Менеджмент в условиях глобализации экономики. Управление организацией в условиях глобализации Теории управления фирмой в условиях глобализации

87 ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Вся история мировой торговли насчитывает более 1000 лет. Уже с XIX в. большое количество торговых фирм Европы и Азии сотрудниками на международном уровне.

В торговле, которая осуществляется в наше время, есть одна особенность: это постоянно увеличивающаяся доля продукции компаний, которая в конечном итоге пересекает национальные границы.

Некоторые фирмы сориентированы на национальные и глобальные рынки.

Такая тенденция связана с большим количеством факторов.

Соответственно увеличению объемов в мировой торговле способствуют инвестиции в сфере услуг.

К таким инвестициям относятся финансовые, конструкторские, юридические и многие другие формы интеллектуального капитала.

Некоторые международные организации, которые проводят в рамках своей деятельности различные референдумы, семинары и внедряют различные законы, способствуют выходу на мировой уровень многих торговых фирм.

Проведение переговоров об условиях международной торговли способствуют возникновению новых путей развития этой отрасли.

Сама деятельность международных институтов направлена на развитие возможных процессов интернационализации мировой экономики.

Современный менеджмент испытывает направленное влияние тенденций интернационализации и глобализации.

Интернационализация – это своего рода возрастание экономической деятельности, которое не знает национальных и географических границы.

Глобализация – это более развитая форма интернационализации. Глобализация – это процесс возрастания значения международных контактов компании, по сравнению с внутренними. Для глобализации характерно преодоление значения государственных границ как своеобразного барьера на пути товарных потоков.

Это способствует увеличению роли менеджмента и одновременному поднятию его на уровень мирового управления.

Глобализация и интернационализация менеджмента характеризуется:

1) возникновением особых систем транснационального взаимодействия;

2) своеобразным поглощением одних предприятий другими;

3) созданием совместных предприятий. Менеджер международного масштаба решает практически те же задачи, что и обычный менеджер, но только происходит это на более высоком уровне.

На него возлагается большая ответственность. От эффективности принятия его решений зависит деятельность не только одной фирмы, а также целой отрасли.

Из книги Практичная русская идея автора Мухин Юрий Игнатьевич

Зло современного производства. Представим себе современное промышленное предприятие, например, автомобильный завод ВАЗ, ставшее кооперативным, то есть каждый работник является коллективным собственником этого предприятия. Если не предпринимать дополнительных мер по

Из книги Менеджмент. Шпаргалка автора Дружинина Н Г

2 ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА Эффективность работы всего предприятия во многом зависит от способности ее владельцев и управляющих принимать своевременные и обоснованные решения.Множество руководителей в условиях быстро развивающейся конкуренции,

Из книги Мировая экономика: Шпаргалка автора Автор неизвестен

3 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕНЕДЖМЕНТА. ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ МЕНЕДЖМЕНТА Задача менеджмента как науки заключается в развитии теории управления. Практика менеджмента имеет связь с использованием теоретических положений в конкретной работе по управлению предприятиями и обобщением

Из книги Международные экономические отношения: Шпаргалка автора Автор неизвестен

8. НТР как определяющий фактор развития современного МРТ Научно-техническая революция (НТР) на современном этапе вызывает глубокие изменения в структуре производительных сил, меж– и внутриотраслевых пропорциях в национальных хозяйствах все более растущего числа стран

Из книги Российский крупный бизнес: первые 15 лет. Экономические хроники 1993-2008 гг. автора Паппэ Яков Шаявич

Из книги Механизмы и методы регулирования в условиях преодоления кризиса автора Автор неизвестен

5.2 Интернационализация российского бизнеса В рассматриваемый период на качественно новый уровень вышла интернационализация российского бизнеса. Этим словосочетанием мы обозначаем два процесса. Во-первых, появление у российских компаний и предприятий стратегических

Из книги Геноцид автора Глазьев Сергей Юрьевич

3.4. Интернационализация высшего образования и специфика подготовки кадров в условиях кризиса Реформирование системы высшего профессионального образования России осуществляется с учетом тенденций мирового развития: разработана Федеральная целевая программа развития

Из книги Экономический кризис: кто виноват и что делать автора Конюхов Николай Игнатьевич

Из книги Религия денег. Духовно-религиозные основы капитализма. автора Катасонов Валентин Юрьевич

1.1. Палеонтология и истоки современного кризиса Уже на этапе древних людей появились индивиды, которые были более способны к самоорганизации, к изменению структуры социальных отношений. Появление таких людей было огромным шагом вперёд на пути цивилизационного развития.

Из книги Как преодолеть кризисы менеджмента. Диагностика и решение управленческих проблем автора Адизес Ицхак Калдерон

Часть III Религия современного капитализма Придет время, когда не гонения, а деньги и прелести мира сего отвратят людей от Бога и погибнет куда больше душ, чем во времена открытого богоборчества. С одной стороны, будут воздвигать кресты и золотить купола, а с другой -

Из книги Кризис – это возможность. 10 стратегий, которые позволят вам процветать в эпоху перемен автора Стейнберг Скотт

Стили менеджмента и неправильного менеджмента Разница между грамотными менеджерами и неправильными менеджерами в том, что последние не владеют некоторыми обязательными для управленца ролями, они не способны их исполнять вовсе. В таблице, представленной ниже, мы можем

Из книги О российской мафии без сенсаций автора Аслаханов Асламбек Ахмедович

Уроки современного лидерства Все это подводит нас к не менее важному выводу: необходимо постоянно импровизировать, если мы хотим двигаться без остановок. Вам не нужна ни академическая степень, ни высокая должность, чтобы развивать мастерство импровизации: просто

Из книги Зачем работать. Великие библейские истины о вашем деле автора Келлер Тимоти

Феноменология современного терроризма в России Терроризма как такового в Советской России не было, хотя террор и существовал, но преимущественно государственный. Например, после взрыва в 1919 г. бомбы в Леонтьевском переулке Москвы следующий акт терроризма был совершен

Из книги Путь Caterpillar [Уроки лидерства, роста и борьбы за стоимость] автора Бушар Крейг

Идолы современного мира Около пяти столетий назад на Западе произошли великие перемены. Расцвет современной науки и подъем философского движения под названием Просвещение привели к тому, что современное общество ниспровергло идолов религии, племени и традиции, заменив

Из книги автора

Глава 5 Caterpillar и интернационализация производства В период предвыборной кампании в США осенью 2012 г. кандидаты на различные должности на федеральном уровне и уровне штатов считали себя практически обязанными ругать «офшоризацию» американских рабочих мест. Эти

Из книги автора

Интернационализация и американские рабочие места при близком рассмотрении Вопрос об интернационализации занятости – довольно щекотливая тема для Caterpillar и других мировых фирм. Приводит ли интернационализация в итоге к появлению большего числа рабочих мест и повышению

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Красноярский государственный аграрный университет

Менеджмент в условиях глобализации экономики

Булгаков Ю.В., Шапорова З.Е.

Парадигма глобального менеджмента - принципиально новая система взглядов на организацию бизнеса, в основу которой положены принципы глобализации и информатизации экономики. Глобализация как процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества. В результате глобализации мир становится более связанным и более зависимым от всех его субъектов. Верно и обратное, - состояние каждого субъекта непосредственно зависит от изменений в окружающем мире, о чем прекрасно сказано в эпиграфе к роману Э. Хемингуэя "По ком звонит колокол".

Для организационно-экономических аспектов глобализации характерны свободная торговля, свободное движение капитала, рост масштабов слияний и поглощений внутри стран, тенденция к аутсорсингу непрофильной деятельности специализированным компаниям. Одновременно с глобализацией происходит процесс регионализации, что характерно не только для государств с федеративной формой устройства, но и для унитарных государств, для целых континентов и частей света. Регионализация означает перераспределение властных компетенций, то есть передачу функций от национального на региональный уровень, что способствует появлению и развитию новых форм экономического управления. Таким образом, глобализация представляет собой, с одной стороны, сочетание процессов концентрации и централизации, а с другой,- деконцентрации и децентрализации.

Синхронные процессы глобализации, регионализации и информатизации привели к созданию новых форм кооперации - виртуальных предприятий и кластеров. Одной из наиболее эффективных форм кооперирования являются виртуальные предприятия.

Применение термина “виртуальный” не только к объектам и процессам, но и для организационных структур обусловлено тем, что виртуальное предприятие не существует реально как юридическое лицо, но способно производить реальную продукцию или услуги. Виртуальное предприятие определяется как кооперирование юридически независимых предприятий или частных лиц для организации производства товаров или услуг на основе общего понимания бизнеса. Другими словами, виртуальные предприятия представляют собой группы людей, совместно занимающихся общим бизнесом, независимо от их фактического места работы и местонахождения, в том числе независимо от страны, где они живут. Более подробно виртуальное предприятие определяется следующим образом - это временная межпроизводственная кооперация ряда юридически независимых предприятий, которая создается в короткий срок, разрабатывает и производит актуальную продукцию или услуги, обходится без новых юридических образований за счет гибкой координации совместных действий .

Техническими предпосылками появления виртуальных предприятий явились компьютеризация производства и информационная интеграция. Не менее важными явились также и экономические предпосылки. Насыщение рынка привело к тому, что в конкурентной борьбе выигрывает тот, кто может быстрее создавать и выпускать новые виды товаров, отвечающие постоянно возрастающим требованиям потребителя. Первоочередной задачей для каждого предприятия стало увеличение гибкости.

Гибкость как реализация управленческого принципа адаптации характеризует способность предприятия приспосабливаться к непрерывно меняющимся условиям рынка. Компьютерные технологии проектирования, изготовления и менеджмента существенно увеличили гибкость предприятий, при этом одновременно совершенствовались и организационные формы.

В различных направлениях увеличения организационной гибкости предприятия, можно выделить две тенденции:

* сегментация или реструктуризация крупных предприятий;

* кооперация малых и средних предприятий.

В случае сегментации больших предприятий организуются внутренние производственные сети, в которых участники независимы, но их объединение при этом сохраняется. Например, участники могут быть объединены друг с другом по схеме “заказчик - поставщик”. Сегментированные производственные единицы вступают в конкуренцию с внешними конкурентами, например, с малыми специализированными предприятиями, где они должны доказать свою состоятельность. Сегментированные единицы могут идти на различные формы кооперации для участия в производстве инновационного продукта.

Кооперация малых и средних предприятий предназначена для использования сильных сторон каждого из участников с целью организации выпуска новой конкурентоспособной продукции в минимальные сроки, чтобы обеспечить конкурентное преимущество. Партнерами по кооперации могут быть как самостоятельные предприятия, так и частично автономные производственные единицы. Эффективно организованная кооперация может составить серьезную конкуренцию даже крупным предприятиям с известным брендом. Развитие этих тенденций в совокупности с развитием информационных технологий и привело к появлению организационных форм производства в виде виртуальных предприятий. Такие предприятия способны быстро реагировать на изменения рынка при сравнительно низких затратах с точки зрения традиционного бизнеса.

Важнейшим свойством виртуального предприятия является высокая организационная адаптация. Это означает, что здесь достигается быстрое соединение конкретных предприятий с определенной специализацией, чтобы использовать текущие возможности рынка. Другими словами, виртуальное предприятие успевает вовремя произвести необходимое количество товаров или услуг и реализовать их на рынке за период максимального спроса на данный вид продукции.

Однако быстрое соединение участников виртуального предприятия в активную сеть не может произойти само по себе. Для этого должен быть определенный организационный и информационный фундамент, на базе которого происходит то или иное соединение. Этот базовый фундамент носит название организационного потенциала отношений или информационно-управленческой среды. Он является катализатором кооперации и гарантирует участникам виртуального предприятия пакеты заказов, а, следовательно, обеспечивает их стабильное финансовое состояние. Потенциал отношений не возникает сам по себе, а формируется за счет работы отдельных лиц или коллективов, прямо заинтересованных в функционировании виртуального предприятия.

Важность информационно-управленческой среды обусловлена тем, что в начальной фазе много времени уходит на поиск подходящих партнеров, построение межличностных отношений, а также на развитие общего видения ситуации. Исследования зарубежных ученых показывают, что на подготовительную фазу кооперирования приходится до 30% расходов, причем многие кооперации распадаются, так и не возникнув.

Идеальный тип виртуального предприятия возникает, когда на базе созданной информационно-управленческой среды вновь и вновь формируются ориентированные на заказы, временно ограниченные активные сети. При этом число партнеров в информационно-управленческой среде может быть намного больше, чем в активной сети, что приводит к новым конфигурациям деятельности специалистов предприятий.

Более сильный потенциал виртуальных предприятий, по сравнению с обычными формами кооперации, заключается, прежде всего, в начальной фазе цикла выпуска новой продукции. Здесь не только обеспечивается малое подготовительное время для выхода на рынок, но и гарантируются сравнительно небольшие производственные затраты, как результат эффективного использования межпроизводственного потенциала отношений. Создание виртуальных предприятий сегодня рассматривается как один из путей оптимизации производства.

Нетрудно заметить, что многие аспекты глобализации и регионализации характерны и для кластерной политики. Понятие «кластер» по отношению к отраслям и компаниям было введено в научный оборот американским экономистом М. Портером в рамках его концепции ромба национальных конкурентных преимуществ, которая является наиболее известной среди исследований по национальной и региональной конкурентоспособности .

Кластер в экономике - это сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных компаний: поставщиков оборудования, комплектующих и специализированных услуг, инфраструктуры, научно-исследовательских институтов, ВУЗов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом. Таким образом, кластер - это сообщество экономически тесно связанных и близко расположенных фирм смежного профиля, взаимно способствующих общему развитию и росту конкурентоспособности друг друга.

Преимущественно это неформальные объединения крупных лидирующих фирм с множеством средних и малых предприятий, создателей технологий, связующих рыночных институтов и потребителей, взаимодействующих друг с другом в рамках единой цепочки создания стоимости, сосредоточенных на ограниченной территории и осуществляющих совместную деятельность в процессе производства и поставки определенного типа продуктов и услуг. Следует различать кластеры и сети предприятий. Термин «сеть» относится к группе средних фирм, которые взаимодействуют для достижения общих целей, дополняя друг друга и специализируясь, чтобы преодолеть общие проблемы, достичь коллективной эффективности и захватить новые рынки. Термин «кластер» указывает на отраслевую и географическую концентрацию предприятий, которые производят и продают ряд связанных или взаимодополняющих товаров совместными усилиями. Являясь точками экономического роста, кластеры становятся объектом крупных капиталовложений, на которых сосредоточено пристальное внимание местных администраций.

Производственная структура кластера всегда более выгодна, чем отраслевая, так как здесь внутрифирменные связи более тесные. Кластер порождает эффект масштаба производства, основой которого является наличие в лице одной из фирм инновационного ядра, стимулирующего производство новых видов продуктов и услуг. Преимуществом кластера также является гибкая возможность одновременного производства нескольких видов продукции. При группировке фирм в кластеры возникает возможность оптимизации производственно-технологических процессов и минимизации внепроизводственных издержек на различных предприятиях. Таким образом, все участники кластера получают дополнительные конкурентные преимущества под воздействием совокупного влияния и специализации, обеспечивающей повышение производительности труда и снижение себестоимости продукции.

Важной отличительной чертой кластера является фактор инновационной ориентированности. Кластеры, как правило, формируются там, где осуществляется, или ожидается прорывное продвижение в области техники и технологии производства и последующего выхода на новые рыночные ниши. В этой связи многие страны - как экономически развитые, так и только начинающие формировать рыночную экономику - все активнее используют кластерный подход в поддержке наиболее перспективных направлений и форм предпринимательской деятельности, в формировании и регулировании своих инновационных систем.

Деятельность по поддержке кластеров называется кластерной политикой и обычно включает в себя ликвидацию барьеров для инноваций, инвестиции в человеческий капитал и физическую инфраструктуру, содействие географической концентрации связанных фирм.

Предприятия, работающие в рамках одной кластерной системы, имеют, взаимосвязанную стратегию развития, определяемую не только экономическими аспектами (инвестирование, финансирование), но и организационными аспектами, которые предприятия кластера используют для реагирования на изменения во внешней среде своей деятельности. В кластерной системе сочетаются элементы рынка и иерархической координации действий, кооперационные, информационные и имущественные связи. Например, агропромышленный кластер представляет собой территориально локализованную интегрированную структуру инновационной направленности с элементами сетевой организации, созданную на основе сельскохозяйственного производства, включающую различные сферы АПК, входящие в технологическую цепочку создания добавленной стоимости.

Обычно кластерная политика рассматривается как альтернатива препятствующих конкуренции мер традиционной промышленной политики, в рамках которой осуществляется поддержка конкретных предприятий или отраслей.

Рассмотренные организационные структуры с точки зрения их практического применения требуют предварительного исследования экономической эффективности на основе имитационного моделирования различных вариантов реализации.

виртуальный кооперация кластер

Литература

1. Ойхман Е.Г., Попов Э.В. Реинжиниринг бизнеса: реинжиниринг организаций и информационные технологии // М.: Финансы и статистика, 1997. - 336 с.

2. Е.И. Яблочников, В.И. Молочник, Ю.Н. Фомина. Реинжиниринг бизнес-процессов проектирования и производства / Учебное пособие - СПб: СПбГУИТМО, 2008. - 152 с.

3. Портер М. Конкуренция. Издательский дом «Вильямс». М-СПб-Киев. 2006. - 602 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Теоретические основы стратегического управления промышленными предприятиями. Анализ внешней среды и конкурентных сил ОАО "Вимм-Билль-Данн", преимущества стратегии дифференциации. Конкурентные стратегии российских предприятий в условиях глобализации.

    курсовая работа , добавлен 28.06.2015

    Понятие виртуальной организации и цели ее создания. Особенности управления виртуальными организациями, их достоинства и недостатки. Анализ практики деятельности виртуальных организаций в современных условиях на примере Idealab, eSmartWork и Dostavka.ru.

    курсовая работа , добавлен 25.12.2010

    Предпосылки возникновения менеджмента, его история. Менеджмент в условиях экономики Республики Беларусь. Управленческий труд как специфический вид человеческой деятельности, обособившийся в ходе разделения и кооперации труда. История развития управления.

    курсовая работа , добавлен 16.01.2011

    Общее понятие стратегического управления. Организационный потенциал и конкурентные преимущества компании. Изменение способов ведения бизнеса в современном мире. Преимущества стратегического рыночного управления компанией. Феномен глобальной корпорации.

    дипломная работа , добавлен 06.07.2011

    Обзор службы управления логистикой в организационной структуре предприятия. Изучение принципов и задач логистического сервиса в условиях формирования рыночных отношений в России. Анализ особенностей управления информационными потоками и распределением.

    курсовая работа , добавлен 13.04.2012

    Понятие мотивации. Теории мотивации. Преимущества и недостатки действующих мотивационных моделей в управлении. Способы мотивации. Отличительные особенности систем мотивации предприятий России от предприятий других стран.

    курсовая работа , добавлен 08.06.2003

    Концепции стратегического менеджмента в современных условиях. Эволюция теорий стратегического менеджмента. Стратегический менеджмент малых и средних предприятий. Стратегические проблемы малых предприятий. Стратегия ООО "УралИнвестТрейд".

    курсовая работа , добавлен 28.05.2007

    Определение задачи менеджмента малых предприятий. Анализ современных управленческих методологий. Направления использования зарубежного опыта менеджмента в РФ. Принципы системного подхода. Оценка интеграционных процессов в менеджменте малых предприятий.

    реферат , добавлен 18.04.2013

    Развитие электронных торговых операций. Достоинства и недостатки виртуальных предприятий, виды электронной коммерции. Особенности взаимодействия сотрудников и функционирования виртуального офиса. Понятие фриланса и применение системы Интранет в фирме.

    курсовая работа , добавлен 11.02.2011

    Цели, сущность, основные направления инновационного менеджмента, его государственная поддержка. Инновационный потенциал предприятия в условиях рыночной экономики. Порядок разработки и внедрения нового продукта, рынок капитала и инновационный цикл.

11. Государственное управление в условиях глобализации

Трансформация систем управления.

Особую роль в ожесточении международной конкуренции играет разворачивающаяся в мире трансформация систем управления. Распространение технологий формирования сознания подорвало эффективность не приспособленных к ним общественных и корпоративных систем управления. Их общими пороками стали самопрограммирование, отрыв от реальности, сосредоточение на пропаганде вместо решения реальных проблем и отгораживание от общества. Однако вызов, брошенный им технологиями формирования сознания не менее десятилетия назад, не мог остаться безответным и уже породил стремление к восстановлению внутренней целостности управляемого общества хотя бы по отдельным значимым параметрам. Это стремление порождает усиление процессов делегирования ответственности и перенос внимания управленческой науки с трансформации традиционных пирамидальных организационных структур в конструирование независимых сетевых структур. Управление последними осуществляется не столько прямыми воздействиями, сколько изменения среды их функционирования (в первую очередь информационной и финансовой компонент этой среды).

Предельное выражение этой тенденции – попытки разработки теории эвристического управления (в противовес обычному, основанному на формальной логике). Вместе с тем нельзя исключить, что, наряду с осознанным совершенствованием систем управления людьми, происходит и их стихийная эволюция как некоторых целостностей, элементами которых являются образующие их чиновники и, что не обязательно, управляемые структуры. Аналогии между функционированием организаций и живых организмов достаточно очевидны и подкрепляют тот факт, что многие эффективные действия организаций, обеспечивающие достижение стоящих перед ними целей, не осознаются не только сотрудниками, но даже и руководителями этих организаций.

Принятие гипотезы о формировании в организациях (и тем более – в обществах) надличностного «коллективного разума» позволяет предположить, что распространение технологий формирования сознания является не вызовом ему, но средством повышения его эффективности, важным этапом его саморазвития. В этом случае устаревшие технологии управления, не соответствующие указанным технологиям, будут сметены не просто в силу своей неэффективности, но как оковы, мешающие самореализации коллективного разума. Скорость их замены новыми технологиями управления, не просто сохраняющими эффективность в условиях массового и хаотического применения технологий формирования сознания, но и использующего их для повышения своей эффективности, станет одним из ключевых факторов конкурентоспособности уже в ближайшем десятилетии.

11.1. Повышение эффективности работы государственного аппарата

Проблемы глобализации.

Развитие глобализации, как правило, сопровождается преодолевающей государственные границы информатизацией, которая позволяет гражданам сравнивать условия своей жизни с условиями жизни в более свободных и процветающих странах, а потому и побуждает их требовать от собственного правительства обеспечения аналогичных общественных благ. Кроме того, сама глобализация порождает новые проблемы, решение которых невозможно без участия государства. К примеру, возникают проблемы регулирования иммиграции и уровня безработицы, нелегального притока наркотиков, роста преступности, терроризма и «отмывания грязных денег». Усиливается необходимость контроля за деятельностью финансовой сферы в целях смягчения воздействия на нее мировых финансовых кризисов. Появляются новые проблемы налогового регулирования с тем, чтобы предотвратить утечку налоговых платежей от транснациональных компаний, стремящихся увести свои капиталы в страны с менее высоким налогообложением.

Решение указанных проблем во многом зависит от эффективности работы государственного аппарата.

Глобализация требует эффективности государственного аппарата.

Глобализация, развитие которой обусловлено, прежде всего, решением задач достижения наибольшей эффективности, заставляет государство пересматривать способы исполнения своих функций, обращая внимание, в первую очередь, на результативность и эффективность для общества своей деятельности. В частности, именно для обеспечения наибольшей эффективности государство проводит политику приватизации предприятий государственного сектора, идет на сокращение государственного участия в экономике. Для сохранения и увеличения уровня предоставляемых обществу благ государство увязывает свертывание прямых форм своего участия в экономической деятельности с развитием его более тесных партнерских отношений с частным сектором в производстве общественных благ и оказании общественных услуг. Тем самым государство освобождает себя от непосредственной хозяйственной деятельности, если она может осуществляться достаточно эффективно частными компаниями. Это достигается посредством контрактной системы, когда государство нанимает частные компании или покупает их продукцию.

Важнейшее условие повышения эффективности работы государственного аппарата – борьба с коррупцией, превращающей государственный аппарат в источник обогащения бюрократов и отдельных влиятельных бизнесменов. Эта болезнь в той или иной мере присуща всем странам. Вот почему международное сообщество уделяет этому аспекту растущее внимание. В 1996 г. проблема коррупции стала предметом специального обсуждения на ежегодной сессии МВФ и Всемирного банка. С тех пор и в рамках отдельных стран, и на международном уровне были приняты многочисленные законодательные нормы и административные меры, призванные ограничить масштабы этого бедствия.

Особое значение приобретает общемировая борьба против финансовых преступлений. В этой борьбе задействованы органы государственного финансового контроля, а во многих странах, кроме того, созданы специальные органы финансовой разведки, призванные выявлять подозрительные трансакции, связанные с отмыванием грязных денег или финансированием международного терроризма. В целях координации своих действий эти органы из 58 стран создали объединение «Эгмонт» – аналог Интерпола, позволяющее вести активный обмен информацией, объединять усилия в противодействии отмыванию преступных капиталов. Все эти органы руководствуются едиными юридическими нормами.

Без эффективного государства устойчивое и экономическое, и социальное развитие, невозможно. Причем в условиях глобализации главной проблемой становится не размер государственного сектора, а качество управления им и экономикой в целом, эффективность государственного вмешательства в хозяйственную деятельность.

Эффективность государства важна как для развитых стран, даже в таких объединениях, как им является Европейский союз, так и для развивающихся стран, особенно когда приходится иметь дело с последствиями разрушительных финансовых кризисов. Опыт стран Латинской Америки, Тихоокеанского и других регионов показывает, что при отсутствии устойчивой финансовой системы и банковской сферы именно правительствам этих стран приходилось вводить жесткие ограничения на приток и отток иностранного капитала с тем, чтобы справиться с возникшими трудностями и проводить разумную макроэкономическую политику. И от того, как правительства справлялись с этими задачами, зависела стабильность государства, тяготы преодоления им последствий финансового кризиса.

Таким образом, не глобализация, а неэффективность государственного управления, не позволяющая государству достойно исполнять свои основные функции, может стать главной причиной его девальвации.

Оптимизация бюджетной политики.

Эффективность государственного управления во многом определяется эффективностью проводимой государством бюджетной политики. Для государства бюджет является и инструментом макроэкономической политики, и финансовой основой его деятельности, и базой для предоставления общественных благ. Поэтому исполнение государством на должном уровне возложенных на него функций без существенного увеличения для граждан бремени государственных расходов требует от него проведения эффективной бюджетной политики как в области расходов, так и в области обеспечивающих их доходов. В частности, большое значение приобретает снижение бюджетных дефицитов, оптимизация государственных расходов, проведение налоговых реформ с целью уменьшения налогового гнета на экономику и граждан.

Сокращение государственного участия в экономике, уменьшающее его возможности в части использовании бюджетной политики в качестве инструмента макроэкономического регулирования, одновременно повышает требования к эффективности управления государственными финансовыми и материальными ресурсами, заставляет государство действовать более эффективно как в плане мобилизации доходов бюджета, так и в плане расходования бюджетных средств.

Отказ государства от использования бюджетной политики в качестве главного инструмента макроэкономического регулирования и стабилизации конъюнктуры выдвинул на передний план новые концепции организации бюджетного процесса. Все чаще ставится вопрос о необходимости внедрения в него определенных бюджетных «правил». Речь идет о таких правилах или нормах, которые являются или могли бы стать критериями здоровой и эффективной бюджетной политики, а также качественного финансового контроля. Необходимость принятия таких правил или норм, по мнению многих экономистов и политиков, обусловлена тем, что государственные финансы большинства развитых и развивающихся стран, особенно стран с формирующейся рыночной экономикой, в течение многих лет отличаются превышением расходов над доходами. Отсюда бюджетные дефициты, рост государственной задолженности, увеличение расходов на обслуживание государственного долга, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на темпах экономического роста и стабильности денежных систем.

В последние годы под влиянием этих обстоятельств некоторые страны, как развитые, так и развивающиеся, уже ввели отдельные нормы и правила, налагающие жесткие ограничения на бюджетную политику в целях достижения макроэкономической стабильности, укрепления финансовой надежности государства и доверия к экономической политике правительства развития системы государственного финансового контроля.

Одним из главных условий эффективности бюджетной политики является прозрачность всего бюджетного процесса, основанная на открытости, правдивости и точности используемой информации, обеспечиваемых и подтверждаемых органами государственного контроля всех уровней бюджетной системы. Только в этом случае правила будут способствовать финансовой дисциплине и порядку. В противном случае могут возникнуть нарушения и отклонения, которые будут вызывать эрозию самих правил.

Однако, хотя использование бюджетной политики для потребностей макроэкономического регулирования и отошло на второй план, оно вовсе не утратило своего значения. В период рецессии или кризиса такое регулирование выступает серьезным подспорьем денежно-кредитной политики, что вновь заставляет вспомнить кейнсианство. Об этом говорит реальная практика, когда США и европейские страны после долгого периода роста в 2001 г. вступили в фазу резкого замедления.

Управление государственным долгом.

В условиях глобализации особое значение в макроэкономической политике приобретает управление государственным долгом. Неслучайно, что в Маастрихтских соглашениях условием вступления в ЕС является не только не превышение определенного уровня бюджетного дефицита (3% ВВП), но и определенной нормы государственной задолженности (не выше 60% ВВП). Ведь процентные платежи наряду с социальными расходами были наиболее динамичной статьей, стимулировавшей рост бюджетных расходов.

Немаловажное значение имеет также структура государственной задолженности. Западные страны стремятся уменьшить долю краткосрочных долгов, повысив долю долгосрочных, что способствует сокращению бюджетных расходов на их обслуживание. Следует также отметить, что в некоторых странах существует ряд жестких правил, регулирующих условия внешних заимствований, в частности новые займы не должны превышать суммы подлежащих погашению ежегодно долгов, а использование займов допускается только в инвестиционных целях. В 1999 г. бюджетный дефицит в странах Европейской валютной зоны составил в целом 1,6%, а уровень государственного долга – 72,9% ВВП. При этом данная область финансовых отношений с особой тщательностью подвергается государственному финансовому контролю на предмет нарушений и злоупотреблений.

Эффективность государственного управления в условиях глобализации в немалой степени определяется эффективностью финансового контроля, осуществляемого как на национальном, так и на международном уровне.

11.2. Государственное управление дополняет рыночное саморегулирование

Какова сейчас роль государства в социально-экономической жизни? Определимся: под государством мы понимаем объединенный общими целями и национальными интересами политический союз граждан (как это определял И. Ильин).

Современный мир является свидетелем того, что экономическое процветание государств в значительной мере определяется системой правления. Объяснение причин и мотивов успешного роста или многолетней стагнации следует искать, прежде всего, в основах экономической политики, государственных и общественных институтах соответствующих стран. Практика опровергает представление о том, что разница в уровнях доходов и благосостояния в тех или иных странах непосредственно определяется культурным, интеллектуальным, профессиональным и физическим капиталом наций. Наличие богатых природных ресурсов не является непременным условием процветания страны, а государства с самым высоким уровнем дохода на человека располагают, как правило, малыми природными ресурсами. Не является причиной бедности страны и нехватка земли (в Аргентине на квадратный километр приходится 11 человек, в Германии – 246, а в Гонконге – 5000). Нет прямой связи между уровнем благосостояния страны и уровнем образования населения - многие страны оказываются не в состоянии решить проблему занятости лиц с высшим образованием.

Мировая практика свидетельствует о том, что экономическое благополучие народов определяется эффективностью государственного управления, стабильностью законодательства и конкретной политической стратегией руководства страны.

«Невидимая рука рынка» не в состоянии обеспечить стабильное развитие национальной экономики. Она нуждается в корректировке и дополнении «видимой рукой» – государственным регулированием. Рыночная эффективность и социальная справедливость чаще всего не гармонируют друг с другом, что требует включения в экономическую систему механизмов перераспределения создаваемого дохода и накопленного богатства в интересах решения социальных и общенациональных проблем, преодоления нарушений в процессе воспроизводства, создания инфраструктуры национальной экономики и обеспечения ее целостности.

Суть государственного регулирования экономики содержится в известной формуле Рузвельта: «Я имею в виду не всеобъемлющее регламентирование и планирование экономической жизни, а необходимость властного вмешательства государства в экономическую жизнь во имя истинной общности интересов не только различных регионов и групп населения, но и между различными отраслями ее народного хозяйства».

Государственный сектор экономики является необходимым дополнением к рыночному механизму. Причиной создания и функционирования этого сектора является принципиальная неспособность рыночного хозяйства в определенных обстоятельствах решать задачи:

    развития инфраструктуры,

    реконструкции и модернизации ряда отраслей наукоемкого производственного комплекса,

    обеспечения народного хозяйства дешевыми энергоресурсами и сырьем,

    масштабного финансирования общегосударственной организации научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.

Создание и функционирование экономических структур государственного сектора чаще всего основывается на принципах, нередко отличающихся от принципов деятельности частных компаний, так как направляется на решение общенациональных задач и обеспечение эффективности государственного регулирования экономики в целом. Монопольная прибыль, а нередко и просто прибыль, не является первостепенной целью создания и использования государственной собственности в инфраструктуре, энергетике, сырьевых отраслях, в сфере научных исследований, подготовки и переподготовки кадров, охраны окружающей среды.

Государственный сектор экономики играет роль защиты национальных экономических и политических интересов от иностранной экономики, компенсирует слабость национального капитала, ограждая развивающиеся отрасли, жизненно важные отрасли и отдельные регионы от их захвата иностранным капиталом. Он дополняет частное хозяйство в обстоятельствах недостаточной мотивации для частного капитала, выступает инструментом перераспределения национального продукта в решении общественно необходимых задач. Громадное значение имеет государственный сектор в проведении НИОКР в США и других индустриально развитых странах в развитии университетской науки и переподготовке кадров, обеспечивая бюджетное финансирование исследований и разработок с последующей поставкой их результатов во все сферы экономики.

11.3. Причины кризиса государственного управления

Рассматривая причины системного кризиса в экономике России, авторы на первом этапе оставили в стороне причины, определяющие кризис государственного управления. Однако как предшествующие перестройке 70 лет функционирования директивного управления экономикой, так и настоящее его функционирование в условиях рыночных отношений позволяют констатировать, что в России как ранее, так и сейчас (правда, с учетом специфики рынка) влияние государства на все стороны воспроизводства общественной жизни очень существенно. В настоящее время можно констатировать кризис государственного управления, причины которого лежат в отсутствии реального механизма государственной деятельности. Используя критерии этого управления можно было бы ориентировать российскую экономику на достижение целей, необходимых для вхождения России в процессе глобализации в качестве полноправного партнера в сферу внешнеэкономического сотрудничества в рамках мирового экономического порядка.

Касаясь ретроспективы развития российской экономики, следует отметить, что переход к рынку, конечно, изменил функции государственного управления, в то же время ослабив их сами по себе.

В годы переходного периода усилилась безответственность органов государственной власти за результативность, компетентность и эффективность принимаемых решений. В настоящее время государственное управление в России, особенно в ее регионах, в большинстве своем малоэффективно и продолжает сохранять практически все недостатки, которые отметил еще в 2001 году Президент Российской Федерации В.В.Путин в своем Послании Федеральному Собранию.

Президент России, отметив эту неэффективность, указал, что существующая система работы и законодательных, и исполнительных органов власти по-прежнему продолжает защищать права последней на получение «статусной ренты» и тормозит любые преобразования, посягающие на ее «привилегии».

Возможно, именно этим можно объяснить то, что существующая система государственного управления тормозит проведение любой реформы государственного финансового контроля, которая могла бы ограничить ее «привилегии». До сих пор в стране не принята единая концепция развития государственного контроля прежде всего из-за того, что органы, управляющие финансовыми и материальными ресурсами государства не желают допустить контроля и проверки эффективности своей деятельности. В их глазах «кардинальная реформа» государственного финансового контроля – это просто экстенсивный рост органов внутреннего финансового контроля, которые, априори, не могут контролировать качество работы создавших их структур. По этой же причине ими неоднократно делаются попытки ограничить деятельность органов внешнего финансового контроля лишь одной функцией – контролем за исполнением бюджета. С этой же целью, чтобы исключить попытки проконтролировать качество работы чиновников – распорядителей государственных средств изобретаются многочисленные причины (бюджетный федерализм, налоговая тайна и т.д.), в силу которых управление государственными средствами не может быть сделано «прозрачным».

Отсутствие реальной ответственности высших государственных чиновников перед обществом, внешнего контроля за их деятельностью позволяет сохранить существующий порядок, при котором государственному чиновнику важнее успешно отчитаться перед руководством, чем принести реальную пользу государству и обществу. В таких условиях чиновников высокого ранга больше беспокоят проблемы сохранения своих руководящих постов и связанных с ними «привилегий», чем заботы об обеспечении высокого качества управления. Часто словами о своей особой заботе о качестве управления государственными средствами они прикрывают свою некомпетентность и использование служебного положения в личного целях, в частности для создания плацдармов возможного «отступления» в высокоприбыльный частный бизнес или для обеспечения безбедной жизни для себя и своих родственников в странах, в которых государство больше заботится о своих гражданах.

В стране, особенно в отдельных регионах, отмечается нехватка компетентных и дисциплинированных чиновников. Часто кандидатов на государственную службу оценивают не столько по их образованию или деловым качествам, сколько по степени личной полезности руководству. Этим можно объяснить, например, те факты, что в настоящее время у 30% государственных служащих базовое образование не соответствует занимаемой ими должности, а в аппаратах Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации таких сотрудников больше половины. Продолжает оказывать негативное влияние на квалификацию кадров органов государственного управления начавшееся в постсоветский период падение социального статуса государственных служащих.

Престиж госслужбы подрывает и низкая по сравнению с доходами коммерсантов и бизнесменов заработная плата государственных служащих среднего и низшего звена. Все это лишает российских государственных служащих как материальной, так и моральной мотивации к высококачественному труду, сказывается на их стремлении повышать свою квалификацию, чтобы более качественно выполнять свои должностные обязанности. По этой же причине трудно ожидать притока в органы государственного управления высококвалифицированных специалистов.

Наконец, причиной кризиса, замедления всех экономических и социальных процессов могут стать недостатки в формировании гражданского общества. В развитых странах (да и не только в них) по меньшей мере 90% усилий народа в сфере экономики, оптимизации социальных отношений, развития культуры приходятся на долю т.н. «третьего сектора», составляющего основу гражданского общества. Именно он, а не государство и капитал инициируют большую часть прогрессивных преобразований во всех сферах жизнедеятельности социума. У нас же пока главным локомотивом таких преобразований выступает государство. Капитал работает большей частью на себя, а народ, объединенный «третьим сектором», «безмолвствует». А ведь даже в условиях этатистского строя, господствовавшего в СССР, именно народная, то есть гражданская инициатива была решающим фактором общественного развития. При Президенте В.В.Путине эта инициатива начинает возрождаться, в том числе и усилиями государства, но делается еще ничтожно мало.

ВДокумент

Культура, искусство и образование в России в условиях глобализации» . В рамках конференции предполагается проведение лекций... - глобализация и ее влияние на развитие культуры, искусства и образования; - роль культуры и искусства в условиях глобализации ; ...

Управление предприятием в условиях глобализации экономики: проблемы и пути совершенствования

MANAGEMENT by ENTERPRISE In the conditions of GLOBALIZATION of ECONOMY: PROBLEMS And WAYS of PERFECTION

Полянский Семен Яковлевич

доктор экономических наук,

Заведующий кафедрой финансы и кредит

Московский университет им. С.Ю. Витте,

филиал в г. Рязани

Степанов Александр Аннаярович

доктор экономических наук,

профессор кафедры менеджмента и маркетинга

Московского университета им. С.Ю. Витте

S. Polyanskiy

The Doctor of Economics,

Managing chair the finance and the credit

The Moscow university of S.JU.Vitte,

Branch in Ryazan

A. Stepanov

The Doctor of Economics,

The professor of chair of management and marketing

The Moscow university of S.JU.Vitte

Аннотация

В статье рассматривается современное состояние управления предприятием, выявляются проблемы, возникшие в условиях глобализации экономики и ужесточения конкуренции по всему рыночному спектру, предлагаются пути его совершенствования.

Ключевые слова: управление, глобализация, международная торговля, транснациональные корпорации, финансовый менеджмент.

Annotation

In article the current state of operation of business is considered, the problems which have arisen in the conditions of globalization of economy and toughening of a competition on all market spectrum come to light, ways of its perfection are offered.

Keywords: management, globalization, international trade, multinational corporations, financial management.

Экономика России в последнее десятилетие активными темпами втягивается в общемировой процесс глобализации хозяйственных связей, который в ближайшей и обозримой перспективе будет определять основные принципы политики любого государства.

В большинстве публикаций и официальных документах международных организаций процесс глобализации определяется как «существенное возрастание объемов международных торговых, финансовых и инвестиционных потоков при их растущей взаимосвязи». (1).

Процесс глобализации экономики в отличие от своего прародителя международной торговли заключается в том, что в первом случае национальные корпорации одних стран реализуют в собственных экономических интересах сравнительные преимущества производства других стран, превращаясь тем самым в транснациональные корпорации. Во втором случае, в условиях международной торговли сравнительные преимущества каждая страна превращает в конкурентные преимущества индивидуальных, имея при этом собственную выгоду от международной торговли. (2).

Нормой в международных отношениях в современном мире становится жесткая, безжалостная конкуренция за рынки сбыта, за обладание сырьевыми природными ресурсами, за инвестиции, за политическое и экономическое влияние. Все виды деятельности становятся более глобальными, так как размываются понятия географических границ, ускоряются темпы научно-технического прогресса и возрастает его роль как фактора конкурентной борьбы, повышаются требования потребителя к качеству всех видов деятельности товаропроизводителя и предприятий, оказывающих услуги.

Если ставить перед собой цель победы в жесткой конкурентной борьбе, то одним из актуальных направлений институциональных преобразований в сфере экономики России является ее адаптация к изменяющейся внешней среде функционирования, повышения устойчивости, ресурсо-экономичности и экологичности.

Недостаточно будет больше работать, чем ранее. Победителями окажутся те, кто сможет организовать деятельность предприятия, нацеливающую весь коллектив на обслуживание потребителей его продукции и услуг.

Взаимосвязи предприятия с заказчиками и другими организациями должны быть подчинены только двум целям – обеспечение требований потребителя и завоевание рынка.

Отсюда, одной из первоочередных организационно-экономических задач России является, по нашему мнению, трансформация старой, столетней давности системы управления предприятием с жесткими формальными правилами, процедурами и полномочиями, которая до настоящего времени применяется в большинстве предприятий промышленности, строительства, сельского хозяйства, производящих товары, а также в предприятиях, оказывающих услуги, и замена ее на управление предпринимательского, менеджерского типа. Парадигма управления сложившаяся в период стабильного развития перестает работать и экономический кризис превращается в кризис управления. Роль управления в ближайшей и отдаленной перспективе будет состоять не в том, чтобы стоять на вершине иерархической пирамиды и командовать «сверху», а управлять делом фирмы, конкретного предприятия, проявлять инициативу, принимать самостоятельные решения, нести ответственность перед коллективом, обществом в целом за их результат.

Победителями окажутся те фирмы, предприятия и организации, где не только будут бояться быстрых темпов изменений, но где будут с удовольствием стимулировать их развитие.

Но это возможно только при том условии, если будет повышаться роль интеллектуализации трудовой деятельности менеджеров и всего трудового коллектива, т.е. повышаться уровень знаний, навыков, квалификации и нравственного состояния. Квалифицированный рабочий представляет собой важнейший ресурс производительности труда и прорывных технологий. Известно, что одну и ту же технологическую операцию квалифицированный и малоквалифицированный рабочий проводят на разном качественном уровне, что в итоге по-разному сказывается не только на продуктивности производства, но и на экономическом состоянии предприятия в целом. Отсюда без повышения квалификации, технологической дисциплины и нравственного воспитания конкретных исполнителей производственного процесса невозможно преодолеть бесхозяйственность и добиться максимума отдачи вложенного капитала.

В современных условиях глобализации экономики перед предприятием любого вида хозяйственной деятельности на повестку дня выдвигается первоочередная задача непрерывного обучения всех сотрудников на различных иерархических уровнях. Ежегодные затраты на обучение и повышение квалификации должны рассматриваться не как дорогостоящие расходы, а как средство повышения эффективности деятельности предприятия. Непрерывное обучение позволит каждому работнику находить лучшие решения возникающих задач.

Второй, не менее важной задачей является совершенствование системы управления персоналом на предприятии.

За последние годы на большинстве предприятий особенно в сфере коммерческой финансовой и консалтинговой деятельности, в сфере услуг идет процесс вытеснения с рынка труда людей возраста 40 лет и старше и формируется одновозрастной коллектив со своими корпоративными интересами. Данным персоналом легче манипулировать. Им далеко до пенсии, зарплата в конвертах, при минимуме социальных гарантий, пока устраивает всех, а прежде всего, работодателей.

С другой стороны, на многих предприятиях, занимающихся производственной деятельностью, особенно на крупных предприятиях промышленного и сельскохозяйственного производства, где условия труда мало привлекательны для молодого поколения персонал сформирован в основном из людей предпенсионного и пенсионного возраста.

Исследования показывают, что и тот и другой принцип формирования персонала не имеют перспективы, становятся опасными для экономики государства в целом. Настало время выработки на государственном уровне кадровой политики, в основу которой должен быть положен принцип оптимального соотношения кадровых и молодых работников с полными социальными гарантиями. Персонал, состоящий из работников разных возрастов является более жизнеспособным, нравственно здоровым, высокопроизводительным коллективом, способствует тому, что опыт и квалификация людей старшей возрастной группы со временем становится достоянием молодого поколения в овладении профессиональным мастерством.

Должна возрастать роль и значение финансового менеджмента в деле управления финансовыми потоками и формирования их положительного баланса. Деньги становятся самым дорогим и самым ограниченным ресурсом предприятия.

Особым видом производственного ресурса предприятия являются прошедшие производственную проверку научные разработки. Проблема устойчивого развития предприятия не может быть разрешена в условиях научно-технической революции, охватившей все страны мира, вне использования разработанных наукой в области экономики, организации и управления новейших отечественных технологий, которые определяют уровень производительности труда, энергозатрат, материалоемкости и в целом уровень жизни населения.

Однако, следует признать, что данный нематериальный производственный ресурс остается порка мало востребованным. И дело здесь не только в состоянии экономики. Дело в восприимчивости руководителей и специалистов к нововведениям и неэффективности еще существующей системы внедрения достижений науки. В рыночной экономике не существует внедрения новейших достижений, в привычном нам понятии. Просто идет естественная смена технологий. В противном случае выжить в жесткой конкурентной борьбе невозможно. А это требует, прежде всего, знаний, чего, к сожалению, порой не хватает и является одной из причин того, что эволюционная смена технологий не стала еще нормой жизни аппарата управления предприятием.

Хотелось бы остановиться еще на одном вопросе, имеющей исключительно важное значение в трансформации системы управления и адаптации ее к жестким конкурентным условиям.

Мониторинг экономической, финансовой и хозяйственной деятельности предприятий Рязанской области, проведенный за последние 3 года показал, что быстрый экономический рост многих из них вовсе не связан с дополнительным вовлечением в актив баланса материальных ресурсов, а основан, прежде всего, на более высоком уровне предпринимательства. Наличие у предприятия таких нематериальных антикризисных инструментов, каковыми является производственно-финансовый план, внутрихозяйственный коммерческий расчет, рычаги контроля за результатами хозяйственной деятельности устанавливают ему целевые ориентиры на ближайшую, среднесрочную и долгосрочную перспективу и определяют процедуру контроля за их достижением в процессе трансформации цели в реальный план действий.

Многие руководители и специалисты предприятий, особенно аграрной сферы, считают, что в быстро меняющемся мире переходного периода мало опорных точек для планирования. Они утверждают, что и цены, и доступность ресурсов окружены настолько большой неопределенностью, не говоря уже об ожидаемых результатах продуктивности, что доверять прогнозам и планам нельзя и в большинстве своем перевели функционирование хозяйств в режим «экономического хаоса». Хотя попытка заглянуть в будущее чревата трудностями, ценность планирования в условиях рынка, тем не менее, очень велика. Планирование представляет собой сознательное направление энергии коллектива для достижения определенной разумной цели. Всякая хозяйственная жизнь складывается из множества отдельных операций хозяйствующего субъекта, которые определяются мотивами коммерческого расчета, самоокупаемости и самофинансирования, а всякая экономическая деятельность по своей природе стремится получить большее за меньшее, стремится к реализации положительных ценностных разностей. Отсюда фактически в мире никогда не существовало и не существует беспланового хозяйства. Каждое хозяйство обязательно включает в себя план, как важнейшую часть управленческой деятельности, которая предусматривает организацию рационального использования основных элементов производства – земли, труда и капитала с тем, чтобы в будущем, в результате производственной деятельности создавалось большое количество экономических благ и чтобы производственная деятельность совпадала с целями и задачами хозяйствующего субъекта. В условиях глобализации механизма хозяйствования, значение плана многократно возрастает, поскольку в условиях социалистической системы значительное большинство промышленных предприятий, особенно оборонной промышленности, работали за «мощным щитом» государственной поддержки и редко задумывались над проблемой самоокупаемости.

Наличие бизнес-плана, коммерческого расчета и других инструментов экономического механизма хозяйствования само по себе не устраняет причин бесхозяйственности. Важная роль здесь принадлежит руководителю предприятия, лидерам внутрихозяйственных хозрасчетных формирований (один в поле не воин), их регулятивным, организационным и контрольно-исполнительным функциям. Провести в действие план, коммерческий расчет, оживить хозяйственный и экономический механизм, с приданием ему нового качества, сможет только команда высокопрофессиональных управленцев единомышленников, социально, морально и интеллектуально ответственных руководителей перед обществом, коллективом, людьми, которые вверили им право управлять собой.

Итак, какую бы форму хозяйствования мы не приняли, какая бы форма собственности на землю и основные средства производства не существовала, в каких бы политических и социально-экономических условиях не вели хозяйственную деятельность, в основе всякого хозяйствующего субъекта должна лежать рациональность, которое есть то, в коем ничего не делается без обладания суммой знаний, без обдуманного расчета и соображения. Все дело и теперь, и как это было в дореформенный и более ранние периоды, и как будет всегда – именно в осмыслении ведения хозяйства. В противном случае вкладывать в хозяйство какие-либо средства бессмысленно и оставлять его в таком прозябании слишком накладно как для государства, всего общества, так и для самого коллектива.

Литература:

  1. Мировая экономика и международные отношения. -1996. № 12 – с.93.
  2. Костяев А.И. Глобализация экономики и проблемы развития АПК России.//Материалы научно-практической конференции. С.-Петербург. Пушкин, 2002.
  3. Веснин В.Р. Менеджмент. Учебник. 2-е Издание. М:, Проспект, 2004.
  4. Гончаров В.В. Руководство для высшего управленческого персонала (Опыт лучших промышленных фирм США. Японии и стран Западной Европы). М:, М.П. Сувенир, 1993.
  5. Полянский С.Я. Организационно-экономические аспекты формирования эффективной системы управления сельскохозяйственными предприятиями. //Тезисы доклада на международной научно-практической конференции. «Наука и инновации агропромышленного комплекса». г. Кемерово, 16-19 октября 2007 года

Глобализация и управление человеческими ресурсами

Перспективы управления человеческими ресурсами

В качестве основных направлений, по которым будет в ближайшие годы развиваться управление человеческими ресурсами, можно выде­лить следующие:

Переход менеджеров на международные стандарты в своей работе;

Решение проблем, связанных с внедрением этических аспектов в работу по управлению персоналом;

Проведение политики равных возможностей;

Расширение участия сотрудников в принятии решений, ориента­ция на делегирование полномочий;

Учет в управленческой практике демографических изменений, из­менений в структуре рабочей силы, увеличения численности заня­тых неполный день рабочих.

Все отмеченные тенденции свидетельствуют об обогащении функ­ции управления персоналом в обозримом будущем и возрастании ее значимости в управлении в целом, что в свою очередь обусловливает повышение роли науки, изучающей и конструирующей эту важнейшую сферу управленческой деятельности.

Глобализация экономики, а именно ее превращение в единую взаи­мосвязанную систему, является очевидной характеристикой начала XXI века. Уже к 90-м годам прошлого столетия почти 30% глобального валового продукта производилось совместными предприятиями, а се­годня этот показатель приближается к 40%. Глобализация рынков требу­ет глубокого изучения факторов успеха многонациональных предпри­ятий в условиях обострения международной конкуренции. Для эффек­тивного управления этими предприятиями и их организационной культурой и выбором правильной стратегии большое значение имеют трудовые ресурсы.

Сегодня без понимания сущности глобализации трудно быть эффек­тивным менеджером, принимать стратегические решения, искать схе­мы рационального управления персоналом. Глобализация экономиче­ской деятельности оказывает непосредственное влияние на сферу биз­неса, где в настоящее время идет сложный процесс переплетения деловых культур и подготовки специалистов для работы в международ­ных компаниях. Компании должны принимать во внимание подход, ценности, ожидания, восприятие и типичное поведение сотрудников, представляющих разные культуры. Успех (или неудача) компаний, веду­щих операции на мировом рынке, все в большей степени определяется тем, удалось ли им создать эффективную систему управления персона­лом, ликвидировать трения в отношениях между сотрудниками (руко­водителями и подчиненными) разных национальностей, с разными культурными традициями.

Глобализация предполагает, что постепенно должны стираться гра­ницы между различными культурами, они должны адаптироваться одна к другой. На практике же все оказывается далеко не так просто: сущест­вуют серьезные препятствия на этом пути, связанные с особенностями законодательства, традиций, обычаев и, наконец, климатических усло­вий. Менеджер XXI века должен обладать значительно большим международным опытом по сравнению с тем, который имели менеджеры по­сле Второй мировой войны.


Культурное многообразие потребует от менеджеров более глубоко­го понимания этнических и религиозных особенностей, семейных ценностей и национальных субкультурных явлений. Новые требования к менеджерам связаны с глобальными стратегиями и подходами к управлению разнородной рабочей силой. Эволюция бизнеса от ори­ентированного преимущественно на отечественный рынок к глобаль­но ориентированной детальности потребует нового мышления и управленческих навыков.

Управление в условиях разных культур предполагает изучение пове­дения индивидов в организациях во всем мире. Новому глобальному ме­неджеру следует мыслить в большей степени глобальными категория­ми. Это потребует изменений в образе мыслей менеджера. Менеджерам, работающим в условиях глобальной изменяющейся обстановки, необ­ходимо должным образом знать международные отношения и зарубеж­ные рынки. Но что еще более важно, так это не только приобретение языковых навыков, но и изучение культур и культурных различий.

Важно отметить, что процесс глобализации и либерализации миро­вой экономики имеет не только положительные, но и отрицательные стороны, но все же реальность состоит в том, что глобализация пред­ставляет объективное и совершенно неизбежное явление современно­сти, которое можно притормозить средствами экономической полити­ки, но нельзя остановить.

В условиях глобализации еще отчетливее и в больших масштабах проявляется одна из основных закономерностей всей рыночной эконо­мики: ни одна компания, будь то малая, средняя, крупная или крупней­шая, ни одна страна независимо от уровня ее развития и размеров, ни один регион или региональная группировка не занимают какое-то не­изменное, навсегда закрепленное за ними место в мировой экономике. Так обстоит дело, например, с одной из весьма глобализированных от­раслей промышленности – фармацевтической. Лидирующие позиции занимают здесь европейские компании, но глобальная конкурентоспо­собность требует постоянного внимания и постоянной борьбы, посто­янного повышения качества и развития инноваций, а следовательно, высокопрофессионального персонала.