Международные стандарты строительства. Строительная отрасль возвращает свое деятельное участие в Международной организации по стандартизации (ISO) Украинские стандарты в области управления качеством строительства


В настоящее время в Российской Федерации нет положения (свода правил) о договорах подряда, обязательного для всех участников инвестиционной деятельности, и установленного единого текста договора подряда. В большинстве зарубежных стран такие документы существуют. Иностранные кредиторы, инвесторы, заказчики и подрядчики при строительстве производственных объектов и зданий и сооружений социальной сферы предпочитают работать с использованием международных стандартов и форм контрактов (договоров). В основе этих стандартов лежат документы ФИДИК (FIDIC – французская аббревиатура Международной Федерации инженеров-консультантов).

ФИДИК была основана в 1913 году тремя национальными ассоциациями инженеров-консультантов европейских стран. Первоначально деятельность ФИДИК была нацелена на создание международной методологической базы регламентации деятельности инженеров-консультантов.

Со временем функции Международной Федерации инженеров-консультантов расширились, и сейчас ФИДИК основные усилия концентрирует на разработке и публикации типовых условий контрактов для использования с целью регулирования взаимоотношений участников международных инвестиционно-строительных процессов.

Сегодня членами ФИДИК являются национальные ассоциации 75 стран со всех континентов, федерация представляет большинство частнопрактикующих инженеров-консультантов мира.

Начиная с 60-х годов XX века ФИДИК проводит значительную работу в области унификации договоров в различных сферах строительства.

Всего с этого времени федерацией разработано девять проформ контрактной документации. Первоначально были выпущены пять основных проформ:

    «Условия контракта на сооружение объектов гражданского строительства» («Красная книга») – «Conditions of Contract for Works in Civil Engineering Construction» («Red Book»);

    «Условия субдоговора на сооружение объектов гражданского строительства» – «Conditions of Subcontract for Works in Civil Engineering Construction»;

    «Типовой договор между заказчиком и консультантом на оказание услуг» («Белая книга») – «Client/Consultant Model Services Agreement» («White Book»);

    «Условия контракта на проектирование, строительство и сдачу объектов «под ключ» («Оранжевая книга») – «Conditions of Contract for Design-Build and Turnkey» («Orange Book»);

    «Условия контракта на электромонтажные работы и работы по монтажу механического оборудования» («Желтая книга») – «Conditions of contract for Electrical and Mechanical Works» («Yellow Book»).

В 1999 году было разработано еще четыре формы:

    «Условия контракта на строительство» – «Conditions of Contract for Construction, First Edition», 1999 – рекомендуются при проведении строительных или инженерных работ, спроектированных заказчиком или его представителем, инженером;

    «Условия контракта на поставку оборудования, проектирование и строительство» –«Conditions of Contract for Plant and Design and Build, First Edition», 1999 – рекомендуются при поставке и монтаже электрического и/или механического оборудования, а также при разработке проекта и выполнении строительных или инженерных работ;

    «Условия контракта для проектов, выполняемых «под ключ» – «Condition for Contract for EPC Turnkey, First Edition», 1999 – могут применяться при сооружении «под ключ» полностью оборудованного и готового к эксплуатации завода, электростанции, объекта инфраструктуры или другого аналогичного объекта, где, во-первых, важна точность оценки конечной стоимости объекта и сроков его выполнения, и, во-вторых, подрядчик несет всю полноту ответственности за разработку проекта и осуществление работ с минимальным участием заказчика;

    «Краткая форма контракта» – «Short Form of Contract, First Edition», 1999 –рекомендуется при выполнении строительных и инженерных работ с относительно малым объемом инвестиций.

Проформы ФИДИК регулируют отношения сторон также на преддоговорной стадии. Указанными контрактами регламентируется проведение строительных тендеров. Проформы рекомендованы, прежде всего, для проведения международных тендеров на строительство, но могут применяться и на национальном уровне.

ФИДИК разрабатывает, публикует типовые условия контрактов для использования во всех странах мира и призывает не участвующие в данной федерации страны к выработке единой концепции и общих правил проведения торгов (тендеров), разработке единых норм и типовых форм контрактной документации, которые можно было бы применять во всех странах мира. Эти документы используют Международный и Европейский банки развития и реконструкции.

При этом такие общие правила и типовые контрактные формы не должны противоречить законодательству страны их применения.

В случае применения типовых условий контрактов ФИДИК в соответствии с российским правом необходима соответствующая адаптация, т. к. имеют место существенные отличия депозитных норм Гражданского кодекса Российской Федерации и типовых условий контрактов ФИДИК.

Более подробную информацию о применении типовых контрактов ФИДИК в условиях Российской Федерации можно получить на семинаре, который состоится в Санкт-Петербурге 23 августа 2007 г.

Программа семинара

«Международные типовые контракты ФИДИК и их применение в условиях
Российской Федерации»

9.30-11.00 -История создания, цели и принципы типовых строительных контрактов ФИДИК. Обзор основных типовых форм контрактов, разработанных ФИДИК, в том числе:

    «классических» контрактов, изданных до 1999 года;

    новых контрактов ФИДИК издания 1999 года.

Выбор различных контрактов ФИДИК в зависимости от метода управления проектом, а именно:

    традиционный метод;

    методы «спроектируй и построй» и «под ключ»;

    управленческо-подрядные схемы.

11.00-11.15 - Перерыв.

управление рисками;

управление изменениями и применение компенсационных статей.

Документооборот в типовых контрактах ФИДИК.

15.00-15.15 - Перерыв.

15.15-16.45 - Принцип адаптации к условиям применяемого законодательства и конкретного проекта, предусмотренный в типовых формах ФИДИК. Адаптация типовых форм контрактов ФИДИК к законодательству РФ: адаптируемые разделы и статьи, практические примеры.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ГАОУ ВПО «Невинномысский Государственный гуманитарно-технический институт»

Строительные станд арты в системе сертификации ISO

О.Г. Присс

Аннотация

сертификация строительство стандарт международный

В статье рассматривается роль международной организации по сертификации в области российского строительства. Приведены примеры возникшей необходимости пересмотра национальных строительных стандартов с приведением их в соответствие с международными требованиями.

Ключевые слова: международные стандарты ISO,строительная область, технический комитет, техническое регулирование, технический регламент.

1. Первая часть

Начнём с расшифровки аббревиатуры ISO, которая давно у многих на слуху, но о значение прописных латинских букв известно далеко не всем. ISO расшифровывается как International Organization for Standardization, в переводе на русский язык - Международная организация по сертификации.

История создания Международной организации по сертификации началась в 1946 году. Следующим этапом, предвосхищающим появление технических стандартов, стал этап системной организации работ по качеству: управлением качеством становится преимущественным перед его контролем.

С 1946 года ISO стала разрабатывать стандарты практически по всем направлениям деятельности, но лишь в 1987 году были разработаны стандарты серии 9000, популярность и востребованность которых давно обогнали все имеющиеся на сегодня международные стандарты. Секрет популярности стандартов серии ISO 9000 прост: они являются практически универсальными, т.к. в них прописана такая модель системы менеджмента качества, которая подходит к любой организации.

Изменения стандартов ISO, происходящие во второй половине XX века, повлияли на разработку и внедрение стандартов на национальных уровнях, например: DIN - в Германии, UNI - в Италии, DIN BS - в Великобритании, ГОСТ - в Советском Союзе.

В дальнейшем, в связи с всеобщей глобализацией и созданием ВТО, в целях развития международной торговли, национальные стандарты были пересмотрены и приведены в соответствие с международными стандартами ISO.

Международные стандарты совершенствуются, унифицируются, расширяется область их применения. В настоящее время стандарты ISO образуют согласованный комплекс стандартов. Разработаны стандарты менеджмента качества, экологического менеджмента, менеджмента безопасности пищевой продукции и проч. Последнее поколение стандартов менеджмента качества появилось в 2008 г и получило обозначение ISO 9001:2008.

Организация, соответствующая требованиям международных стандартов ISO, проходит процедуру сертификации. Сертификат - это документ, подтверждающий соответствие объекта сертификации положениям международных стандартов. Российская Федерация является членом Международной организации по сертификации.

С 2001 г у нас действуют национальные стандарты ГОСТ Р ИСО 900х-2001, основные положения которых повторяют положения стандартов ISO. К сожалению, российский сертификат не действует за пределами России. Поэтому для выхода Организации на международную арену, для признания её продукции иностранными потребителями, необходимо получить сертификат ISO.

Сертификаты серии ISO наши организации получают на добровольной основе. Председатель этой организации утверждает, что Россия там не занимала активной позиции. Официальным языком ISO является английский, французский и русский. Наш вклад - это создание КСУКП комплекс систем управления качества продукции. Это именно из него выросли стандарты качества, и это было нашим большим вкладом.

2. Вторая часть

Для строительства, в последние годы активность наших стандартизаторов на площадке ISO была не очень высокой. Связано это с тем, что преобразования, которые коснулись строительной отрасли, начиная с 2000-х годов, коснулись закона о техническом регулировании, и они серьезным образом поставили, по сути, на новые рельсы, как это замысливалось изначально. Мы до сих пор не встали на них уверенно, чтобы по ним ехать. Инициатива Минстроя России по оптимизации привела к уже заметным результатам .

Сейчас, когда воссоздаются, финансируются институты подведомственные Минстрою России они в состоянии набрать значимое количество специалистов . Но мы также должны помнить, что ISO является Международной, признанной организацией, разрабатывающей большое количество стандартов международных, которые пользуются заслуженным авторитетом, заслуженной популярностью. Но в области строительства ISO существенно уступает другим организациям региональным по стандартизации, имеется в виду наших американских коллег или коллег из Евросоюза.

В ISO речь идет о наших специалистах в Техническом Комитете 59, это соответственно общестроительные вопросы, есть еще технический комитет по строительным материалам . Так этот технический комитет за 48 лет существования выпустил всего 108 стандартов, а это не так много. В Советском Союзе в строительстве было около 10000 стандартов имеющих отношение к строительству. Надо понимать, что в ISO всех наших проблем с нормативной базой не закроет, как бы активно мы в ней не были. Активизация работы, безусловно, заслуживает уважения и предполагает, что это наше Министерство строительства выдвинуло активную позицию по оптимизации ISO. И у нас и за рубежом ценят хорошо выполненную работу, безопасную и качественную продукцию . И те наши строители, которые в состоянии изготовить такую продукцию, ценятся, безусловно, везде. Сама активизация работы в этой сфере означает это. Что касается нормирования строительной сферы или технического регулирования, то здесь ситуация далеко не радужная.

Дал оценку нынешнего состояния дел на выставке «Batimat Russia - 2014» знаменитый ученый А. И. Звездный - «Сейчас сложившаяся ситуация в строительстве является не дееспособной». Примерно похожие оценки мы слышали на последнем Инвестиционном Строительном форуме, ежегодном форуме, который прошел в Гостином дворе.

То есть сейчас сложилась такая система, которая не вполне удовлетворяет как самих строителей, так и наши регулирующие органы. Наша система, которая сложилась, она пытается быть гармонизированной системой для Республики Беларусь и Казахстана. И наши белорусские и казахские коллеги отказываются согласовывать технический регламент на уровне Европейского Союза уже третий год. Это говорит, что работы очень много, а деятельность ISO очень важна, но нужно понимать, что мы не совпадаем в терминологии.

Терминология нашей строительной отрасли она не гармонизирована. У нас до сих пор не стандартизированы для отрасли строительства термины.

Техническому комитету были даны рекомендации, относящиеся к 2007 году, по переведенным стандартам, то есть в инициативном порядке, и этого не было сделано. В настоящее время, строительная продукция регулируется следующим образом, существует закон о техническом регулировании. Дальше в соответствии с ним разрабатывается технический регламент с обязательной нормой и перечнем стандартов, исполнение которых гарантирует соблюдение технического регламента. Строительная отрасль в отличие от всех других отраслей регулируется не только добровольным перечнем, но и перечнем обязательных стандартов. Эти стандарты восходят корнями к системе перечня Советского Союза, когда была плановая экономика, когда большое количество вот этих стандартов проработанных и связанных между собой, обязательно дави очень серьезный экономический эффект.

Но сейчас в рыночные времена в строительстве применяются новые технологии, новые материалы. Ошибочно ограничивать перечень строительной продукции, исключительно зданиями и сооружениями. И имея обязательные строительные стандарты, технологии, которые действуют с очень древних годов, мы отстаем и с трудом применяем инновационную продукцию.

Первые лица государства занялись этим вопросом давно, еще в 2009 году. Д. Медведев 24 ноября 2009 года на заседании Президиума Госсовета сказал следующее: «Отсутствие современных строительных норм и существующей системы ценообразования препятствует применению современных инновационных технологий, налоги препятствуют строительству. Здесь беда какая-то, я просто не знаю, что с этим делать. Может распустить эти органы по техническому регулированию».

Месяцем позже В.В. Путин на совещании в Сочи в ходе реализации строительства объектов сказал следующее «Нам необходимо привести стоимость возведения инфраструктуры в соответствие с мировыми стандартами. У нас все дороже потому, что мы пользуемся регламентами 60-70 годов, технологии ушли вперед, а мы все считаем по старинке». После этого было 5 протокольных поручений. В 2015 году вступил новый перечень стандартов и вот он существует уже целый год. В октябре 2015 года, на конференции «Техническое регулирование», которая проводиться в г. Челябинске, из 20 опрошенных представителей строительных организаций в должностях главного инженера или главного архитектора, на вопрос, что они думают по поводу изменения «нормативки» 100% не знали о проводимой с учетом евро норм, 1 из 20 знал о существовании этого перечня .

Коллеги замечают, что изменения, как правило, косметические. Хотя есть изменения серьезные. В своде правил, это новое название СНиПа, старого СНиПа 2.01.07-85* «Нагрузки и воздействия» в 2 раза увеличился коэффициент по снеговой нагрузке, что привело к большей металлоемкости соответствующего объекта . Как следствие удорожание. Если стандарт обязательный он может служить ограничением конкуренции. У нас принята предписывающая система нормирования, а весь мир с 80-х годов пытается перейти на техническую, когда задаются функциональные характеристики и описываются при реализация продукта. Например, международный стандарт «Дорожные ограждения» - это те самые ограждения, которые мы видим на обочине дорог. Параметрические требования к этому столбику - столбик должен быть экологичным, безопасным при наезде и отражать свет. И конструкция столбика должна обладать соответствующей удерживающей способностью. А наш стандарт говорит, чтобы столбик был из металла, сечением 50 на 50 см. Есть мнение, что мы не можем принять международные стандарты, потому что у нас сейсмика, у нас климатика. Но сейсмика есть в Японии, климатика соответствует северу Швеции и Норвегии. Но речь не идет, что бы взять лучшие стандарты. Просто мы, уже давно стоим на месте, мы не понимает в какую сторону нужно двигаться. Хотя верхнее руководство дает поручения. МинСтрой России наследник технического регулирования, где много сменилось начальства. Новый заместитель министра, он профессиональный строитель, не все предыдущие были строителями, глубоко разбирались в теме. Поэтому будем ждать результатов. Один из них сказал что, «профессионализм не приходит, когда он садиться в кресло», поэтому надеемся, что сегодняшний состав МинСтроя России выведет нас из этой сложившейся ситуации.

Термин стандарт и ISO они прямо разняться. ISO прямо указывает, а стандарт добровольный. Обязательный стандарт применяется в исключительных случаях, например, по госзакупкам и то только в той части, которая касается безопасности людей. А требования к конструкциям, процессам они обязательными очень редко бывают. Из 118 стандартов, которые ISO опубликовал, они конечно не закроют наши потребности. И там есть специфические стандарты, около 20 % стандартов это «Герметики». А герметики это далеко не вся строительная отрасль. ISO организация достаточно серьезная, ее и критикуют достаточно громко. В ISO отсутствует технический консенсус - 1 страна 1 голос. В комитетах не представлен решающий голос потребителей этих стандартов - отраслевые организации, представители от них. Это скорее политическая организация.

Процедура согласования стандартов ISO сложная и трудоемкая. Они иногда отстают от актуализации в том случае, если до стандарта добрался какой-нибудь региональный стандарт. Например, немецкий стандарт DIN взят за основу, он постоянно развивается, стандарт актуализируют. В ISO этот процесс может затянуться. И таким образом, международный стандарт будет не вполне идентичному стандарту.

Раньше было так, если дом упал, то проектировщик ехал в Сибирь и продолжал там жить. Он лишался профессии, именно поэтому советские стандарты крайне металлоемкие. Они по прочностным, механическим характеристикам очень завышены, потому что люди очень боялись. Была личная ответственность. Вот такие стандарты были в Советском союзе. Наша нынешняя система выросла непосредственно из той системы, которая была тогда. Сейчас совершенно другая система, какие бы то ни были стандарты, нет ответственности: обязательной, добровольной. У нас ответственность есть, но она, как правило, уголовная. Есть еще система регулирования. Но бизнесмен, который построил дом, его наказывать, никакого смысла нет. Государство не вернет деньги, бизнесмен сидит в тюрьме и у него тоже, их нет. У нас нет принципа общей безопасности продукции. Надо заставить бизнесмена возместить ущерб за дефектную продукцию. Крупные застройщики объединяются в ассоциации застройщиков, это регулируется отдельным законодательством . Есть некий международный опыт, на которой и стоит опираться.

Литература

1. Присс О.Г., Рябов Ю.В. Необходимость применения комплексного подхода при изысканиях, проектировании, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений на структурно-неустойчивых покровных глинах г. Невинномысска. // Современная техника и технологии: исследования, разработки и их использование в комплексной подготовке специалистов. Невинномысск: ГАОУ ВПО «НГГТИ», 2015. С. 347-350.

2. Присс О.Г. Поиск совершенных типов жилища в переходный период от традиционных индустриальных форм к индивидуализированным, комфортным и энергоэкономичным жилым домам. // Эффективные Строительные конструкции: теория и практика (МК - 131-10). Пенза, ноябрь 2010. С. 190-192.

3. Присс О.Г. Современное состояние экспертизы и оценки недвижимости в г. Невинномысске Ставропольского края. // Кавказский диалог (25 ноября 2011) года. Невинномысск, НГГТИ, 2012. С. 199-201.

4. Присс О.Г. Проектно-вычислительные комплексы в проектировании зданий и сооружений. // Инновационное инженерное образование (модели, технологии, опыт и перспективы). Невинномысск, НГГТИ, 2011. С. 175-179.

5. Присс О.Г. Анализ нормативных документов по изысканиям, проектированию, строительству и эксплуатации оснований зданий и сооружений и рекомендации по изысканиям и проектированию на структурно-неустойчивых эоловых глинах г. Невинномысска. // Современное профессионально-техническое образование: достижения, проблемы, перспективы и тенденции. Невинномысск: НГГТИ, 2009. С. 214-219.

6. Присс О.Г. Развитие жилищного строительства современной России. // Проблемы подготовки конкурентоспособного специалиста инженерно-технических специальностей. Отрадненский гуманитарный институт: Отрадная, 2011. С. 73-75.

7. Сухина К.Н., Пшеничкина В.А., Журбина Е.И. К вопросу об оценке статистических характеристик снеговых нагрузок // Инженерный вестник Дона, 2015, №4. URL:ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2015/3398.

8. Agricultural Policies for Poverty Reduction: М., 2013. URL:oecd.org.

9. Присс О.Г., Овчинникова С.В. Судебная строительная экспертиза в Российской Федерации. // Инженерный вестник Дона, 2014, №3. URL: ivdon.ru/uploads/article/pdf/IVD_59_Priss.pdf_2505.pdf.

10. Raizer V.D. Reliability of Structures. Analysis and Applications, Backbone Publishing Company. New York, USA, 2009. 146 p.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Международные и российские стандарты и системы сертификации в области "Зеленого строительства". Сравнительный анализ ГОСТ Р 54964-2012 и международных стандартов BREEAM и LEED. Основные проблемы развития "Зеленого строительства" в Российской Федерации.

    дипломная работа , добавлен 12.10.2013

    Понятие "зеленое строительство". Перспективы строительства эко-отеля на о. Байкал, контроль качества. Виды систем сертификации экологического строительства. Общая характеристика и сравнительный анализ международных экологических стандартов BREEAM и LEED.

    дипломная работа , добавлен 23.10.2014

    Продукция строительства и рабочие процессы. Виды строительных работ. Строительные рабочие и техническое нормирование их труда. Тарифная система и организация оплаты труда. Единые нормы и расценки на строительные и монтажные работы. Методы наблюдения.

    реферат , добавлен 23.03.2009

    Участники в системе капитального строительства. Способы организации строительства. Формы воспроизводства фондов народного хозяйства строительной отраслью. Анализ стоимости жилищного строительства Вологодской области. Развитие строительной отрасли России.

    курсовая работа , добавлен 08.03.2011

    Общее представление о видах материально-технических ресурсов строительства, а также возможностях их поставки. Рассмотрение структуры нормы расходов строительных материалов, изделий, конструкций. Описание организации даного рынка закупки и рынка сбыта.

    презентация , добавлен 20.09.2015

    Определение значения монтажных работ в технологическом процессе строительства. Понятие монтажной технологичности, этапы подготовки строительных конструкций к монтажу. Изучение классификации методов монтажа и описание технических средств его обеспечения.

    реферат , добавлен 15.10.2014

    Организация использования транспортных средств. Выбор рациональных маршрутов перевозок строительных грузов и комплектование звеньев на строительстве. Поточные методы производства комплексно–механизированных строительных и дорожно-строительных работ.

    дипломная работа , добавлен 01.03.2013

    Архитектурно-строительные решения и технология строительства жилого дома: подготовительные, геодезические, земляные, бетонные, штукатурные, обойные, облицовочные, малярные работы. Расчет объема строительных работ, строительный генеральный план.

    дипломная работа , добавлен 28.02.2012

    Понятие сертификации в строительстве. Нормативно-правовая база требований к строительной продукции, порядок проведения ее сертификации, органы, ее осуществляющие. Требования и порядок аккредитации органов, проводящих сертификацию строительной продукции.

    реферат , добавлен 21.09.2012

    Транспортная и климатические характеристики района. Рельеф местности, грунты и дорожно-строительные материалы области. Технология и организация строительства железобетонной водопропускной трубы. Подбор состава отряда и калькуляция трудовых затрат.

В мире строительные организации « Системы менеджмента качества. Требования» достаточно активно. По данным ежегодного статистического исследования Международной организации по стандартизации (International Organization for Standardization, – ред.), в 2011 году в строительной отрасли было выдано 83 864 . Для сравнения, в поставках электроэнергии – всего 1 948. Заслуживающие доверия данные по России разыскать не удалось, но не приходится сомневаться, что и в нашей стране количество строительных предприятий, которые принимают решение о необходимости внедрения и сертификации (СМК, – ред.) велико и растет быстрыми темпами. Этому способствует хотя бы тот факт, что исполнители некоторых видов работ в строительстве подлежат сегодня обязательному членству в . Речь идет об инженерных изысканиях, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капремонте объектов капитального строительства. в качестве условия членства для потенциальных участников своей работы (Подробнее об этом , – ред.). Несмотря на законодательное давление в вопросе, среди экспертного сообщества в строительстве все еще ведется дискуссия по вопросу о применимости стандарта .

В для строительных организаций говорит и тот факт, что российским предпринимателям доступны нормативные документы, которые уточняют и конкретизируют его требования именно для их отрасли. Есть российский национальный стандарт ГОСТ Р 55048-2012 «Системы менеджмента качества. Особые требования по применению ГОСТ Р ИСО 9001-2008 в строительстве» . Стандарт подходит для сертификации. В нем действительно содержатся дополнительные требования специально для организаций строительства. Среди прочего, по этому документу, строительная компания должна прописать порядок доступа заинтересованных лиц к документации СМК. Стандарт требует сформировать перечень документов системы менеджмента качества, которые нужно согласовывать у руководства; держать «учтенные экземпляры» действующих нормативных документов, административно-правовую и договорную документацию. Согласно ГОСТ Р 55048-2012, сроки хранения

документов устанавливаются «исходя из интересов организации». Кроме того, норматив предписывает высшему руководству организации сформулировать маркетинговую политику. Представитель руководства должен взаимодействовать с заказчиком. Добавим здесь, что хотя это не написано в стандарте, специалисты по ISO 9001 рекомендуют строительным организациям при внедрении ISO 9001 обращать особое внимание на качество проектирования, качество процесса производства и соответствие качества конечной продукции проекту, стандартам и требованиям.

В зависимости от ситуации, в которой оказалась конкретная российская строительная компания, ей могут быть интересны стандарты на системы менеджмента качества, созданные с учетом ISO 9001 в других странах. В Норвегии существует «Quality Management System for the Construction industry» , в Великобритании «Common minimum standards for procurement of built environments in the public sector» . Есть множество руководств по внедрению ISO 9001 в строительстве. Например, Р НОСТРОЙ 2.35.2-2011 «Руководство по применению стандарта ГОСТ Р ИСО 9001–2008 в строительстве» . Из иностранных можно отметить ASQ E 2014 «Interpretive Guide for the Design and Construction Project Team » и ASQ E 1364 «ISO 9001:2008 Interpretive Guide for the Design and Construction Project Team» . Есть аналогичные стандарты строительных ассоциаций: «QDF», FTA-IT-90-5001-02.1 «Quality Assurance and Quality Control Guidelines» , «CM Standards of Practice» . Если говорить о «CM Standards of Practice», то он интересен тем, что, в отличие от ISO 9001, там есть буквальное перечисление документации, которую необходимо создать для получения качественных результатов на выходе из процессов строительного проекта. Этот документ написан в большей степени с точки зрения реализации проекта, чем создания системы качества. Здесь дан далеко не исчерпывающий список нормативных документов, при помощи которых можно в строительной организации, и каждый может найти удобное в своем случае решение. Факт, что часто выбор между ISO 9001 и его пояснениями и альтернативами делать не нужно. Организации обычно внедряют и сертифицируют ISO 9001 в качестве основы и общего языка с любыми партнерами (Например, такова ситуация в лесной отрасли, подробнее – , – ред.). очень известен именно благодаря своей универсальности. Затем организация профилирует свою систему менеджмента отраслевыми требованиями и сертификатами.

Сегодня, когда с увеличением интеграции, во многих странах всерьез относятся к вопросам стандартизации. Международные стандарты ИСО – это те инструменты, которые регулируют нормы безопасности во множестве областей - строительстве, транспорте, в быту и на рабочем месте. Наряду с ИСО, значимое место в вопросах строительства заняла FIDIS (международная федерация инженеров-консультантов). Она была учреждена в Бельгии, в 1913 году.

В наши дни FIDIS превратилась в крупнейшую организацию в области строительного консультирования. В ее состав входят 94 национальные ассоциации инженеров всего мира, которые разрабатывают международные стандарты строительства. В 2013 году организация перешагнула столетний рубеж своего существования.

В международной стандартизации могут принимать участие только соответствующие органы разных стран. Своей целью организация ставит в установлении и утверждении положений в отношении регулярно решаемых задач. Все утвержденные положения находят свое отражение в опубликованных стандартах.

В стандарте устанавливаются соответствующие характеристики разнообразной продукции, освещаются сроки ее эксплуатации, сроки хранения, правила перевозки, реализации и утилизации – в общем, все те сведения, которые помогут потребителю безопасно и качественно использовать продукт. Терминология производства, маркировка на упаковке, этикетки также имеют определенные стандарты.

Международные стандарты строительства имеют свои назначение и цели. Основной задачей является совершенствование действующих систем качества, а вместе с ним и сертифицирования. Решение общих вопросов помогает специалистам разных стран налаживать сотрудничество в разных областях стандартизации.

В развитии международных стандартах строительства заинтересованы многие страны, независимо от их индустриального развития и наличия собственной развитой экономики.

Задачи стандартизации

(как общие, так и касающиеся строительства) преследуют следующие цели:

  • Максимально сблизить уровни качества производимой в разных странах продукции.
  • Обеспечить взаимозаменяемость элементов сложных конструкций, которая изготавливается в разных странах.
  • Развивать и всячески способствовать международной торговле.
  • Ускоренные темпы научно-технического прогресса и обмен опытом.

Задачи стандартизации следующие:

  • Устанавливать общие требования к уровню технического оснащения и качеству изделий строительных материалов, комплектующих изделий, норм создания проектов, ликвидировать убыточное многообразие видов изделий и т.д.
  • Развивать унификацию как условие специализации производства;
  • Обеспечить достоверность и единство измерений в разных странах, совершенствовать государственные эталоны единиц физических величин,
  • Разработать унифицированную документальную систему кодирования информации,
  • Принять общую терминологию для разных областей жизни,
  • Создать общие условия охраны труда на производстве,
  • Объединить усилия по охране природных ресурсов и улучшению экологии,
  • Обеспечить условия для интеграции областей.

ЕЭК ООН обозначил перечень из 15 областей, которым необходимы условия стандартизации:

  1. Строительное оборудование и элементы.
  2. Атомная энергетика, радиационная безопасность и защита.
  3. Охрана окружающей среды.
  4. Электронное оборудование и детали.
  5. Машинное оборудование,
  6. Противопожарная защита и системы защиты от краж.
  7. Здравоохранение.
  8. Транспортное оборудование.
  9. Тракторы, машины для сельского и лесного хозяйства.
  10. Энергетика.
  11. Обработка информации.
  12. Материалы.
  13. Метрология.
  14. Оценка качества.
  15. Прочие продукты и оборудование.

Международные стандарты строительства не являются обязательными для стран, принимающих участие в разработке этих норм. Любая страна вправе решить вопрос принятия или непринятия определенного условия стандартов на государственном уровне. В основном это решение определяет степень участия во внешней торговле и разделение труда.

В 2004 году руководство ИСО рассмотрело несколько вариантов применения стандарта. Оно может быть прямым (когда стандарт применяется, невзирая на наличие о нем ссылок в других документах) и косвенным (когда его применение зависит от того документа, в котором указано на его применение).

В России все правила международных стандартов изучаются, после чего поднимается вопрос о варианте его применения. Их может быть 2:
Принятие исходного текста стандарта, не изменяя и не дополняя его. Так называемы «метод обложки».
Принятие исходного текста стандарта с теми дополнениями, которые соответствуют исконным российским нормам к объекту.

Вконтакте

Решение проблемы управления качеством строительства непосредственно связано с переходом на международные стандарты в области качества, разработанные Международной организацией по стандартизации (ИСО).

Международные стандарты содержат требования к системе управления качеством, направленные на удовлетворение потребителя посредством предупреждения несоответствия продукции нормативным требованиям на всех стадиях ее разработки, проектирования и создания.

Международные стандарты качества являются общими и не от­носятся к какой-либо конкретной отрасли производства. В этой связи они нуждаются в специальной адаптации к конкретной продукции конкретных предприятий, в том числе и к продукции строитель­но-монтажных организаций и предприятий по производству стро­ительных конструкций, деталей. При этом должны учитываться достигнутые технический, технологический и организационный уровни производства, а также другие факторы и условия произ­водственно-хозяйственной деятельности.

Международной организацией по стандартизации разработано 17 международных стандартов по управлению качеством. Указан­ные стандарты дают полную регламентацию организации управ­ления качеством продукции в любой производственной или об­служивающей организации и предприятии.

В 1990-х гг. Правительством РФ разработан и утвержден ряд го­сударственных стандартов Российской Федерации по управлению качеством, которые в полной мере согласуются с требованиями стандартов ИСО. К ним относятся:

ГОСТ Р ИСО 9001-96 Системы качества. Модель обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монта­же и обслуживании;

ГОСТ Р ИСО 9002-96 Системы качества. Модель обеспечения качества при производстве, монтаже и обслуживании;

ГОСТ Р ИСО 9003-96 Системы качества. Модель обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях;

ГОСТ Р ИСО 1OOI1-1-93 Руководящие указания по проверке систем качества. Часть 1. Проверка;

ГОСТ Р ИСО 10011-2-93 Руководящие указания по проверке систем качества. Часть 2. Квалификационные критерии для эскпертов-аудиторов систем качества;

ГОСТ Р ИСО 10011-3-93 Руководящие указания по проверке систем качества. Часть 3. Управление программами проверок;

ГОСТ Р ИСО 40.001-95 Правила по проведению сертифика­ции систем качества в Российской Федерации;

ГОСТ Р ИСО 40.002-96 Система сертификации. Общие поло­жения;

ГОСТ Р ИСО 40.003-95 ГОСТ Р Регистр систем качества. По­рядок проведения сертификации систем качества.

Как и международные стандарты, так и ГОСТы по обеспече­нию и управлению качеством продукции относятся ко всем от­раслям материального производства и обслуживания. Конкрет­ные строительно-монтажные фирмы и предприятия по произ­водству строительных конструкций и деталей обязаны разрабо­тать и внедрить у себя систему управления качеством строительной продукции, отвечающую положениям и требованиям приве­денных выше ГОСТов. Эта система подлежит сертификации, т. е. согласованию и принятию ее организациями Российской Феде­рации по стандартизации.

Основным документом, содержащим нормативные требования к качеству выполнения строительно-монтажных работ является СНиП ч. 3 «Организация, производство и приемка работ». Кроме того, при разработке систем управления качеством естественно должны быть учтены требования и других нормативных докумен­тов и Государственных стандартов по расчету строительных конст­рукций на прочность, устойчивость, теплопроводность, по лабо­раторным и производственным испытаниям строительных мате­риалов, конструктивных элементов зданий и сооружений и др.