Мотивация одобрения. Мотивация одобрения в деятельности личности Методика диагностики мотивации одобрения

Методика диагностики самооценки мотивации одобрения Марлоу - Крауна - опросник, предназначенный для оценки искренности ответов испытуемых. Методика разработана психологами Дугласом П. Крауном и Дэвидом А. Марлоу (1960, 1964). Перевод и адаптация были осуществлены Ю.Л.Ханиным в 1974 году.

Теоретические основы

Многие тесты и опросники включают в себя оценочные пункты, составляющие одну или несколько шкал, оценивающих искренность испытуемого, его склонность к «верным», социально приемлемым, одобряемым ответам. Такие шкалы обычно состоят из малозначимых практически, но социально одобряемых установок, поведенческих паттернов. Превышение определённого уоличества ответов на эти вопросы расценивается как неискренность испытуемого, «установочность» его ответов.

Одним из проявлений социальности человека является субъективная для него значимость мнений и оценок окружающих его людей. Стремление заслужить похвалу, одобрение становится одним из сильнейших мотивов деятельности. В отличие от мотивации достижения, уровень мотивации одобрения – стремление заслужить одобрения значимых окружающих людей – гораздо меньше определяет успех в делах и свершениях. Однако весьма существенно влияет он на качество взаимоотношений с другими людьми вообще и со своим будущим спутником жизни в частности.

Подобная склонность может означать, что респондент ориентирован на внешние, а не внутренние стимулы, имеет тенденцию к соответствию чьим-то ожиданиям, склонность следовать многим формальным нормам. Внутренне такие люди, как правило, несамостоятельны, конформны, зависимы от других людей, тревожны и склонны сдерживать свои агрессивные тенденции.

Данная методика представляет собой шкалу, разработанную и апробированную как самостоятельную методику. Она может быть включена в комплекс любого психологического тестирования (особенно, если ни одна методика в себе не содержит такой шкалы), а может быть использована самостоятельно:

  1. мотивации одобрения (социальной желательности);
  2. для контроля за степенью установочного поведения и склонностью к соответствующим искажениям ответов в тестах;
  3. при изучении предпочтительных средовых и межличностных влияний.

Внутренняя структура

Оригинальная англоязычная версия содержала 33 утверждения, в русском варианте оставлено было только 20. Все утверждения состаявляют единственную шкалу, формирующую один итоговый показатель.

Русскоязычная адаптация была проведена на 800 респондентах и подтвердила высокую валидность методики.

Интерпретация

Подсчёт результатов

Респондент получает по 1 баллу за каждый ответ, совпадающий с ключом:

  • «Да» - на вопросы 1, 2. 3, 4, 5, 8, 11, 14, 15, 16, 20.
  • «Нет» - на вопросы 6, 7, 9, 10, 12, 13, 17, 18, 19.

Таким образом, максимальный балл по шкале составляет 20 баллов , минимальный - 0 .

Оценка результатов

  • 0-6 баллов - Низкая мотивация к одобрению.

Имеет достаточно низкий уровень потребности в одобрении со стороны других людей. Независимость от окружающих может показаться игнорированием их мнения о себе. Не свойственна категоричность суждений в свой адрес. Не старается выглядеть в глазах окружающих лучше, чем есть на самом деле и тем самым может ставить себя вне социальных связей и социального одобрения.

  • 7-13 баллов - Средняя мотивация к одобрению.

Имеет средний уровень потребности в одобрении со стороны окружающих людей. Особенности поведения свидетельствуют о желании выглядеть в глазах окружающих вполне адекватно (т.е. казаться таким, каким является на самом деле), что вполне нормально, т.к. свойственно большинству людей. Такое поведение дает возможность для самостоятельности в суждениях о себе. Не стоит рекомендовать часто обращать внимание на мнение о себе других людей, если оно расходится с собственными представлениями. Но если рекомендовать задумываться хотя бы над одним мнением из пяти несовпадающих с собственным - успех обеспечен.

  • 14-20 баллов - Высокая мотивация к одобрению.

Одно из двух: Или не искренен с экспериментатором или неискренен с самим собой. Пытается быть кем-то выдуманным. Встречается также при протестных реакциях против психологического тестирования либо против межличностного взаимодействия как такового.

Стимульный материал

Бланк методики

См. также

Литература

  1. Методика диагностики самооценки мотивации одобрения (Шкала лжи) Д.Марлоу и Д.Крауна / Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Ред. и сост. Райгородский Д.Я. – Самара, 2001. С.635-636.

Здравствуйте! Подскажите как сдать тест при устройстве на работу. Первый раз пробовал, не сдал, психолог сказал где-то приврал. Что делать, как правильно ответить?
Автор вопроса: Алексей.


Ответ психолога:

Здравствуйте, Алексей. Если ваш психолог сказал, что вы приврали, то скорее всего вы не прошли шкалу лжи во время тестирования. В ней вот такие вопросы (или похожие): Методика Шкала лжи. И в целом я бы порекомендовала вам отвечать честно, не стараться казаться лучше, или хуже, чем вы есть.

Никто не ожидает от вас идеально-правильных ответов, поступков, мыслей, все понимают, что нормальный человек должен иметь и свои недостатки, и слабости. Именно желание произвести чрезмерно хорошее впечатление не дает пройти шкалу лжи и в целом тестирование.

Для оценки правдивости высказываний тестируемых в опросники нередко включают так называемые шкалы правды-лжи или шкалы стремления к одобрению.

Ниже приводится один из вариантов такой шкалы, разработанной Д. Марлоу и Д. Крауном. Данный тест позволяет оценить желание тестируемого получить одобрение окружающих в отношении своих слов и поступков.

Высокая мотивация одобрения свидетельствует о высокой потребности в общении и недостаточно высокой самооценке, неуверенности в себе.

Тест-анкета состоит из 20 суждений, на которые возможны два варианта ответов – "Да" или "Нет".

Тест на искренность ответов Д. Марлоу и Д. Крауна. Шкала оценки мотивации одобрения - "шкала лжи":

Инструкция
Внимательно прочитайте каждое из приведенных ниже утверждений. Если вы считаете, что оно верно и соответствует особенностям вашего поведения, то напишите рядом с ним "Да", если же оно неверно, то – "Нет".

Опросник
1.Я внимательно читаю каждую книгу, прежде чем вернуть ее в библиотеку.
2.Я не испытываю колебаний, когда кому-нибудь нужно помочь в беде.
3.Я всегда внимательно слежу за тем, как я одет.
4.Дома я веду себя за столом так же, как в столовой.

5.Я никогда ни к кому не испытывал антипатии.
6.Был случай, когда я бросил что-то делать, потому что не был уверен в своих силах.
7.Иногда я люблю позлословить об отсутствующих.
8.Я всегда внимательно слушаю собеседника, кто бы он ни был.

9.Был случай, когда я придумал "вескую" причину, чтобы оправдаться.
10.Случалось, я пользовался оплошностью человека.
11.Я всегда охотно признаю свои ошибки.
12.Иногда, вместо того чтобы простить человека, я стараюсь отплатить ему тем же.

13.Были случаи, когда я настаивал на том, чтобы делали по-моему.
14.У меня не возникает внутреннего протеста, когда меня просят оказать услугу.
15.У меня никогда не возникает досады, когда высказывают мнение, противоположное моему.
16.Перед длительной поездкой я всегда тщательно продумываю, что взять с собой.

17.Были случаи, когда я завидовал удаче других.
18.Иногда меня раздражают люди, которые обращаются ко мне с просьбой.
19.Когда у людей неприятности, я иногда думаю, что они получили по заслугам.
20.Я никогда с улыбкой не говорил неприятных вещей.
21.Ключ и обработка результатов.

За ответ "Да" на вопросы: 1, 2, 3, 4, 5, 8, 11, 14, 15, 16, 20 и за ответ "Нет" на вопросы: 6, 7, 9, 10, 12, 13, 17, 18, 19 начисляется по 1 баллу.

Сложите все полученные по двум позициям баллы. Итоговая сумма баллов является показателем "мотивации одобрения".

Интерпретация.
Чем выше итоговый показатель, тем выше мотивация одобрения и тем, следовательно, выше готовность человека казаться лучше, представить себя перед другими как полностью соответствующего социальным нормам. И тем выше готовность человека в одобрении других, связанная с потребностью в общении и одобрении себя со стороны.

Низкие показатели свидетельствуют об уверенности в себе без потребности в одобрении извне, адекватной положительной самооценке, признании своего права на ошибки и также могут говорить о высокой требовательности к себе переходящей в самокритичность.

Оптимальным является срединный вариант с тенденцией к низкому значению показателя. Это шко ла оценки мотивации одобрения - "шкала лжи" и тест на искренность ответов Д. Марлоу и Д. Крауна.

Диагностика самооценки мотивации одобрения (тест на искренность ответов Д. Марлоу, и Д. Крауна)

Инструкция : внимательно прочитайте каждое из приведенных ниже утверждений. Если вы считаете, что оно верно и соответствует особенностям вашего поведения, то напишите рядом с ним «да», если же оно неверно, то - «нет».

Опросник

Ключ

Просмотр содержимого документа
«Диагностика самооценки мотивации одобрения»

Диагностика самооценки мотивации одобрения
(тест на искренность ответов Д. Марлоу, и Д. Крауна)

Для оценки правдивости высказываний испытуемых в опросники нередко включают так называемые шкалы лживости или шкалы стремления к одобрению. Ниже приводится один из вариантов такой шкалы, разработанной Д. Марлоу и Д. Крауном.

Данный тест позволяет оценить ваше желание получить одобрение окружающих в отношении своих слов и поступков. Высокая мотивация одобрения свидетельствует о высокой потребности в общении и наоборот.

Инструкция : внимательно прочитайте каждое из приведенных ниже утверждений. Если вы считаете, что оно верно и соответствует особенностям вашего поведения, то напишите рядом с ним «да», если же оно неверно, то – «нет».

Опросник

    Я внимательно читаю каждую книгу, прежде чем вернуть ее в библиотеку.

    Я не испытываю колебаний, когда кому-нибудь нужно помочь в беде.

    Я всегда внимательно слежу за тем, как я одет.

    Дома я веду себя за столом так же, как в столовой.

    Я никогда ни к кому не испытывал антипатии.

    Был случай, когда я бросил что-то делать, потому что не был уверен в своих силах.

    Иногда я люблю позлословить об отсутствующих.

    Я всегда внимательно слушаю собеседника, кто бы он ни был.

    Был случай, когда я придумал "вескую" причину, чтобы оправдаться.

    Случалось, я пользовался оплошностью человека.

    Я всегда охотно признаю свои ошибки.

    Иногда, вместо того чтобы простить человека, я стараюсь отплатить ему тем же.

    Были случаи, когда я настаивал на том, чтобы делали по-моему.

    У меня не возникает внутреннего протеста, когда меня просят оказать услугу.

    У меня никогда не возникает досады, когда высказывают мнение, противоположное моему.

    Перед длительной поездкой я всегда тщательно продумываю, что взять с собой.

    Были случаи, когда я завидовал удаче других.

    Иногда меня раздражают люди, которые обращаются ко мне с просьбой.

    Когда у людей неприятности, я иногда думаю, что они получили по заслугам.

    Я никогда с улыбкой не говорил неприятных вещей.

Ключ

Вы получаете по 1 баллу за ответ «да» на вопросы: 1, 2, 3, 4, 5, 8, 11, 14, 15, 16, 20 и за ответ «нет» на вопросы: 6, 7, 9, 10, 12, 13, 17, 18, 19.

Сложите все полученные по двум позициям баллы. Итоговая сумма баллов является показателем «мотивации одобрения». Чем выше итоговый показатель, тем выше мотивация одобрения и тем, следовательно, выше готовность человека приукрасить себя, представить себя перед другими как полностью соответствующего социальным нормам (тем выше готовность человека в одобрении других, связанная с потребностью в общении). Низкие показатели могут свидетельствовать как о непринятии традиционных норм, так и о высокой требовательности к себе.

Для оценки правдивости высказываний тестируемых в опросники нередко включают так называемые шкалы правды-лжи или шкалы стремления к одобрению.

Ниже приводится один из вариантов такой шкалы, разработанной Д. Марлоу и Д. Крауном.

Данный тест позволяет оценить желание тестируемого получить одобрение окружающих в отношении своих слов и поступков.

Высокая мотивация одобрения свидетельствует о высокой потребности в общении и недостаточно высокой самооценке, неуверенности в себе.

Тест-анкета состоит из 20 суждений, на которые возможны два варианта ответов – "Да" или "Нет".

Тест на искренность ответов Д. Марлоу и Д. Крауна. Шкала оценки мотивации одобрения - "шкала лжи":

Инструкция

Внимательно прочитайте каждое из приведенных ниже утверждений. Если вы считаете, что оно верно и соответствует особенностям вашего поведения, то напишите рядом с ним "Да", если же оно неверно, то – "Нет".

Опросник

  1. Я внимательно читаю каждую книгу, прежде чем вернуть ее в библиотеку.
  2. Я не испытываю колебаний, когда кому-нибудь нужно помочь в беде.
  3. Я всегда внимательно слежу за тем, как я одет.
  4. Дома я веду себя за столом так же, как в столовой.
  5. Я никогда ни к кому не испытывал антипатии.
  6. Был случай, когда я бросил что-то делать, потому что не был уверен в своих силах.
  7. Иногда я люблю позлословить об отсутствующих.
  8. Я всегда внимательно слушаю собеседника, кто бы он ни был.
  9. Был случай, когда я придумал "вескую" причину, чтобы оправдаться.
  10. Случалось, я пользовался оплошностью человека.
  11. Я всегда охотно признаю свои ошибки .
  12. Иногда, вместо того чтобы простить человека, я стараюсь отплатить ему тем же.
  13. Были случаи, когда я настаивал на том, чтобы делали по-моему.
  14. У меня не возникает внутреннего протеста, когда меня просят оказать услугу.
  15. У меня никогда не возникает досады, когда высказывают мнение, противоположное моему.
  16. Перед длительной поездкой я всегда тщательно продумываю, что взять с собой.
  17. Были случаи, когда я завидовал удаче других.
  18. Иногда меня раздражают люди, которые обращаются ко мне с просьбой.
  19. Когда у людей неприятности, я иногда думаю, что они получили по заслугам.
  20. Я никогда с улыбкой не говорил неприятных вещей.

Ключ и обработка результатов.

За ответ "Да" на вопросы: 1, 2, 3, 4, 5, 8, 11, 14, 15, 16, 20 и за ответ "Нет" на вопросы: 6, 7, 9, 10, 12, 13, 17, 18, 19 начисляется по 1 баллу.

Сложите все полученные по двум позициям баллы. Итоговая сумма баллов является показателем "мотивации одобрения".

Интерпретация.

Чем выше итоговый показатель, тем выше мотивация одобрения и тем, следовательно, выше готовность человека казаться лучше, представить себя перед другими как полностью соответствующего социальным нормам. И тем выше готовность человека в одобрении других, связанная с потребностью в общении и одобрении себя со стороны.

Низкие показатели свидетельствуют об уверенности в себе без потребности в одобрении извне, адекватной положительной самооценке, признании своего права на ошибки и также могут говорить о высокой требовательности к себе переходящей в самокритичность.

Определить уровень мотивации одобрения мы попытаемся с помощью сопряженного варианта шкалы Д. Крауна и Д. Марлоу, состоящей из 19 суждений, на которые возможны два варианта ответов — «да» или «нет». Ответы, совпадающие с ключом, кодируются в 1 балл. Общая сумма (min = 0, max = 20) говорит о выраженности мотивации одобрения.

Ключ теста (код — «правильные ответы»):

— ответы «да» на вопросы 1, 2, 3, 4, 5, 8, 13, 14, 15, 19;

— ответы «нет» на вопросы 6, 7, 9, 10, 11, 12, 16, 17, 18.

Для успешного проведения тестирования необходимо каждого школьника обеспечить следующими бланками:

Шкала оценки мотивации одобрения

Бланк тестируемого __________________

Суждения

1. Я внимательно читаю каждую книгу, прежде чем вернуть ее в библиотеку

2. Я не испытываю колебаний, когда кому-нибудь нужно помочь в беде

3. Я всегда внимательно слежу за тем, как я одет

4. Дома я веду себя за столом так же, как в столовой

5. Я никогда ни к кому не испытывал антипатии

6. Был(и) случай(и), когда я бросил что-то делать, потому что не был уверен в своих силах

7. Иногда я люблю позлословить об отсутствующих

8. Я всегда внимательно слушаю собеседника, кто бы он ни был

9. Был случай, когда я придумал «вескую» причину, чтобы оправдаться

10. Случалось, я пользовался оплошностью человека

11. Иногда вместо того, чтобы простить человека, я стараюсь отплатить ему тем же

12. Были случаи, когда я настаивал на том, чтобы делали по-моему

13. У меня не возникает внутреннего протеста, когда меня просят оказать услугу

14. У меня никогда не возникает досады, когда высказывают мнение, противоположное моему

15. Перед длительной поездкой я всегда тщательно продумываю, что с собой взять

16. Были случаи, когда я завидовал удаче других

17. Иногда меня раздражают люди, которые обращаются ко мне с просьбой

18. Когда у людей неприятности, я иногда думаю, что они получили по заслугам

19. Я никогда с улыбкой не говорил неприятных вещей

3. Наблюдение за личностью

Учитель: А теперь я предлагаю вам принять участие в игровом тренинге. Этот блок нашей сегодняшней встречи вам покажется немного «детским», но и он несет определенную нагрузку. В каждой мини-игре нам необходимо выбрать «психологов-наблюдателей» — двух человек, которые будут анализировать действия играющих и попытаются охарактеризовать, кто из играющих проявил качества поведения, похожие на один из психологических комплексов (комплекс неполноценности, мнительности и самовнушения, превосходства, враждебности, вины, защиты).

Рекомендации. Учитель предлагает несколько игр (из предложенных в данном сценарии или другие игры). Перед началом каждой игры выбираются два наблюдателя — «психолога», которые не принимают участия в игре, а по ее окончании — анализируют действия игроков. Каждая игра должна длиться не более 8—10 мин, затем анализ поведения игроков наблюдателями (до 5 мин). Перед началом другой игры выбираются новые два наблюдателя и т.д.

«Круговая атака»

На табуретке находится приз. Игроки стоят вокруг, взяв друг друга «под ручки», т.е. зацепившись локтями. По команде необходимо взять приз, при этом круг разорваться не должен. Кто смог взять, тот и победил.

«Круговорот»

В игре участвуют две команды, игроки которых выстраиваются в затылок. Стоящий первым, быстро поворачивается на 360 градусов, берет за руку второго, и они, не отпуская рук, поворачиваются вместе и т.д. Побеждает команда, первой закончившая «круговорот».

«Склеенная газета»

Игрокам вручается газетный лист и предлагается за три секунды разорвать его на как можно большее количество клочков. После выполнения задания объявляется, что победителем станет тот, кто с помощью скотча быстро склеит обратно свой листок.

«Встречное движение»

В игре участвуют восемь человек. На пол в ряд кладут девять листов бумаги или рисуют девять кругов. На каждый, кроме центрального, встает человек. Все лицом обращены к пустому листу в середине.

Цель: игрокам слева перейти направо, а справа — налево, соблюдая следующие правила: становиться можно только на пустой квадрат; можно делать шаг вперед, если перед тобой пустой квадрат; если перед тобой человек к тебе лицом, а за ним пустой квадрат, то ты его можешь обойти; обходить человека, стоящего затылком к тебе, нельзя.

«Снежинка»

Играют две команды. Каждый игрок выставляет вперед руку, сжатую в кулак (как будто держит свечку). Первому игроку на кулак кладется снежинка (лучше взять пластмассовую, чтобы не прилипала к рукам), второй накрывает ее своим кулаком, они переворачивают руки, чтобы теперь внизу оказался кулак второго играющего. Таким способом снежинка передается до последнего участника, затем определяется победившая команда, передавшая снежинку быстрее.