услуг рассчитывает с клиентом картой банка или наличными денежными средствами.

Однако, имеется несколько нюансов:

  • если ИП проводит все расчеты через расчетный счет. При этом он не использует наличные деньги. В этом случае ИП имеет право не использовать ККМ.

Однако в этом случае возникает вопрос: все ли покупатели ИП готовы к таким условиям оплаты, при которых нет возможности приобрести товар за наличные деньги? В частности, торговать с физическими лицами, используя безналичные расчеты, затруднительно;

  • при оказании определенных услуг населению ИП может не эксплуатировать ККМ, но обязан сделать выписку бланков строгой отчетности. Как ИП работать с таким платежным документом, подробно написано в различных правовых актах, в которых регламентируется их учет, порядок, форма, особенности их хранения и уничтожения;
  • если ИП работает в труднодоступном месте. Список отдаленных районов и городов утвержден Госдумой РФ;.
  • если ИП работает в аптеке и фельдшерском пункте в селе;
  • если ИП занимается некоторыми специфическими видами деятельности. Например, принимает сырье на утилизацию и стеклянную тару у населения (кроме металлолома);

Весь перечень отдельных видов деятельности можно прочитать в ст. 2 вышеуказанного закона.

В итоге получается то, что вид организационно-правовой формы, использование УСН можно не учитывать при решении вопроса о том, надо ли ИП использовать кассу. В этом случае следует обратить внимание на вид и место осуществления определенного рода деятельности;

  • если ИП платит налог по ЕНВД или по патенту, то использование кассового оборудования не считается обязательным. Однако клиент имеет право потребовать, а ИП обязан дать чек на товар или подобный документ.

Если ИП относится к одному из вышеперечисленных исключений, то покупать ККМ и официально оформлять нет необходимости. Для других ИП, работающих на УСН – это обязательное условие.

Касса и онлайн-магазин

При работе в онлайн-магазине у ИП возникает несколько вопросов.

Некоторых предпринимателей, которые работают во всемирной паутине, смущает то, что клиент заказывает товар в онлайн-режиме. В этом случае ИП не может выбить чек на товар после того, как клиент перевел ему деньги.

Во-первых, заказ на товар в интернете не является безналичным расчетом, потому что клиент отдает наличные деньги ИП через банк. ИП может вести все товарные операции с покупателями с использованием банковских переводов, и тогда кассовое оборудование не нужно.

Во-вторых, ИП пробивает чек на товар до приема денежных средств наличными от клиента. В таком случае, перед тем, как принимать заказ, ИП передает наличные деньги курьеру. Здесь имеется определенная юридическая коллизия и несовпадение положении правовых актов.

Но и курьер не должен иметь при себе кассовое оборудование. В ином случае, на него нужно будет оформить отдельное кассовое оборудование аппарат и устроить на работу кассиром.

В итоге при торговле в онлайн-магазине используются наличные деньги, поэтому и в 2019 г. ИП должен будет использовать ККМ.

Похожие записи:

Похожие записи не найдены.

С 1 июля 2017 года применять новую онлайн-кассу должны будут все продавцы, которые обязаны были применять обычную ККТ(от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ статья 7 п.5.).
Несколько месяцев я пытался разместить инициативу против онлайн-касс. Наконец её приняли. У нас появился реальный шанс отложить обязательное применение онлайн-касс для Патента, ЕНВД и БСО при УСН до 2026 года - Прошу проголосовать "ЗА" - https://www.roi.ru/30088 (нужен логин от госуслуги, но сайт государственный) и вот еще на сайте change.org (регистрация не нужна).
Принят Федеральный закон от 27.11.2017 № 337-ФЗ, по которому онлайн-кассы не будут вводить для тех кто применяет ПСН и ЕНВД(но есть исключения, см ниже) до 1 июля 2019 года.

2018

ПСН и ЕНВД: когда регистрировать ККМ
Вид деятельности и налог Срок регистрации онлайн-ККМ
ЕНВД розничная торговля и услуги общепита (с работниками) до 1 июля 2018 года
ЕНВД розничная торговля и услуги общепита (без работников) до 1 июля 2019 года
ПСН следующие виды: розничная торговля и услуги общепита; услуги по присмотру и уходу за детьми и больными; услуги по приему стеклопосуды и вторичного сырья, за исключением металлолома; услуги носильщиков на железнодорожных вокзалах, автовокзалах, аэровокзалах, в аэропортах, морских, речных портах; деятельность по уходу за престарелыми и инвалидами; до 1 июля 2018 года
ПСН розничная торговля и услуги общепита (без работников) до 1 июля 2019 года
Все остальные виды ЕНВД и ПСН до 1 июля 2019 года
  • лиц, которые торгуют молоком и питьевой водой в розлив, питьевой водой в розлив через автоматические устройства для расчетов, газетами и журналами на бумажном носителе. При этом место реализации значения не имеет;
  • государственные и муниципальные библиотеки, библиотеки академий, научно-исследовательские институты, образовательные организации при оказании ими дополнительных платных услуг населению, связанных с библиотечным делом;

С 3 июля 2018 года онлайн-ккм нужно применять при любых безналичных расчетах. Даже через квитанции в банке. "расчеты - прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги" (Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ (ред. от 03.07.2018) Статья 1.1.)

2017

Подавать заявление на снятие с учета старых касс после 1 июля 2017 года не обязательно. Но это надо сделать, если старую кассу будете модернизировать(письмо ФНС России от 19 июня 2017 г. № ЕД-4-20/11625).

Если компания не снимет старые кассы с учета, это сделают налоговики самостоятельно (письмо ФНС России от 30.12.2016 № ЕД-4-20/25616).

С 1 июля 2018 года онлайн-ККТ обязаны использовать любые организации продающие товары/услуги физ.лицам. Даже если оплата производилась через на р/с организации(ИП) по платёжкам(исключение - платежи от ИП или организаций). (п. 9 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ) (Письмо Минфина № 03-01-15/26324 от 28.04.2017, письмо ФНС России от 06.07.2017 № ЕД-3-20/4592@). Надеемся Минфин пересмотрит свою позицию. Однако доводы приводимые в письмах - спорные.

ККМ можно не только купить, но и взять в аренду (письмо ФНС от 15 мая 2017 г. № АС-4-20/9012). При этом фискальный накопитель должен быть куплен, т.к. он должен храниться 5 лет в организации.

В 2016 году можно добровольно перейти на онлайн-ККТ. С 1 февраля 2017 года инспекторы будут регистрировать новые кассовые аппараты с онлайн-модулем. С 1 июля 2017 года применять новую онлайн-кассу должны будут все продавцы, которые обязаны были применять обычную ККТ(от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ статья 7 п.5.).

С 1 июля 2018 года применять новые онлайн-ККТ обязаны на ЕНВД и ПСН(патенте) (от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ статья 7 п.7.).

Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю с использованием торговых автоматов, могут не применять в составе таких торговых автоматов контрольно-кассовую технику до 1 июля 2018 года(от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ статья 7 п.11.).

С 31 марта 2017 года компании и ИП на любом налоговом режиме, торгующие пивом и алкогольной продукцией (в том числе в сфере общепита), обязаны при расчетах с населением использовать ККТ(Статья 16 Федеральный Закон "о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"). Исключений нет даже для тех кто в отдаленных местах. Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 278-ФЗ разрешил компаниям на ЕНВД и патенте не применять ККМ до 1 июля 2018 года.

БСО с 1 июля 2019 года(было до 18 года - продлили) применять будет невозможно без применения новых онлайн касс(от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ статья 7 п.8.).

Онлайн касса смогут не применять только: те, кто ведут некоторые виды деятельности (например, продажу газет, мороженого, талонов и билетов, разносную торговлю) или находятся в труднодоступных местностях(список таких мест будет обнародован позже, но вряд ли в нем будет европейская часть России).

В населенных пунктах с населением менее 10 000 человек, Минкомсвязи разрешило применять обычную ККМ вместо онлайн-кассы (приказ Минкомсвязи России от 5 декабря 2016 г. № 616). Также регионы установят места плохого доступа интернета, где можно будет не применять ККМ, но нужно будет выдавать товарные чеки по строгим правилам(постановление Правительства РФ от 15 марта 2017 г. № 296).

Онлайн-ККТ

Для онлайн касс более правильный термин контрольно-кассовая техника(ККТ обеспечивает продажу через оператора фискальных данных), а не контрольно кассовая машина(ККМ).

Можно ли не ставить, а модернизировать старые кассы?

Такая возможность законом предусмотрена, но её реализация и стоимость пока не ясна. Возможно проще или выгоднее будет приобрести новую онлайн-ККМ.

Когда ставить?

О сроках смотрите

Какова стоимость и где купить?

Предварительная цена онлайн-касс 30-40 т.р., но точная стоимость пока неизвестна, т.к. закон приняли 3 июля и в продаже таких аппаратов еще нет

В сентябре появились две модели: АТОЛ FPrint-22ПТК стоит около 28-35 т.р. и ШТРИХ-ON-LINE около 55-65 т.р.

Что для них нужно дополнительно?

Для таких касс оставили все те же требования предъявляемые к обычным ККМ, но есть еще новые..

  • Два вида интернета - проводной и беспроводной(GSM, 3G, 4G, но не вай-фай)
  • Необходимо будет дополнительно заключать договор с ОФД(оператор фискальных данных). ОФД будет собирать, хранить и передавать данные, поступающие с онлайн ККМ, в ФНС.

Из хорошего: применяющие онлайн кассы организации не обязаны применять(о них просто можно забыть) кассовые документы из постановление Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132 "КМ-1 "Акт о переводе показаний суммирующих денежных счетчиков на нули и регистрации контрольных счетчиков контрольно - кассовой машины", КМ-2 "Акт о снятии показаний контрольных и суммирующих денежных счетчиков при сдаче (отправке) контрольно - кассовой машины в ремонт и при возвращении ее в организацию", КМ-3 "Акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам", КМ-4 "Журнал кассира - операциониста", КМ-5 "Журнал регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков контрольно - кассовых машин, работающих без кассира - операциониста", КМ-6 "Справка - отчет кассира - операциониста", КМ-7 "Сведения о показаниях счетчиков контрольно - кассовых машин и выручке организации", КМ-8 "Журнал учета вызовов технических специалистов и регистрации выполненных работ", КМ-9 "Акт о проверке наличных денежных средств кассы""(письмо ФНС от 26 сентября 2016 г. № ЕД-4-20/18059)(письмо Минфина России от 16.06.2017 № 03-01-15/37692).

Еще "приятных" новостей?

ЦТО будут обязаны иметь лицензию ФСБ, поэтому их услуги также вырастут.

Штраф

C 15 июля 2016 года можно заранее устранить нарушение и сделать чистосердечное признание о том, что не был выдан чек или БСО; о том, что работали на незарегистрированном ККМ; о том, что не был пробит чек. Тогда компании удастся избежать штрафов.

Штраф в 2016 году установлены ст.14.5 КоАП:

Нарушение Штраф
Нет информации необходимой о товаре 1500-2000 р(на граждан)
3000-4000 р(на должностных лиц и ИП)
30000-40000 р(на юридических лиц)
Неприменение ККТ 1/4-1/2 суммы расчета по чеку, но не менее 10 000 р(на должностных лиц и ИП)
3/4-1 суммы расчета по чеку, но не менее 30 000 р(на юридических лиц)
Неприменение ККТ(повторное нарушение) дисквалификация на срок от одного года до двух лет(на должностных лиц и ИП)
административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток(на юридических лиц и ИП)
Неприменение онлайн-ККТ(с 1 февраля 2017 года, все ) 1500-3000 р(на должностных лиц и ИП)
предупреждение или 5000-6000 р(на юридических лиц и ИП)
Невыдача кассового чека 2000 р(на должностных лиц и ИП)
предупреждение или 10000 р(на юридических лиц и ИП)

Статья 14.5. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники

(в ред. Федерального закона от 03.06.2009 N 121-ФЗ (ред. 17.07.2009))

1. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг организацией, а равно гражданином, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, при отсутствии установленной информации об изготовителе (исполнителе, продавце) либо иной информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством Российской Федерации, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 239-ФЗ)

2. Неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной четвертой до одной второй размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения контрольно-кассовой техники, но не менее тридцати тысяч рублей.

(часть 2 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

3. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, в случае, если сумма расчетов, осуществленных без применения контрольно-кассовой техники, составила, в том числе в совокупности, один миллион рублей и более, -

влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц - административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

(часть 3 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

КонсультантПлюс: примечание.Положение части 4 статьи 14.5 (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ) в отношении применения контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники порядка и условий ее применения применяется с 1 февраля 2017 года (Федеральный закон от 03.07.2016 N 290-ФЗ).

4. Применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям, либо применение контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники порядка регистрации контрольно-кассовой техники, порядка, сроков и условий ее перерегистрации, порядка и условий ее применения -

(часть 4 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

5. Непредставление организацией или индивидуальным предпринимателем информации и документов по запросам налоговых органов или представление таких информации и документов с нарушением сроков, установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от полутора тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

(часть 5 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

6. Ненаправление организацией или индивидуальным предпринимателем при применении контрольно-кассовой техники покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме либо непередача указанных документов на бумажном носителе покупателю (клиенту) по его требованию в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двух тысяч рублей; на юридических лиц - предупреждение или наложение административного штрафа в размере десяти тысяч рублей.

(часть 6 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

7. Нарушение оператором фискальных данных законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, выразившееся в нарушении обязанности по обработке и передаче фискальных данных или обязанности по обеспечению конфиденциальности и защиты фискальных данных, -

(часть 7 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

8. Неисполнение оператором фискальных данных обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в случае аннулирования имеющегося у него разрешения на обработку фискальных данных -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

(часть 8 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

9. Подача организацией недостоверных сведений при соискании разрешения на обработку фискальных данных -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

(часть 9 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

10. Непредставление оператором фискальных данных в налоговый орган уведомления о заключении с пользователем договора на обработку фискальных данных, об изменении сведений, представленных в уведомлении, или о расторжении указанного договора либо представление таких уведомлений с нарушением установленного законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники срока -

(часть 10 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

11. Непредставление оператором фискальных данных в налоговый орган уведомления об изменении сведений, представленных при подаче заявления на получение разрешения на обработку фискальных данных, либо представление такого уведомления с нарушением установленного законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники срока -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

(часть 11 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

12. Иное нарушение оператором фискальных данных требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

(часть 12 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

13. Продажа изготовителем контрольно-кассовой техники и (или) фискальных накопителей контрольно-кассовой техники и (или) фискального накопителя без включения таких контрольно-кассовой техники и (или) фискального накопителя в реестр контрольно-кассовой техники и (или) реестр фискального накопителя -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

(часть 13 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

14. Выдача экспертной организацией, проводящей экспертизу моделей контрольно-кассовой техники и (или) экспертизу технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, заведомо ложного заключения -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

(часть 14 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

15. Непредставление либо представление с нарушением установленного срока в налоговый орган экспертной организацией, проводящей экспертизу моделей контрольно-кассовой техники и (или) экспертизу технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, выданного заключения о соответствии или несоответствии контрольно-кассовой техники или технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

(часть 15 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

Примечание. Лицо, добровольно заявившее в налоговый орган в письменной форме о неприменении им контрольно-кассовой техники в случаях, установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, либо о применении им контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям, либо о применении им контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники порядка регистрации контрольно-кассовой техники, порядка, сроков и условий перерегистрации контрольно-кассовой техники и порядка ее применения и добровольно исполнившее до вынесения постановления по делу об административном правонарушении обязанность, за неисполнение или ненадлежащее исполнение которой лицо привлекается к административной ответственности, освобождается от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частями 2, 4 и 6 настоящей статьи, если соблюдены в совокупности следующие условия:

на момент обращения лица с заявлением налоговый орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении;

представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения.

(примечание введено Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

Инспекторы могут провести проверку ККТ даже без руководителя компании.

Кто применяет

Если не принимать наличных денег или пластиковых карт за товары(услуги), то ККМ не нужен в любом случае и при любом налоге.

Не все обязаны применять кассовый аппарат. На ЕНВД(вмененке) и при ПСН(патенте) применение ККМ не обязательно. Также применение ККМ не обязательно в сфере услуг при условии выдачи БСО.

Подробности ниже.

Для интернет-магазина и обычной торговли можно использовать одну и ту же ККМ (письмо Минфина России от 20.07.2017 № 03-01-15/46230).

Расчетный счет

При любом налоговом режиме, при безналичных переводах на расчетный счет ИП либо организации ККМ не нужен. Такие переводы можно осуществлять как с помощью платежек, так и по квитанциям ПД-4 в любом банке, где их принимают, например, в Сбербанке. Такие квитанции можно печатать и выдавать и юр.лицам и физ.лицам.

Хитрость

Если клиент совсем упрётся и не захочет идти в банк, то можно сделать это за него оплатив по квитанции. Для этого можно взять с него деньги, например, оформив их как аванс. Но это не очень удобно, если клиентов много и суммы небольшие.

Добровольно

Даже если применение кассового аппарата не обязательно, его можно применять для своих целей(без регистрации в ИФНС и постановки на ТО). Например, в целях контроля над продавцами.

При ПСН

ИП и Организации, являющиеся плательщиками налога ЕНВД, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа: товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар(статья 2 п.2.1. N 54-ФЗ О ПРИМЕНЕНИИ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ И (ИЛИ) РАСЧЕТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛАТЕЖНЫХ КАРТ).

Товарный чек ЕНВД

  • наименование документа;
  • порядковый номер документа, дату его выдачи;
  • наименование для организации (фамилия, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя);
  • идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей (выдавшему) документ;
  • наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
  • сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты, в рублях;
  • должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись.

ЕНВД оказание услуг

При оказании услуг(работ) на вмененке обязателен ККМ, либо БСО , либо "другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)"(54-ФЗ Ст 2. п.2.1.) - тот же товарный чек только за услуги.

Этот "другой документ" тоже самое, что и товарный чек(см.выше) только вместо товара там указывают услугу.

На упрощенке и ОСНО

Сфера услуг

ИП и организации на УСН и ОСН могут принимать наличные с выдачей бланков строгой отчетности (БСО) физическим лицам при оказании услуг(54-ФЗ Ст 2. п.2), но только населению, юр.лицам и ИП, БСО нельзя выдавать. При розничной и оптовой торговле выдавать БСО нельзя. ИП и организации могут сами разрабатывать бланки и печатать их. Печатать БСО на обычных компьютерах нельзя. Заказывать бланки надо в типографиях. Печатать БСО можно самому при условии, что техника, используемая для БСО будет соответствовать требованиям предъявляемым к ККМ. Регистрировать в налоговой БСО не нужно. Необходимо вести журнал учета БСО.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 БСО должен содержать следующие реквизиты:

наименование документа, шестизначный номер и серия;

наименование и организационно-правовая форма - для организации; фамилия, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя;

место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать отимени юридического лица без доверенности);

идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей документ;

вид услуги;

стоимость услуги в денежном выражении;

размер оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты;

дата осуществления расчета и составления документа;

должность, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его личная подпись, печать организации (индивидуального предпринимателя);

иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги и которыми вправе дополнить документ организация (индивидуальный предприниматель).

При заполнении бланка документа должно обеспечиваться одновременное оформление не менее одной копии либо бланк документа должен иметь отрывные части, исправления не допускаются. Формирование бланков документов может производиться с использованием автоматизированной системы.

Торговля

При торговле наличными на УСН и ОСНО ККМ обязателен.

ККМ не нужен

Без ККМ(кассы) могут работать организации и ИП на любой системе налогообложения(в т.ч. при приёме пластиковых карт)(согласно закону О ПРИМЕНЕНИИ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ И (ИЛИ) РАСЧЕТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛАТЕЖНЫХ КАРТ статье 2 п.3), осуществляющие следующие виды деятельности:

  • сдача индивидуальным предпринимателем в аренду (наем) жилых помещений, принадлежащих этому индивидуальному предпринимателю на праве собственности
  • продажи газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, если доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно;
  • продажи ценных бумаг;
  • продажи лотерейных билетов;
  • продажи проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте;
  • обеспечения питанием учащихся и работников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий;
  • торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами;
  • разносной мелкорозничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом);
  • продажи в пассажирских вагонах поездов чайной продукции в ассортименте, утвержденном федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта;
  • торговли в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив;
  • торговли из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, вразвал овощами и бахчевыми культурами;
  • приема от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома;
  • реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы, оказания услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • продажи по номинальной стоимости государственных знаков почтовой оплаты (почтовых марок и иных знаков, наносимых на почтовые отправления), подтверждающих оплату услуг почтовой связи.
  • Организации и индивидуальные предприниматели, находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), указанных в перечне, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.
  • Аптечные организации, находящиеся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских поселениях, и обособленные подразделения медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность (амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики), расположенные в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт при продаже лекарственных препаратов без применения контрольно-кассовой техники.
  • прием от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома, драгоценных металлов и драгоценных камней;
  • ремонт и окраска обуви;
  • изготовление и ремонт металлической галантереи и ключей;
  • присмотр и уход за детьми, больными, престарелыми и инвалидами;
  • реализация изготовителем изделий народных художественных промыслов;
  • вспашка огородов и распиловка дров;
  • услуги носильщиков на железнодорожных вокзалах, автовокзалах, аэровокзалах, в аэропортах, морских, речных портах;
  • С 1 июля 2018 года: лиц, которые торгуют молоком и питьевой водой в розлив, питьевой водой в розлив через автоматические устройства для расчетов, газетами и журналами на бумажном носителе. При этом место реализации значения не имеет;
  • С 1 июля 2018 года: государственные и муниципальные библиотеки, библиотеки академий, научно-исследовательские институты, образовательные организации при оказании ими дополнительных платных услуг населению, связанных с библиотечным делом;

Нужен ли кассовый аппарат интернет-магазину?

Интернет-магазин это (ОКВЭД 52.61 Розничная торговля по заказам). Налоговый режим УСН или ОСНО. Кассовый аппарат обязателен при приёме наличных. Можно использовать переносной аппарат. При регистрации ККМ в скобках указать "выездная торговля"

Нужен ли кассовый аппарат, если все платежи от клиентов планирую получать через платежный агрегатор (типо яндекс.кассы или робокассы) на расчетный счет??

ККТ вам не нужно покупать. ККТ применяют только при приёме наличных. В данном случае клиенты платят через платежные системы. Яндекс в 2017 году стал ОФД и вероятно будет соблюдать закон об Онлайн-ККМ. Другие системы тоже можно посмотреть. Вы же получаете деньги на расчетный счет.

Закон

Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ
(ред. от 27.06.2011)
"О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт"

Статья 2. Сфера применения контрольно-кассовой техники

Статья 3. Порядок ведения Государственного реестра

Статья 4. Требования к контрольно-кассовой технике, порядок и условия ее регистрации и применения

Статья 5. Обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих контрольно-кассовую технику

Статья 6. Обязанности кредитных организаций, применяющих контрольно-кассовую технику

Статья 7. Контроль за применением контрольно-кассовой техники

Статья 8. Признание утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием настоящего Федерального закона

Статья 9. Внесение дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием настоящего Федерального закона

Статья 10. Вступление в силу настоящего Федерального закона

22 мая 2003 года N 54-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ПРИМЕНЕНИИ

КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ

НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ И (ИЛИ) РАСЧЕТОВ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛАТЕЖНЫХ КАРТ

Государственной Думой

Советом Федерации

(в ред. Федеральных законов от 03.06.2009 N 121-ФЗ (ред. 17.07.2009),

от 17.07.2009 N 162-ФЗ, от 27.07.2010 N 192-ФЗ, от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

КонсультантПлюс: примечание.

Классификатор контрольно-кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации, утвержден решением ГМЭК по ККМ от 21.09.94 (протокол N 13).

контрольно-кассовая техника, используемая при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт (далее - контрольно-кассовая техника), - контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью, электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы;

наличные денежные расчеты - произведенные с использованием средств наличного платежа расчеты за приобретенные товары, выполненные работы, оказанные услуги;

фискальная память - комплекс программно-аппаратных средств в составе контрольно-кассовой техники, обеспечивающих некорректируемую ежесуточную (ежесменную) регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение итоговой информации, необходимой для полного учета наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, осуществляемых с применением контрольно-кассовой техники, в целях правильного исчисления налогов;

фискальный режим - режим функционирования контрольно-кассовой техники, обеспечивающий регистрацию фискальных данных в фискальной памяти;

фискальные данные - фиксируемая на контрольной ленте и в фискальной памяти информация о наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт;

В 2016 году был выпущен в свет Федеральный закон № 290, изменивший 54-ФЗ и перевернувший все ранее существовавшие правила об использовании контрольно-кассовой техники. Новая идея ФНС о тотальном контроле наддвижением наличных денежных средств посредством специально оснащённых касс начала воплощаться в жизнь. Глобальный проект подразумевает в будущем обязательное использование ККТ для всех категорий налогоплательщиков, дело только во времени. Разберёмся в этапах реализации данного проекта, и выясним, может ли у ИП вестись работа без кассового аппарата.

Цель создания абсолютной системы контроля за движением каждого рубля ясна: прозрачность потока наличной выручки и расчётов с применением платёжных карт. Немедленная передача данных в ФНС и их фиксация не позволит недобросовестным бизнесменам вносить изменения задним числом, а значит, сведения о выручке будут максимально соответствовать действительности. Открытая информация об оборотах позволит налоговикам реже выходить на проверки.

Для покупателей также возникает ряд положительных моментов, связанных с получением «прозрачного» чека.

Реальный фискальный документ даёт гарантию возможности реализации потребительских прав, в случае необходимости. Например, обращение с целью возврата бракованного изделия, или гарантийный ремонт. Почти полностью исключается риск покупки контрафакта.

Так как вопрос о применении ККТ вскоре коснётся абсолютно всех представителей малого и среднего бизнеса, полезно будет кратко осветить некоторые преимущества для налогоплательщиков, применяющих новое оборудование.

Вскользь изучив проблему, может показаться, что контролёры «перегнули палку», обязав малый бизнес тратиться на дорогостоящие аппараты. Даже поэтапное внедрение в жизнь законопроекта и применение разнообразных отсрочек для некоторых групп налогоплательщиков не снимает окончательного бремени по обязательной покупке новых касс.

Однако если внимательнее присмотреться к нововведениям, можно разглядеть ряд удобных аспектов для бизнеса:

  1. Регистрацию новой кассы или впоследствии её перерегистрациюможно осуществить без посещения налоговой инспекции, достаточно просто направить свои сведения через сайт ФНС.
  2. Отменяется составление форм КМ (1-9), формировать и вести отчётность в бухгалтерии становится легче.
  3. С бизнеса снимается обязанность по обеспечению сохранности фискальных документов на бумаге, все отчёты и чеки передаются через интернет в ФНС и хранятся там.
  4. Онлайн-контроль за оборотом наличности, доступный для налоговых органов, позволяет последним существенно снизить количество проверок, что разгрузит бизнес от назойливого внимания контролёров.
  5. Новые кассы позволяют наладить и автоматизировать не только налоговый контроль, но и внутренний, в пределах фирмы. Систематический анализ данных позволит своевременно выявить нерадивых сотрудников и кассиров.

Таким образом, бизнесмены, истратившиеся на установку нового кассового оборудования, в качестве компенсации могут воспользоваться немалыми преимуществами применения новых касс.

Возможно, в долгосрочной перспективе, поставщики программного обеспечения разработают новые версии, которые ещё более полно позволят автоматизировать систему внутреннего аудита.

Можно ли ИП работать без кассового аппарата?

Работать организации и ИП без кассового аппарата могут только в том случае, если их род деятельности подходит под список, содержащийся в статье 2 Федерального Закона № 54.

Ниже кратко приведены некоторые пункты из данной статьи:

  • реализация газетной и журнальной продукции через киоски, причём продажа сопутствующих товаров должна приносить менее половины общего дохода;
  • реализация акций, облигаций и прочих ценных бумаг;
  • касса не применяется при получении оплаты за проезд в транспорте;
  • питание в школьных столовых;
  • продажа непродовольственных товаров в местах, где нет условий для их хранения, т.е. наоткрытых лотках. Перечень товаров ограничен, в него входят нижнее бельё и носовые платки, чулки и носки, стельки, приспособления из дерева для кухни, деревянные столовые приборы, корзинки, плетёные изделия;
  • торговля в поездах, с тележек и велосипедов, а также работа носильщиков;
  • продажа мороженого и разливных напитков (не алкоголь);
  • продажа молока или кваса из цистерн;
  • реализация овощей в сезон;
  • мелкий бизнес по ремонту обуви и изготовлению ключей;
  • услуги по уходу за ребёнком или за нуждающимися в помощи, заболевшими или людьми в возрасте;
  • применение ККМ не требуется для ИП, сдающих внаём жилые площади, владельцем которых он является;
  • вся деятельность, связанная с религией.

В тех случаях, когда деятельность ведётся в территориально удалённых регионах, в которых применение нового оборудования технически невозможно ввиду отсутствия связи, закон допускает работу без ККТ. То же условие распространяется на аптеки в сельских местностях.

Итак, список организаций и предпринимателей, для которых разрешена работа без кассового аппарата, невелик, однако он охватывает достаточно большую категорию предпринимателей, осуществляющих как розничную торговлю, так и оказывающих услуги населению.

Выдача кассовых чеков вменяется в обязанность для всех, кто считает налоги по выручке, это и упрощёнка, и ОСНО, и единый сельхозналог.

В перечисленных случаях ответом на вопрос: «Обязательно ли иметь и применять кассовый аппарат ИП?» –для таких организаций и ИП будет: «Да, обязательно, кроме случаев выдачи БСО вместо кассового чека». Все представители данной категории, желающие дальше работать, благополучно закупили новую кассовую технику до 1 июля 2017 года, и с тех пор все сведения об обороте их наличности передаются и хранятся в ФНС.

С 1 июля 2019 года применение новых моделей касс стало обязательным для бизнесменов, находящихся на специальном налоговом режиме ЕНВД или ПСН, при соблюдении перечисленных условий:

  • если род их деятельности связан с общественным питанием;
  • осуществляют розничную торговлю (за исключением торговли товарами из категории непродовольственных, перечисленных в предыдущем разделе);
  • если они являются собственниками торговых автоматов;
  • и одновременно они имеют действующие трудовые контракты с наёмными работниками.

Таким образом, все компании и ИП, занятые в указанных сферах и заключившие трудовые контракты, должны использовать ККТ нового образца.

Если компания или ИП, работающие в указанных сферах, не имели собственных сотрудников, а после 1.07.18 был заключён первый трудовой контракт, то хозяйствующий субъект обязан в течение месяца с даты приёма сотрудника в штат зарегистрировать и использовать кассовый аппарат в соответствии с инструкцией.

  1. Остальные субъекты, уплачивающие ЕНВД или патент, даже те, у кого сотрудников нет.
  2. Собственники торговых автоматов, также с нулевым штатом.

Таким образом, во второй половине 2019 года и далее к льготным категориям, имеющим право работать без касс, будут относиться только те хозяйственные субъекты, которые подходят под критерии статьи 2 Федерального Закона № 54.

Они были кратко перечислены в предыдущем разделе.

Рассмотрим более подробно категорию налогоплательщиков, реализующих услуги для населения, т.е. для физических лиц, и их обязанность по применению касс.

Такое право реализуется субъектами только при соблюдении следующих условий:

  • БСО можно выдать только в момент получения оплаты за услугу от физического лица или ИП (приравнивается к физлицу);
  • оформляется БСО только в качестве подтверждения оказанной услуги, чтобы убедиться, что род деятельности относится к услугам, а не к работам, лучше свериться с ОКУН;
  • выдача бланков при получении наличных, так же, как и кассовых чеков, обязательна;
  • корректному заполнению БСО следует уделить особенное внимание.

Невыполнение хотя бы одного из перечисленных условий будет трактоваться контролёрами, как неприменение ККТ, в результате чего можно заработать штраф за отсутствие кассового аппарата у ИП.

Если форма бланка для осуществляемых услуг не разработана органами исполнительной власти, то его можно утвердить самостоятельно.

В таком случае лишь следует включить в форму обязательные реквизиты:

  • название документа, к БСО относятся также билеты, проездные, талоны и т.д.;
  • 6-значный номер;
  • наименование ЮЛ или ФИО предпринимателя, адрес, ИНН;
  • оказание какой услуги было произведено, её цена;
  • сумма, полученная в качестве оплаты;
  • дата операции;
  • должность ответственного лица, подпись, печать.

Федеральным законом под номером 290 установлен следующий порядок применения касс нового формата для лиц, выдающих БСО, независимо от системы налогообложения:

  • с середины 2019 года должны начать применять ККТ лица из сферы общественного питания, у которых есть наёмные работники;
  • с середины 2019 года обязанность иметь ККТ распространяется на всех хозяйственных субъектов, выдающих БСО.

Таким образом, бизнесмены, независимо от системы налогообложения, реализующие услуги для населения и не продающие никаких товаров, могут заполнять и выдавать бланки строгой отчётности до середины 2019 года, не применяя ККТ.

Соответственно, если организация находилась на УСН и оказывала услуги населению, то её обязанность по применению ККТ начнётся с середины 2019 года, если в штате есть работники и сфера деятельности попадает под общепит. В остальных случаях действует отсрочка до середины 2019 года.

Ответственность за неприменение ККТ

В связи с тем, что список налогоплательщиков, правомерно работающих без кассы, стремительно сужается, актуальным становится вопрос об ответственности за отсутствие ККТ, и в каких случаях может быть наложен штраф за торговлю без кассового аппарата для ИП.

Есть несколько видов нарушений, которые могут одинаково квалифицироваться контролёрами, как неприменение ККТ:

  • если аппарат вовсе отсутствует, т.е. нет аппарата ни старого, ни нового образца, в то время как обязанность по выдаче кассовых чеков установлена законом;
  • аппарат есть, чеки выдаются, но вместо кассы нового образца всё ещё используется старый аналог без передачи данных через интернет;
  • аппарат, используемый хозяйственным субъектом, оснащён функцией передачи данных через интернет, но не соответствует всем параметрам, закреплённым в законодательных актах.

За каждое из таких нарушений можно получить штрафы, о размерах которых будет рассказано далее.

С середины июля 2019 года вступили в действие новые положения о суммах штрафов за неприменение кассовой техники. В результате чего, штраф за неприменение ККМ для организаций и ИП в 2019 году существенно вырос. Так, за отсутствие кассы теперь установлен штраф в процентном соотношении от суммы неправильно оформленной покупки.

Так, должностное лицо будет нести ответственность в размере не менее 10 тыс. рублей, или сумма штрафа для него составит четверть или половину суммы продажи, осуществлённой без применения ККТ. Например, если размер сделки, неправомерно проведённой без кассы, составляет 4 тыс. руб., то должностное лицо должно будет заплатить штраф не менее 10 тыс. руб. Если цена сделки составила 60 тыс. руб., то штраф будет варьироваться от 15 тыс. руб. до 30 тыс. руб.

Юридическое лицо будет выплачивать штраф в размере не меньше, чем 30 тыс. руб. Расчётный размер штрафа составит от 75% до 100% от суммы сделки по чеку. То есть если провести без кассы продажу на сумму 100 тыс. руб., можно заработать штраф в той же сумме и перечислить её в полном объёме в бюджет.

Очень серьёзные меры ответственности теперь предусмотрены за аналогичное повторное нарушение законодательства о применении ККТ, при условии, что совокупная сумма продаж без кассы составила 1 млн руб. и более.

Должностные лица могут в таком случае получить серьёзное наказание в виде дисквалификации на период от 1 года до 3 лет. Это ограничение не позволит в течение указанного срока занимать руководящие должности, иным способом управлять фирмой или входить в состав совета директоров. Такие ограничения находят своё отражение в ЕГРЮЛ.

К индивидуальным предпринимателям, как хозяйственным субъектам, или к юридическим лицам при повторном нарушении может быть применено официальное приостановление экономической деятельности до 3 месяцев.

Период простоя может привести к срыву выгодных сделок, потере постоянных клиентов и их доверия.

Менее суровые меры применяются в случае, если ККТ применяется, но не соответствует действующим нормам или представляет собой устаревшую модель, сюда же относятся нарушения порядка перерегистрации.

Минимальным наказанием для должностного лица будет предупреждение, в случае применения денежного взыскания суммарный штраф составит 1.5-3 тыс. руб. Юридическое лицо также может заработать предупреждение либо взыскание в сумме от 5 до 10 тыс. руб.

Таким образом, штраф за работу без ККМ установленного образца для организаций и ИП в 2019 году уже нельзя назвать формальным, суммы санкций весьма ощутимы, особенно при повторном установлении контролёрами ведения продаж без фиксации оплаты через кассовый аппарат.