Фундаментальные исследования. Организация и проведение профориентационных мероприятий среди абитуриентов Итоги посещения занятий по профориентации

Мероприятия профориентационной направленности

Система профориентации включает в себя следу-ющие элементы: профессиональное просвещение (профинформирование, профконсультирование), профессиональная диагностика , направленная на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии; профессиональная консульта-ция, которая нацелена на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии со стороны специалистов-профконсультантов; профессиональный отбор (подбор) с целью выбора лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию; социально-психологическая и трудовая адаптация, которая осуществ-ляется в учебных мастерских, трудовых объединениях школьников и т. д. Профессиональное воспитание ставит целью формирование у учащихся профессионально важных качеств.

Центром профориентационной работы с учащимися является общеобразовательная школа, которая создает основу для сознательного выбора профессии и координирует деятельность других звеньев системы профориентации.

Профессиональную ориентацию следует рассматривать как составную часть всей учебно-воспитательной работы, а не как сумму отдельных мероприятий. Она должна быть тесно увязана с процессом фор-мирования всесторонне развитой личности, с подготов-кой учеников к жизни, труду и проводиться на всем протяжении обучения в школе.

Формы занятий: лекция, дискуссия, решение практических задач, игровые микроситуации, психодиагностические методы исследования личности, рефлексия, профориентационные игры.

Примерные темы занятий

1. Знакомство. Тренинговые упражнения (игры).

2. Понятие о профессии и специальности. Общий обзор классификации профессий.

3. Факторы, влияющие на выбор профессии (“хочу”, “могу”, “надо”). Типичные ошибки при выборе профессионального пути. .

4. Профессии с большой перспективой. Осознание препятствий на пути к профессиональным достижениям.

5. Профессиональные ценности - методика ранжирования профессиональных ценностей. «Выбор профессии».

6. Самооценка и уровень притязаний личности.

7. Темперамент и профессии Лекция, игровые микроситуации, дискуссия, решение практических задач, рефлексия.

8. Требования профессии к человеку. Интересы и склонности. Активизирующая профориентационная игра.

9. Активизирующая профориентационная игра. Практическая работа по выявлению учащимися предпочтительных групп профессий для себя.

10. Новые профессии нашего времени. Профессиональные черты характера.

11. Характеристика современного рынка труда. Уровни профессионального образования.

12. Личные и профессиональные цели.

13. Личный профессиональный план. Карьера. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Практическая работа.

14. Конкурентоспособная личность. Полипрофессионализм. Лидерство. Что ценят современные работодатели.

15. Коммуникативные навыки в деловом конструктивном общении. Конфликты.

16. Как добиться успеха при устройстве на работу. Интервью при приеме на работу.

17. Составление индивидуального (личного) профессионального плана. Подведение итогов, защита творческих проектов, рефлексия.

Профориентационная игра "Ловушки - капканчики"

Целью игры является повышение уровня осознания возможных препятствий (ловушек) на пути к профессиональным целям и представления о путях преодоления этих препятствий.

Данное игровое упражнение проводится в круге, количество участников—от 6—8 до 12—15. Время—20—30 минут.

Процедура включает следующие этапы :

1. Совместно с группой определяется конкретная профессиональная цель (поступление в конкретное учебное заведение; окончание данного заведения, оформление на конкретное место работы или конкретное профессиональное достижение, включая построение карьеры и получение наград, премий и прочего...).

2. В группе выбирается доброволец, который будет “представлять” какого-то вымышленного человека (если доброволец пожелает, то он может представлять и самого себя...). При этом для вымышленного человека необходимо сразу же определить его основные характеристики: пол, возраст (желательно, чтобы возраст соответствовал возрасту большинства присутствующих, что сделает упражнение более актуальным: для играющих), образование, семейное положение и др. Но таких характеристик не должно быть слишком немало!

3. Общая инструкция: “Сейчас каждый, уже зная, к каким целям стремится наш главный (вымышленный или реальный) герой, должен будет определить (или придумать) для него некоторые трудности на пути к профессиональной цели. Особое внимание обращаем на то, что трудности могут быть как внешними, исходящими от других людей или от каких-то обстоятельств, так и внутренними, заключенными в самом человека (например, в нашем главном герое) и именно об этих, внутренних трудностях многие часто забывают... Желательно определить даже две—три таких трудностей-ловушек на случай, если похожие трудности придумают другие участники (чтобы не повторяться). Выделяя такие трудности, каждый обязательно должен подумать и о том, как преодолеть их. Главному игроку также дастся время, чтобы он выделил несколько наиболее вероятных трудностей на пути к своей цели и также подготовился ответить, как он собирается их преодолевать.

После этого по очереди каждый будет называть по одной трудности-ловушке, а главный игрок сразу же (без размышления) должен будет сказать, как можно было бы эту трудность преодолеть. Игрок, назвавший данную трудность также должен будет сказать, как можно было бы се преодолеть. Ведущий с помощью группы определит (с помощью голосования или других процедур), чей вариант преодоления данной трудности оказался наиболее оптимальным. Победителю (главному игроку или представителю группы) будет проставлен приз — знак "плюс". Если к концу игры у главного игрока окажется больше плюсов, то значит, он сумел преодолеть основные трудности (ловушки-капканчики) на пути к своей цели”.

4. Далее игроки, включая главного героя, выделяют на своих листочках основные трудности на пути к намеченной цели. Напоминаем, что трудности бывают не только внешними, но и внутренними (последние часто оказываются даже более существенной преградой-ловушкой на пути к своим целям...).

5. Каждый по очереди называет спою трудность. Если оказывается, что какая-то трудность будет явно надуманной (например, разговор с самим Господом Богом накануне ответственного экзамена...), то сама группа должна решить, обсуждать подобную трудность или нет.

6. Сразу же главный игрок говорит, как он собирается ее преодолеть.

7. После него о своем варианте преодоления трудности говорит игрок, назвавший эту трудность.

8. Ведущий с помощью остальных игроков определяет, чей вариант преодоления трудности оказался более оптимальным, интересным и реалистичным.

9. Наконец, подводится общий итог (сумел главный герой преодолеть названные трудности или нет). При общем подведении итогов можно также посмотреть, сумел ли еще на подготовительном этапе главный игрок выделить те трудности (на своем листочке), которые уже в игре предлагали ему остальные участники.

Профориентационная игра "Один день из жизни"

Смысл игрового упражнения — повысить уровень осознания участниками типического и специфического в про-фессиональной деятельности того или иного специалиста.

Упражнение проводится в кругу. Количество играющих — от б—8 до 15—20. Время — от 15 до 25. минут. Основные этапы методики следующие:

1. Ведущий определяет вместе с остальными игроками, какую профессию интересно было бы рассмотреть. Напри-мер, группа захотела рассмотреть профессию “фотомодель”.

2. Общая инструкция: “Сейчас мы совместными усилия-ми постараемся составить рассказ о типичном трудовом дне наш его работника — фотомодели. Это будет рассказ только из существительных. К примеру, рассказ о трудовом дне учителя мог бы быть таким: звонок — завтрак — звонок — урок — двоечники — вопрос — ответ — тройка — учительская — директор — скандал — урок — отличники — звонок —дом — постель. В этой игре мы посмотрим, на-сколько хорошо мы представляем себе работу фотомодели, а также выясним, способны ли мы к коллективному творче-ству, ведь в игре существует серьезная опасность каким-то неудачным штришком (неуместно названным "ради хох-мы", дурацким существительным) испортить весь рассказ.

Важное условие: прежде, чем назвать новое существительное, каждый игрок обязательно должен повторить все, что было названо до него. Тогда наш рассказ будет восприниматься как целостное произведение. Чтобы лучше было запоминать названные существительные, советую внимательно смотреть на всех говорящих, как бы связывая слово с конкретным человеком”.

3. Ведущий может назвать первое слово, а остальные игроки по очереди называют свои существительные, обяза-тельно повторяя все, что называлось до них. Если игроков мало(6—8 человек), то можно пройти два круга, когда каждому придется называть по два существительных.

4. При подведении итогов игры можно спросить у участников, получился целостный рассказ или нет? не испортил ли кто-то общий рассказ своим неудачным существительным? Если рассказ получился путаным и сумбурным, то можно попросить кого-то из игроков своими словами рас-сказать, о чем же был составленный рассказ, что там про-исходило (и происходило ли?). Можно также обсудить, насколько правдиво и типично был представлен трудовой день рассматриваемого профессионала.

Опыт показывает, что игра обычно проходит достаточно интересно. Участники нередко находятся в творческом напряжении и могут даже уставать, поэтому больше двух раз проводить данное игровое упражнение не следует.

Профориентационная игра "Профессия - специальность"

Данная игровая методика направлена на повышение у участников уровня осознания таких их понятий как специали-зация в рамках той или иной профессии и на расширение информированности о немалообразии профессионального труда.

Игровое упражнение может проводиться как в круге (от 6—8 до 15—20 участников), так и в работе с целым классом. По времени оно занимает от 10 до 15—20 минут. Общая процедура следующая:

1. Участникам объясняется, как соотносятся понятия профессия и специальность: профессия — группа родствен-ных специальностей (например, профессия—учитель, специальность — учитель физкультуры и т.п.).

2. Инструкция: “Сейчас будут называться профессии, а вам нужно будет по очереди называть соответствующие специальности”. Если кто-то из игроков называет сомнительные специальности или откровенно ошибается, ему можно задавать уточняющие вопросы. Допускаются небольшие обсуждения и дискуссии. Желательно, чтобы ве-дущий сам ориентировался в обсуждаемых профессиях, т. е. еще перед игрой сам попытался бы назвать соответствую-щие специальности.

Можно несколько усложнить игровую процедуру, предложив участникам называть специальности не по очереди, а по принципу “пинг-понга” (только что назвавший специальность игрок сам определяет, кто должен назвать следующую специальность, и т.д.). Такое усложнение хотя и вносит в игру некоторый сумбур, но заставляет многих на-ходиться в творческом напряжении.

По аналогичному принципу можно построить другие игровые упражнения: ПРОФЕССИЯ — УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ (называется профессия, а участники должны сказать, где реально можно ее приобрести); ПРОФЕССИЯ — МЕДИЦИНСКИЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ (для данной профессии); ПРОФЕССИЯ—ТРЕБУЕМЫЕ КАЧЕСТВА (проблема профессионально важных качеств) и т.д. Для повышения активизирующих возможностей данного упражнения можно разбить группу (класс) на команды и устроить соревнование между ними, кто больше назовет соответствующих названной профессии специальностей (учебных заведений, медицинских противопоказаний, профессионально важных качеств...).

Объективными показателями эффективности профориентации школьников являются: реализация выпускниками школ своих профессиональных намерений; выбор выпускниками школ профессий, нужных в данном регионе; производственная и общественная активность выпускников школ.

Анализ результатов

профориентационной работы в

МБОУ «СОШ № 5»

1. Наличие программы по профориентационной работе

Программа МБОУ «СОШ № 5» по профориентационной работе: «Пути профессионального самоопределения»

Цель программы : актуализация процесса профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей раскрытие и развитие способностей, воспитание трудовой мотивации, содействие принятию обоснованного решения о выборе направления дальнейшего обучения.

Задачи программы:

  1. Ознакомить обучающихся с миром профессий, с основами профессионального выбора в соответствии с интересами, склонностями, способностями каждого человека, с системой образования в России и путях получения профессий.
  2. Обеспечить обучающимся возможность соотнести свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности с помощью включения их в систему специально организованных профессиональных проб.
  3. Оказать помощь обучающимся в выборе дальнейшего профиля обучения на основе их индивидуальных психологических особенностей и мотивации.
  4. Развивать способности обучающихся делать профессиональный выбор, опираясь на собственные ресурсы и имеющуюся информацию.
  5. Организовать проведение мониторинга профессиональных и жизненных планов выпускников и их готовности к выбору профессионального пути.

Целевые группы: обучающиеся, педагоги, родители

2. Общее количество обучающихся (с 5 по 9 класс) – 439

3. Работа с учащимися:

5 - 7 классы

№ п/п

Основные мероприятия

класс

результат

Проведение классных часов по изучению мира профессий.

Выполнено

Встреча со специалистами «Центра занятости» населения, представителями различных профессий.

Выполнено

Проведение акций, посвящённых организации празднования дней профессий.

Выполнено

8 - 9 классы

№ п/п

Основные мероприятия

класс

результат

Организация тестирования и анкетирования обучающихся с целью выявления профессиональной направленности.

Выполнено

Предпрофильная подготовка

Курсы «Твой компас на рынке труда»

Выполняется

Организация и проведение экскурсий на предприятия и в учебные заведения города, встреч со специалистами «Центра занятости», представителями различных профессий.

Выполняется

Проведение классных часов по изучению профессиограмм профессий.

Выполнено

Проведение выставки «Выбор профессии – первый самостоятельный шаг, который зависит от вас».

Выполнено

Проведение конкурса сочинений у выпускников на тему: «Профессия, которую я выбрал, сегодня нужна и востребована».

Выполнено

Проведение конкурса рисунков у выпускников на тему: «Профессия, которая мне нравится».

Выполнено

Проведение индивидуальных и групповых консультаций для обучающихся.

Выполняется

Вовлечение обучающихся в общественно-полезную деятельность в соответствии с познавательными и профессиональными интересами.

Выполняется

Осуществление взаимодействия с учреждениями доп. образования (ДДТ, «Поиск», ДЮСШ).

Выполнено

  1. Формы работы с родителями:

Родительское собрание

Круглый стол

Совместные консультации со специалистами школы (педагоги, психологи)

5. Психологическое сопровождение профориентационной работы:

5.1. Виды работы:

Знакомство с профессиями, расширение знаний на курсах «Твой компас на рынке труда»;

Организация и проведение экскурсий на предприятия и в учебные заведения города, встреч со специалистами «Центра занятости», представителями различных профессий;

Организация тестирования и анкетирования обучающихся с целью выявления профнаправленности;

Проведение индивидуальных и групповых консультаций для обучающихся.

5.2. Используемые методики:

- «Карта интересов» А.Е.Голомштока, модификация Г.В.Резапкиной;

Дифференциально-диагностический опросник Е.А.Климова «Я предпочту»;

Тест Дж. Голланда по определению типа социальной направленности личности;

Сайт: www.proforientator.ru тест «Профориентатор (личностный блок)»;

Методика «Ориентир» И.Л.Соломина

Методика «Изучение профессиональных намерений и планов обучающихся» А.В. Головина;

- «Опросник профессиональных выборов» А.В. Кибирев;

Методика «Диагностики мотивационной структуры личности» В.Э. Мильман;

Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса;

- «Личностная шкала проявления тревоги» (Дж. Тейлор, адаптация Т.А.Немчинова);

Определение типа темперамента (Опросник Айзенка);

Диагностика структуры сигнальных систем (Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова);

Оценка уровня общительности (тест В. Ф. Ряховского);

- «Самооценка психических состояний» (Опросник Айзенка);

Тест К. Томаса « Стили разрешения конфликтов»;

Шкала ситуативной тревожности (Методика Кондаша).

6. Взаимодействие с учреждениями профессионального образования

  1. Взаимодействие с предприятиями, организациями

№ п/п

Наименование учреждения профессионального образования

Форма взаимодействия

Классы

Нефтегазовый колледж

экскурсия,

круглый стол

Нефтеюганский корпоративный институт

экскурсия,

круглый стол

Нефтеюганский профессиональный лицей

экскурсия,

круглый стол

СКБ Банк

экскурсия,

круглый стол

Пожарная часть -114 6-ОФПС

экскурсия,

круглый стол

ОАО «Нефтеюганский объединённый авиотряд»

экскурсия,

круглый стол

МУЗ «Станция скорой неотложной медицинской помощи»

экскурсия,

круглый стол

МУЗ «Станция переливания крови»

экскурсия, профессиональные пробы

круглый стол

ОМВД России по г. Нефтеюганску

экскурсия,

круглый стол

Туристическое агенство «ЮГРА-ИНТУР»

Экскурсия, круглый стол

МУ «Центр молодежных инициатив»

Проведение тренингов, веревочных курсов специалистами по работе с молодежью. Организация профессиональных проб.

8. Перечень учебников, методических комплексов, пособий, используемых в профориентационной работе:

№ п/п

Наименование учебника, метод пособия и др.

Год издания

Кому предназначено

Твоя профессиональная карьера

Чистякова С.Н.

2000

обучающиеся,

учителя

Твой компас на рынке труда

Бендюков М.А.

Соломин И.Л.

2000

обучающиеся,

учителя

Как выбирать профессию

Климов Е.А.

1990

обучающиеся,

учителя

Психология профессионального самоопределения

Климов Е.А.

1996

обучающиеся,

учителя

9. Социологические исследования, мониторинги по профессиональным планам и намерениям выпускников проведенные за последние 3 года

№ п/п

Тема исследования

сроки

класс

Количество респондентов

Итоги (результаты)

2008-2009

2009-2010

2010-2011

2008-2009

2009-2010

2010-2011

Определение профессиональных интересов и склонностей уч-ся

апрель

Радиотехника- 7 (5%)

5 (4%)

4 (3%)

Обработка материалов – 4 (3%)

3 (2%)

2 (1%)

Транспорт – 20 (14%)

25 (17%)

24 (16%)

Социология – 27 (18%)

22 (15%)

25 (17%)

Филология – 25 (17%)

24 (16%)

20 (13%)

Связи с общественностью – 8 (5%)

15 (10%)

18 (12%)

Экономика – 27 (18%)

25 (17%)

27 (18%)

Психология – 5 (4%)

5 (4%)

3 (2%)

Информационные технологии – 25 (17%)

23 (16%)

27 (18%)

Определение профессиональной направленности уч-ся

февраль

Общественно-гуманитарные – 64 (43%)

70 (48%)

72 (48%)

Физико-математические – 34 (23%)

40 (27%)

35 (23%)

Естественно-научные – 18 (12%)

11(7%)

25 (17%)

Технические – 23 (16%)

23 (16%)

12 (8%)

Определение смысложизненных ориентаций

март

Наличие цели в будущем – 45 (31%)

54 (37%)

65 (43%)

Психологи

Осуществление диагностической, профилактической, коррекционно-развивающей деятельности

Педагог-организатор

Организация экскурсий на предприятия, проведение встреч, круглых столов со специалистами предприятий и организаций города

Классный руководитель

Проведение классных часов по профессиональной ориентации

Заместитель директора по УВР

Координация деятельности педагогического коллектива по проведению профессиональной ориентации в образовательном учреждении

Мероприятия

При выборе форм и методов проведения профориентационного мероприятия важно не отклоняться от общей цели профориентационной работы - подвести учащегося к взвешенному, самостоятельному выбору профессиональной деятельности.

В этом случае наиболее важным компонентом системы профессиональной ориентации учащихся будет являться профессиональное просвещение – сообщение учащимся сведений о содержательной стороне различных профессий, способах и путях их получения, о их значении в экономике региона и страны; об особенностях регионального рынка труда, потребностях в кадрах; о требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, об уровне оплаты труда и т.п.

Поэтому выбранные формы и методы должны способствовать доходчивому , достоверному и наглядному информированию учащихся о мире профессий и специальностей, обеспечивать тем самым информационную поддержку процесса самоопределения.

В профориентационной дидактике имеется широкий диапазон форм и методов работы. Классификация их по разным основаниям не является задачей пособия. В данном случае приводится перечень мероприятий профориентационного характера в единстве форм и методов.

Мероприятия профориентационной работы:


  • дни открытых дверей;

  • ярмарки профессий;

  • профориентационные экскурсии (на предприятия, в фирмы, организации, в учреждения довузовского профессионального образования, в учреждения высшего профессионального образования);

  • тематические классные часы;

  • тематические родительские собрания;

  • встречи со специалистами различных профессий и работодателями;

  • уроки профориентации;

  • профориентационные тренинги;

  • предметные недели;

  • недели прикладного творчества;

  • ярмарки - выставки творческих работ, выступления художественной самодеятельности;

  • деловые игры, конкурсы, викторины, спортивные мероприятия;

  • конкурсы рисунков, сочинений;

  • беседы (справочно-информационные, профориентационно – профилактические, профдиагностические);

  • профессиональные пробы;

  • трудоустройство учащихся в каникулярное время;

  • субботники, генеральные уборки, трудовые десанты;

  • летний лагерь труда и отдыха;
а также такие направления работы, как:

  • профессиональная диагностика;

  • индивидуальные и групповые консультации профориентационного характера;

  • работа школьных и внешкольных кружков по профессиональным интересам, факультативов и предметных кружков;

  • работа профориентационного клуба;

  • научно-исследовательская работа учащихся;

  • работа сайтов учреждений профессионального образования;

  • создание/применение мультимедийных презентаций, видеороликов, учебных фильмов, компьютерных информационно-справочных систем;

  • публикация рекламных объявлений, имидж-статей об учебных заведениях в газетах и справочниках;

  • издание информационных материалов (буклеты, проспекты, информационные листки и т.п.);

  • оформление уголков профориентации.
Некоторые профориентационные мероприятия можно проводить в разной форме в зависимости от поставленной цели и возрастных особенностей учащихся. Например, профориентационно – профилактическая беседа возможна и в индивидуальной форме, и в форме классного часа, и в форме общешкольного мероприятия. На практике чаще всего используется групповая форма мероприятий (класс, учебная группа, подгруппа), реже индивидуальная и массовая.

При выборе форм и методов мероприятия следует учитывать некоторые общие принципы , не зависящие от возрастных особенностей учащихся.


  1. Используемые формы, приемы и методы должны соответствовать заявленной цели.

  2. В течение одного мероприятия необходимо чередовать виды деятельности учащихся.

  3. Принцип наглядности актуален для учащихся всех возрастов.

  4. Профориентационное мероприятие должно быть органически «вплетено» в учебный процесс, а не «стоять обособлено» от учебной деятельности учащихся. Примером может служить проведение словарного диктанта по профессиям или знакомство с историческим аспектом профессии.

  5. Принцип активности и вовлеченности актуален для учащихся всех возрастов.
Для сравнения:

или

или

Учащиеся заучивают наизусть стихотворение о профессии

и

Учащиеся сами сочиняют стихотворение о профессии

  1. В большинстве случаев профориентационная информация является для учащихся новой и требует разъяснения и времени на усвоение. Поэтому необходимо на одном мероприятии раскрывать один аспект темы и не перегружать его целями и задачами.

  2. Весь материал мероприятия должен излагаться на доступном учащимся языке. Следует избегать профессионального сленга и сложных терминов.

  3. Присвоению информации будет способствовать выполнение учащимися предварительно полученного задания, связанного с темой мероприятия. Чем старше учащиеся, тем больше внимания нужно уделять их самостоятельной предварительной подготовке материала.

  4. Закреплению результата мероприятия будет способствовать нечто, что учащиеся смогут «унести с собой»: результаты диагностики, рисунок, домашнее задание, награда, диплом, информационный буклет, визитка и т.п.

  5. Применение рисуночных методик требует значительных временных затрат.

  6. При проведении профориентационных экскурсий следует не отклоняться от их основной цели - показа существенных характеристик профессии, условий труда специалистов.

  7. При посещении массовых мероприятий – выставок, ярмарок и т.п. – необходимо разъяснить учащимся их общий смысл, нацелить на осознанное восприятие.

  8. При прочих равных условиях следует отдавать предпочтение мероприятиям, проводимым вне стен учебного кабинета (в частности, экскурсиям), и мероприятиям с участием приглашенных специалистов (например, работник - представитель профессии или специальности, врач-профпатолог, специалист Центра занятости населения, специалист Центра профориентации и психологической поддержки населения, профориентаторы-волонтеры учреждений профессионального образования и др.). В подобных случаях срабатывает эффект новизны, эффект наглядности, эффект практической деятельности, эффект статусности/авторитетности, что оказывает значительное положительное воздействие на учащихся.

  9. По возможности нужно увеличивать долю совместной деятельности учащихся. Важно помнить, что на степень включенности учащихся в групповую работу сильно влияет их расположение в пространстве помещения.
При классической схеме расположения учащихся в кабинете каждый из них способен взаимодействовать преимущественно с педагогом , только с ним он может иметь полноформатный визуальный и речевой контакт. Такой вариант размещения учащихся не предполагает их активного взаимодействия.

Для организации полноценной совместной деятельности учащихся лучше прибегнуть к другому их взаимному расположению.

Выбор подходящего для конкретной группы учащихся варианта расположения будет зависеть от:


  • цели и характера проводимого мероприятия;

  • количества участников;

  • наличия необходимого оборудования.
Различные схемы размещения учащихся имеют свои достоинства и недостатки, с которыми можно ознакомиться в нижеприведенной таблице (- участники,

Ведущий).


Схема расположения

Преимущества использования

Ограничения использования

Квадрат


Все места воспринимаются равными по статусу. Применимо для большого количества участников

Трудно удерживать контакт глазами со всеми участниками. Непригоден для неформального взаимодействия

«Сплошной» квадрат


Увеличивает вовлеченность участников в процесс групповой работы

Непригоден для неформального взаимодействия. Для эффективного применения требуется большое пространство

Прямоугольник


Позволяет разместить большое количество участников

Трудность обзора. Короткие стороны прямоугольника создают «позицию власти», что может привести к положению неравенства участников

Ряды


Официальность

Трудность обзора. Снижает вовлеченность участников в процесс работы

«Ёлочка»




Позволяет взаимодейство-

вать между «столами» и «рядами». Создание «командного» чувства



Может привести к противостоянию, возникновению соревновательно-

го настроя



U-образное и V- образное расположение


Позволяет педагогу передвигаться внутри группы, давать индивидуальные консультации и рекомендации

Подходит только для малых и средних групп

«Бистро»




Подходит для неформального взаимодействия, для ситуаций, когда за столами решаются разные задачи

Могут возникнуть трудности с контролировани-ем деятельности групп. Не подходит для программ, требующих контакта глаз всех участников

Круглый стол


Равенство всех участников. Хороший обзор. Высокий уровень вовлеченности

Отсутствие явного лидера.

Для эффективного применения требуется большое пространство

Необходимо проанализировать на предмет его эффективности, т.е. нужно понять, достигнуты ли поставленные цели и ожидаемые результаты, и определить практическую ценность мероприятия – приобретение знаний и навыков, способствующих осознанному выбору профессии и эффективному поведению на рынке труда.

Результаты оценки эффективности мероприятия важны для совершенствования его программы и для дальнейшего планирования профориентационной работы в целом. Эффективность отдельного мероприятия значительно возрастает, если оно является логическим продолжением предыдущей работы. Поэтому так важно вести системную профориентационную работу.

Методики и критерии оценки необходимо разработать заранее. Оценивать можно как мероприятие в целом, так и его отдельные части и аспекты.

Оценить эффективность мероприятия можно, например, по модели Д.Киркпатрика, согласно которой оценка производится на нескольких уровнях:


  1. Уровень непосредственных впечатлений .
На этом уровне фиксируются субъективные мнения, суждения и оценки участников мероприятия – их эмоциональное состояние, интерес, внимание, их мнение о полезности , уровне сложности материала и заданий.

Оценку на этом уровне имеет смысл проводить сразу по завершению мероприятия.

Для изучения субъективных оценок участников мероприятия используются такие методы получения обратной связи, как;


  • опрос. Проводится в форме интервью, группового обсуждения, дискуссии. При групповом обсуждении, как правило, задается схема/структура отзыва – указывается, на какие моменты нужно обратить внимание при оценке. Например, участникам предлагается определить:
- самое яркое впечатление от мероприятия;

Что полезного для себя вы вынесли;

Выводы, который вы для себя сделали и т.п.


  • анкетирование. Участники заполняют заранее подготовленную оценочную анкету (образец см. в Приложении), в которую включён стандартизованный набор вопросов. С помощью анкеты можно оперативно оценить первое впечатление от мероприятия, вызванный интерес, качество содержания, полезность приобретённых знаний и навыков и т.п.

  • коллаж. Участникам предлагается, используя снимки, иллюстрации из старых журналов, открытки и другие визуальные материалы, сделать коллаж. Тему для него задает педагог или сами участники. Например
- «Этого я никогда не забуду…»;

- «Это очень важно для построения моей профессиональной карьеры…»;

- «Что я узнал и чему научился…».

В процессе работы над коллажем участники самостоятельно вспоминают все мероприятие и тем самым закрепляют полученные знания, вырабатывают к ним осознанное отношение, понимают их практическую ценность.

При работе над коллажем большую группу лучше разбить на несколько подгрупп.


  • мишень («дартс») . Хороший способ визуализировать оценки (и индивидуальные, и особенно – групповые). Оценочная шкала изображается на доске, флипчарте или листе ватмана в виде концентрических кругов – «мишени». Каждому кругу мишени сопоставлен балл оценки. Мишень разбивается на секторы, представляющие все рассматриваемые параметры: удовлетворенность формой подачи материала, практичность материала, доступность для понимания, информативность, актуальность и т.п. Каждый участник оценивает мероприятие, отмечая на мишени баллы, соответствующие его оценке каждого параметра. Можно использовать настоящую мишень для игры в «дартс», на которую участники смогут наклеивать цветные стикеры.
Эта методика экспресс-оценки достаточно эффективна тогда, когда на подведение итогов остается мало времени.

  1. Уровень усвоения.
На этом уровне оценивается, насколько усовершенствовались знания, развились умения и изменились установки участников.

Оценить произошедшие изменения можно только в сравнении с исходным уровнем знаний , умений и установок. Поэтому так важно ещё на этапе подготовки программы мероприятия параллельно разработать и чёткие методы измерения результатов.

На этом этапе традиционно используются такие методы оценки, как поведенческие тесты, тематические опросники, контрольные упражнения, наблюдение и т. д. Необходимо оценивать индивидуальный прогресс участников.


  1. Уровень поведения.
На данном уровне оцениваются практические результаты мероприятия: используются/реализуются ли приобретённые участниками знания, умения и установки в жизненных ситуациях (в отличие от учебных) и насколько эффективно они используются.

На данном этапе можно применить такие методы, как структурированное наблюдение, ведение самоотчетов и т.д.


При переходе от уровня к уровню процесс оценки становится более трудным и требует больших временных затрат. Поэтому на практике чаще всего используется оценка мероприятия на уровне непосредственных впечатлений (понравилось/не понравилось, было интересно/не интересно, полезно/бесполезно и т.п.). Оценка на более высоком уровне практически не используется.
Эффективность проведенного мероприятия подтверждается и достижением запланированных результатов.

Основными результатами профориентационного мероприятия или профориентационной работы в целом являются:


  • повышение уровня осведомленности учащихся о мире профессий и эффективном поведении на рынке труда. Здесь важно учитывать какой уровень знаний о мире профессии и региональном рынке труда был у учащихся до мероприятия/комплекса мероприятий и как он изменился после проведенной работы . Например
- до мероприятия учащийся называл 10 профессий, после - 20;

До мероприятия мог рассказать о содержании 5 профессий, после – 10 и т.п.;


  • повышение уровня знаний учащихся о своих профессиональных интересах, способностях и личностных особенностях . Здесь важно учитывать, какой уровень представлений был у учащихся до мероприятия/комплекса мероприятий и как он изменился после проведенной работы, и обратить внимание на адекватность этих представлений;

  • увеличение количества учащихся, имеющих обоснованный индивидуально-профессиональный план;

  • увеличение количества учащихся, имеющих обоснованные запасные варианты выбора профессии;

  • увеличение количества учащихся, имеющих конкретную профессиональную цель;

  • и др.
В целом, оценка эффективности профориентационного мероприятия имеет неоспоримую сложность, вызванную тем фактом, что невозможно быстро и достоверно получить ответ на вопрос, насколько выбор, сделанный самоопределяющейся личностью или оптантом, является правильным и точным, поскольку главным критерием оценки здесь выступает сама человеческая жизнь, состоявшаяся или несостоявшаяся. 1

Изменения в условиях оплаты труда учителей школ приводят к конкуренции за выпускников 9-х классов между школами и учреждениями среднего профессионального образования. Централизованное вовлечение учащихся в систему профориентационных мероприятий, проводимых в учреждениях среднего профессионального образования, становится затруднительным. Необходим поиск эффективных методов, которые в рамках одного мероприятия позволяли бы заинтересовать учащихся и давали бы им возможность оценить свои способности в том или ином направлении. В статье предложена технология модерации как способ организации групповой работы, где участники в ходе дискуссии и совместной деятельности, в процессе взаимного обучения формируют новые представления о мире профессий. В статье приводятся примеры применения технологии модерации на профориентационных мероприятиях для учащихся школ и для студентов учреждений среднего профессионального образования, на этапе профессионального самоопределения, представлены положительные результаты профориентационных мероприятий с применением технологии модерации.

профориентация в колледже

профессиональная ориентация

профессиональное самоопределение

технология модерации

групповая работа

модератор

1. Воронин И.В. Представления об эффективности профориентационной работы у подростков // Психологическая наука и образование. – 2007. – № 5. – С. 100–110.

2. Жолован С.В. Эффективность форм профориентационной работы как фактор повышения качества профессионального образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ibl.ru/konf/021210/index.shtml (дата обращения: 02.10.2012).

3. Карелова Р.А. Взаимодействие с работодателем в рамках профориентационной деятельности // Перспективы развития профессионального образования в социально-экономических условиях современной России: сборник статей Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием (Екатеринбург, 23 апреля 2013 г.). – Екатеринбург: УрФУ, 2013. – С. 175–178.

4. Пасечникова Т.В. Сценарий профориентационного мероприятия: от идеи к проведению: методическое пособие. – Самара: Изд-во ЦПО, 2010. – 59 с.

5. Петров А.В. Дискуссия и принятие решений в группе: технология модерации. – СПб.: Издательство «Речь», 2005. – 80 с.: ил.

6. Психология: учебник для гуманитарных вузов. – 2-е изд. / под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2009. – 656 с.: ил.

7. Neuland M. The World of Moderation / Michele Neuland. . – Kunzell: Neuland Verl. Fur lebendiges Lernen, 1998.

Профессиональная ориентация как «система мероприятий по ознакомлению с миром профессий и содействию в выборе профессии сообразно желаниям, склонностям и интересам человека и с учетом его способностей и возможности работать в избранной профессии» является частью процесса деятельности учреждений среднего профессионального образования (далее - СПО), обеспечивающей набор студентов согласно государственному заказу.

Выбор будущей профессии адекватно способностям и интересам учащегося определяет успешность освоения профессиональных дисциплин и приобретения опыта профессиональной деятельности. Выбор, продиктованный желаниями родителей, мнением друзей или другими факторами, снижает мотивацию к обучению, что впоследствии ведет к неуспеваемости студентов по дисциплинам, а иногда и отчислению из учебного заведения. Поэтому перед педагогическим коллективом учреждений СПО стоит задача по проведению профессиональной ориентации с учащимися таким образом, чтобы они могли адекватно соотнести свои желания с возможностями и сделать осознанный выбор будущей профессии.

Профориентационная дидактика представляет достаточно обширный круг форм и методов работы: дни открытых дверей, экскурсии, встречи со специалистами различных профессий, тематические классные часы, уроки профориентации, деловые игры и тренинги, конкурсы, викторины, беседы, профессиональные пробы . В Нижнетагильском горно-металлургическом колледже имени Е.А. и М.Е. Черепановых профориентационная работа с учащимися общеобразовательных учебных учреждений ведется систематически в нескольких направлениях: дни открытых дверей, профориентационные мероприятия и профессиональные пробы, экскурсии для школьников в Геологический и Исторический музеи колледжа. Работники библиотеки проводят конкурсы и викторины для школьников и студентов, организуют выставки изданий, в том числе редких книг по профессиям. Учащиеся 9-х классов приглашаются на конференции, где студенты колледжа выступают после прохождения производственной практики на предприятиях города и рассказывают об особенностях работы по той или иной профессии. В рамках социального партнерства совместно с Горно-металлургической школой разработан факультативный курс «Отрасли общественного производства» для учащихся 9-х классов в объеме 34 часов. Учителя школы и преподаватели колледжа проводят беседы о различных специальностях, подготовка по которым осуществляется в колледже, учащиеся выполняют элементы лабораторных работ. В последнее время возобновились кинолектории, заключен договор с одним из кинотеатров города, стали активно разрабатываться мероприятия с элементами профессиональных проб, где учащиеся могут испытать свои силы в решении задач, и пр.

Эффективность проведения дней открытых дверей самая высокая (52 %), но недостаточная, т.к. используется систематически, но в традиционной форме. Активные формы профориентационной работы, несмотря на ограниченность их использования, подтверждают свою эффективность (профориентационные игры, викторины, фестивали - 45 %, профессиональные пробы - 33 %, мастер-классы - 30 %) .

Однако с переходом на новую систему оплаты труда учителей школы между школами и учреждениями СПО появилась конкурентная борьба за выпускников 9-х классов. Школам выгоднее, чтобы учащиеся продолжали обучение в 10 и 11-х классах, а учреждения СПО заинтересованы в том, чтобы выпускники 9-х классов пришли приобретать профессию. Поэтому эффективность таких мероприятий, как презентации образовательного учреждения (далее - ОУ) в школах, экскурсии в ОУ СПО, достаточно низкая, поскольку обусловлена незаинтересованностью школ города в совместной с учреждениями НПО и СПО профориентационной работе . Отсюда трудности в организации систематических мероприятий с одной и той же группой школьников по ознакомлению с профессиями и содействию в выборе. Хотя эффективность отдельного мероприятия значительно возрастает, если оно является логическим продолжением предыдущей работы.

Требуется подбор таких форм и методов организации профориентационной работы, которые позволяли бы в сжатые сроки, в ограниченных временных рамках и представлять особенности профессии, и оценить свои возможности учащимся (хотя бы частично).

Используя в учебно-воспитательном процессе при подготовке специалистов среднего звена технологию модерации, мы нашли способ ее применения и в профориентационной работе.

Модерация - это метод работы в группе и с группой. Сама идея модерации активно разрабатывалась с середины 1960-х годов как средство нахождения компромисса между руководителем и подчиненным, заказчиком и исполнителем. Это было связано с общественными волнениями, вызванными политическими событиями, когда люди захотели активно участвовать в принятии решений, которые касались их прав, и требовали внимания к своим нуждам .

Несмотря на то, что технология модерации «разрабатывалась как технология групповой работы, в которой с помощью рабочих техник создаются условия для принятия эффективных решений в группах специалистов различного профиля, с разной подготовкой, зачастую различными взглядами на рассматриваемую проблему…» , обобщенной целью модерации является организация групповой работы в режиме сотрудничества при соблюдении равноправия ее участников, в то время как гибкость модерации, которая включает не один метод или конкретный набор приемов, а совокупность различных методов, приемов, техник и их вариаций, имеет потенциал для применения не только в сфере профессиональной подготовки, переподготовки или тренингов, но и в образовательной деятельности учебных заведений различного уровня.

Если кратко, то модерация подразумевает организацию группового взаимодействия для решения общей проблемы таким образом, что руководитель мероприятия (тренер, ведущий или преподаватель) становится модератором, и его задача - сглаживать возможные конфликты, умерять работу команд, но не руководить процессом. Решение проблемы происходит за счет внутреннего потенциала группы, в том числе за счет холистической концепции (при объединении частей в целое появляется некий групповой потенциал, который каждой части по отдельности не присущ).

Модерация включает в себя визуализацию материала, мнений, решений, выводов, постоянную коммуникацию, обратную связь.

Далее будет описан элемент профориентационной работы, который может быть включен в различные мероприятия: лекции-беседы со специалистами, кинолектории, профессиональные пробы, серию уроков в рамках факультативных занятий и т.д.

Профессиональная ориентация не должна включать исключительно рекламу той или иной профессии, как это зачастую происходит на лекциях, беседах, проводимых преподавателями ОУ, специалистами с предприятий или на днях открытых дверей в ОУ. На сегодняшний момент в программах общего среднего образования отсутствует обязательная составляющая начального профессионального образования, организуемая учебно-производственными комбинатами, что лишает учащихся возможности знакомиться с трудовыми процессами и содержанием труда рабочих на предприятиях. Поэтому у школьников практически нет возможности оценить свои, способности и пригодность к той или иной профессии.

В рамках такой ситуации становится актуальным проведение профессиональных проб, моделирующих элементы конкретного вида профессиональной деятельности и способствующих сознательному, обоснованному выбору профессии. Подготовка сценариев профессиональных проб и самих заданий, которые были бы под силу школьникам, требует больших временных затрат и в данный момент находится на начальной стадии разработки в колледже.

Однако важна и собственная оценка учащихся относительно своих способностей и возможностей.

Профориентационные мероприятия. Ход элемента

Учащиеся разделяются на группы по 3‒5 человек случайным образом (например, вытягивая номер своей команды). Каждой команде выдаются листы формата А2 (или А1), разноцветные самоклеящиеся стикеры, маркеры.

Командам предлагается создать модель специалиста по рассматриваемой на мероприятии профессии.

Учащимся необходимо в группах составить модель того специалиста, которого они представляют. То есть актуализировать те знания, понятия, догадки, которые у них есть, объединить это в один образ и продемонстрировать другим командам.

У школьников такое задание, конечно, может вызвать затруднения, поэтому в задачи модератора входит помочь им, подсказать, в каких направлениях следует действовать.

Необходимый инструментарий: листы формата А2 или А1 по количеству сформированных команд, самоклеящиеся стикеры различных цветов или форм, маркеры разных цветов.

Модератор дает следующие комментарии для учащихся: отразить на своей модели следующие аспекты специалиста по выбранной профессии: «Что делает? С чем делает? Какой должен быть человек? Возможно, какие у него могут быть увлечения? Должен ли он общаться с другими людьми? Как общаться? Где он должен учиться? Какие предметы знать? Нужно ли ему узнавать что-то новое? Почему? Должен ли он быть сильным?»

Каждая команда представляет модель своего специалиста для остальных команд, перечисляя то, что, по их мнению, является важным. Обычно команды изображают на своем листе образ человека и располагают вокруг него перечень качеств. Качества, относящиеся к разным категориям, учащиеся выделяют разными цветами маркеров или записывают на стикеры разного цвета.

Другие команды по ходу выступлений могут добавлять на свою модель те пункты, которые по каким-либо причинам не были отмечены ранее.

На модель вносятся кратко мнения участников команды относительно своих ощущений, могли бы они работать по этой специальности или нет, в чем их плюсы и минусы.

Модель фотографируется, распечатанные модели вручаются участникам мероприятия в качестве памятки.

Учащиеся могут чувствовать себя скованно. Поэтому задача модератора состоит в том, чтобы направить деятельность команды на совместное обсуждение темы, сгенерировать идеи, выбрать наиболее подходящую, создать образ, заполнить его необходимым материалом.

Оценка эффективности мероприятия

Оценка эффективности профориентационного мероприятия имеет сложность, вызванную невозможностью быстро и достоверно получить ответ на вопрос, насколько выбор, сделанный самоопределяющейся личностью, является правильным и точным .

Оценивать можно как мероприятие в целом, так и его отдельные части и аспекты. Мы рассматривали часть мероприятия, которая проводилась с применением технологии модерации. Оценка эффективности мероприятия проводилась на уровне непосредственных впечатлений, то есть фиксировались субъективные мнения, суждения и оценки участников мероприятия. Оценка мероприятия на уровне усвоения и поведения проблематична, требует больших временных затрат , так как подразумевает длительный систематический контакт с группой учащихся (что в сложившихся условиях маловероятно).

В модерации обязательным условием является наличие обратной связи, которая проводится с использованием визуализации и вербализации. Получение обратной связи организуется методом опроса. Каждой команде задается схема отзыва: каждому участнику необходимо для себя ответить на ряд вопросов и отметить ответы на своей модели (галочками, дополнительными стикерами). Вопросы для отзыва участников: «Что нового я узнал о профессии? Какие качества нужны, чтобы стать успешным специалистом по рассматриваемой специальности? Какие качества есть у меня? Каких качеств не хватает?» Количество ответов на вопросы рефлексии со стороны группы подсчитывается. В случае, если участников немного и временные рамки позволяют, можно заслушать мнения учащихся вслух.

В табл. 1 представлены результаты обратной связи с учащимися после мероприятия с применением технологии модерации. Создание модели специалиста апробировалось на трех различных группах школьников 9-х классов.

Таблица 1

Результаты опроса учащихся после проведения мероприятия

Из результатов опросов видно, что учащиеся были активны на этапе рефлексии. Цель этапа мероприятия с применением технологии модерации была достигнута: участники сопоставили имеющиеся у них качества и интересы с теми, которые необходимы для успешного осуществления профессиональной деятельности по рассматриваемой специальности.

Применение технологии модерации в профессиональном самоопределении

Применение технологии модерации возможно и на этапе профессионального самоопределения, то есть в ориентировании студентов на добросовестное получение профессии, на стремление к построению карьеры по выбранному направлению и т.д.

Здесь преподаватель перестает быть наставником, и студенты становятся субъектами деятельности.

Технология модерации может применяться и в работе по профессиональному самоопределению, то есть со студентами колледжа, уже выбравшими будущую профессию.

Примером профориентационного мероприятия для студентов СПО, проводимого в Нижнетагильском горно-металлургическом колледже с применением технологии модерации, является мероприятие «Моя будущая профессиональная карьера» .

Студенты предварительно делятся на несколько команд, каждая из которых получает задание по поиску информации из различных источников. Это информация о предприятиях города, где могут осуществлять свою профессиональную деятельность будущие выпускники по своей специальности (команда «Предприятия»), информация о необходимых условиях устройства на работу (команда «Отдел кадров»), сведения об образовательных учреждениях, где могут быть получены дополнительные квалификации работника для продвижения по карьерной лестнице (команда «Учебные заведения»), информация об особенностях той или иной должности по выбранной специальности («Соискатели»). По окончании сбора информации команды собираются в аудитории, обсуждают результаты своей работы, формулируют основные моменты. Модератор фиксирует всю представленную студентами информацию на доске в виде пирамиды карьерного роста. То есть обсуждаются должности, на которых могут поработать выпускники колледжа, устроившись на то или иное предприятие, какие им нужны навыки и опыт, какова ответственность, где они могут получить дополнительное образование, какие документы нужно предоставить для трудоустройства и т.д. После завершения построения пирамиды производится оценка эффективности мероприятия в виде опроса. Студентам предлагается высказаться, какие из рассмотренных должностей им интересны, на каких они смогли бы работать, какие качества предстоит для этого в себе развивать, какие знания, опыт приобретать.

Таблица 2

Активность участников во время итогового опроса

При апробации мероприятия была зафиксирована активность всех его участников в обсуждении, в формулировании перспектив своего дальнейшего профессионального развития. В завершение мероприятия свое мнение высказали все члены команд и отметили, что узнали что-то новое для себя, определили набор навыков, необходимых для осуществления эффективной профессиональной деятельности и продвижения по карьерной лестнице. Результаты рефлексии представлены в табл. 2.

Результаты опроса, демонстрирующие высокую активность участников мероприятия, свидетельствуют о том, что технология модерации может быть применена и на этапе профессионального самоопределения студентов колледжа.

Профориентация - это не только знакомство с миром профессий, но и содействие в выборе будущей профессии. Рассмотренная технология модерации может быть использована как одна из форм проведения этапов различных профориентационных мероприятий. Это могут быть беседы-лекции, профессиональные пробы, игры и викторины. Данная технология позволяет сделать участников субъектами процесса. При групповой работе происходит взаимное обучение, передача друг другу знаний и опыта.

Рецензенты:

Лапенок М.В., д.п.н., к.т.н., доцент, директор института математики, информатики и информационных технологий, Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург;

Попов С.Е., д.п.н., доцент, профессор кафедры естественных наук и физико-математического образования, Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт, (филиал) Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Нижний Тагил.

Библиографическая ссылка

Карелова Р.А. ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ МОДЕРАЦИИ В ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЕ // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-21. – С. 4755-4759;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=38064 (дата обращения: 19.12.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»