Экспортные субсидии. Финансовые методы торговой политики Понятие "субсидия" в ВТО

Понятие "субсидия" в ВТО

В рамках ВТО правила в отношении использования субсидий установлены в Соглашении по субсидиям и компенсационным мерам (ССКМ) , где даны четкие положения в области применения субсидий и компенсационных мер, в частности: определение субсидий, классификация их в зависимости от воздействия на условия торговли и правомерности применения; правила проведения компенсационных расследований и применения компенсационных мер, и оспаривание правомерности применения субсидий в рамках системы разрешения споров ВТО в тех случаях, если применение субсидий оказывает негативное воздействие на торговлю.

Понятие «субсидия» в ВТО достаточно широкое и включает в себя практически все виды прямой и косвенной финансовой поддержки экономических операторов.

Понятие "субсидия" в ВТО

Субсидирование является одним из важнейших инструментов торговой политики. Посредством субсидий правительства поддерживают своих производителей, делая их более конкурентоспособными, что в результате оказывает влияние на международную торговлю.

Такое влияние может привести к тому, что субсидируемые товары становятся более конкурентоспособными на своем внутреннем рынке по сравнению с иностранными товарами и в таком случае субсидия фактически является барьером в доступе на рынок субсидирующего государства. Предоставление субсидии иностранным государством может привести к тому, что отечественные товары не смогут конкурировать с иностранными товарами на своем внутреннем рынке, так как благодаря субсидии иностранные компании могут поставлять свой товар по заниженным ценам. Благодаря полученным субсидиям иностранные компании могут также вытеснить российский товар с международных рынков.

В первую очередь считаем необходимым отметить, что ВТО не запрещает использование субсидий в целом. Более того, в рамках ВТО субсидии рассматриваются как важный инструмент экономического развития, особенно для стран с развивающейся экономикой или с экономикой переходного периода. В ВТО запрещены только экспортные и импортозамещающие субсидии, как, например, экспортные кредиты, соответствующие условиям Договоренности об официальных экспортных кредитах ОЭСР, не будут рассматриваться как запрещенные экспортные субсидии.

В рамках ВТО правила в отношении использования субсидий установлены в Соглашении по субсидиям и компенсационным мерам (ССКМ), где даны четкие положения в области применения субсидий и компенсационных мер, в частности: определение субсидий, классификация их в зависимости от воздействия на условия торговли и правомерности применения; правила проведения компенсационных расследований и применения компенсационных мер, и оспаривание правомерности применения субсидий в рамках системы разрешения споров ВТО в тех случаях, если применение субсидий оказывает негативное воздействие на торговлю.

Положения ССКМ являются обязательными для применения всеми членами ВТО.

В основном положения ССКМ распространяются на промышленные товары, так как субсидирование сельскохозяйственных товаров регулируются в ВТО отдельным соглашением.

Понятие «субсидия» в ВТО достаточно широкое и включает в себя практически все виды прямой и косвенной финансовой поддержки экономических операторов.

Ряд признаков, определяющих субсидию, сформулирован в статье 1 ССКМ, согласно которой «субсидия существует, когда:

(а)(1) оказывается финансовое содействие правительством или любым государственным органом в пределах территории члена ВТО, т.е. когда:

i - правительство практикует прямой перевод денежных средств (например, в виде дотаций, займов или покупки акций) или принимает на себя обязательства по переводу таких средств (например, гарантий по займам);

i i - правительство отказывается от причитающихся ему доходов или от их взимания (например, налоговые льготы, такие, как налоговые кредиты);

i i i - правительство предоставляет товары или услуги помимо общей инфраструктуры, или закупает товары;

iv - правительство осуществляет платежи в механизмы финансирования или поручает, либо предписывает частному лицу выполнять одну или несколько функций, перечисленных в подпунктах i-iii, которые обычно возлагаются на правительство, причем на условиях, которые фактически не отличаются от обычной практики правительств;

(а)(2) существует любая форма поддержки доходов и цен в смысле статьи XVI ГАТТ 1994;

(б) таким образом предоставлялось преимущество».

ССКМ особо выделяет специфические субсидии, в отношении которых могут быть применены компенсационные меры. Главный признак специфичности субсидии - ограниченность доступа предприятий к получению субсидии, когда не все предприятия могут ее получить, а в результате создаются искусственные конкурентные преимущества для отдельных лиц.

Субсидия не является специфической , если установлены объективные критерии для ее получения, которые применяются автоматически. Например, применение налоговых льгот к малым предприятиям, численность персонала которых не превышает 15 человек, без ограничения секторов экономики, в которых могут применяться эти льготы, не будет являться специфической субсидией. Однако, когда применение таких правил не позволяет четко определить, является ли субсидия специфической, статья 2 ССКМ допускает принятие во внимание дополнительных факторов, например, фактическое получение субсидии ограниченным числом предприятий или диспропорции при выделении субсидий с учетом реальной фирменной структуры экономики.

Специфическими являются и субсидии, предоставление которых ограничено определенным географическим регионом за исключением различий, связанных с применением обычной системы налогообложения, которая может различаться в субъектах федеративного государства. Однако если уровень региональных налогов в каком-либо субъекте федерации ниже, чем в других областях, то такая субсидия не будет специфической.

В ССКМ была введена классификация видов субсидий в зависимости от степени их влияния на торговлю. Изначально было заложено деление субсидий на следующие виды:

- «красные» субсидии - запрещенные в рамках ВТО субсидии, смысл которых заключается в увязке по закону или фактически в качестве единственного или нескольких условий с результатами экспорта или с использованием отечественных товаров вместо импортных;

- «желтые» субсидии - субсидии применение которых может привести к применению определенных мер противодействия со стороны других членов при соблюдении условий, предусмотренных в ССКМ;

- «зеленые» субсидии - разрешенные субсидии, в отношении которых не применяются как компенсационные меры, так и другие меры противодействия, предусмотренные ССКМ. В соответствии со статьей 31 ССКМ зеленые субсидии применялись в течение 5 лет с момента подписания этого соглашения. После этого стороны должны были продолжить переговоры по порядку предоставления этих субсидий. До настоящего времени переговоры еще не завершены.

Компенсационные меры

Компенсационные меры могут быть введены против товара, производителям и экспортерам которого иностранное государство предоставляет специфические субсидии, и поставки такого субсидируемого товара наносят ущерб местным производителям, т.е. основной целью введения компенсационных мер является борьба с несправедливой конкуренцией.

Компенсационные меры вводятся в виде пошлин на срок до 5 лет для устранения этого преимущества. Мера может быть продлена в результате ее пересмотра. Однако, в отличие от антидемпинговых мер, действие компенсационной меры должно быть прекращено в случае прекращения субсидирования.

Для введения компенсационной меры необходимо провести расследование, в ходе которого органу расследования необходимо доказать наличие трех факторов:

Наличие специфических субсидий, предоставляемых иностранным производителям;

Наличие материального ущерба, нанесенного отечественной промышленности, либо угрозы нанесения материального ущерба или существенного замедления развития отрасли;

Наличие причинно-следственной связи между субсидируемым импортом и ущербом, который наносится отечественной промышленности.

Компенсационные меры могут быть введены в отношении импортного товара, который является аналогичным по отношению к товару, производимому отечественной отраслью, которой наносится ущерб субсидируемым импортом.

Формой применения компенсационных мер могут быть как компенсационные пошлины, так и обязательства:

Устранить или ограничить субсидирование, или принять другие меры для нивелирования негативного воздействия от субсидий, которые принимают на себя государственные органы экспортирующей страны, или

Пересмотреть экспортные цены, чтобы устранить негативное воздействие от субсидий, которые принимают на себя экспортеры.

Процедура компенсационного расследования

Расследование обычно проводится по заявлению отрасли отечественной экономики. Заявление считается поданным отечественной промышленностью или от ее имени, если его поддерживают те отечественные производители, на долю которых приходится более 50% общего производства аналогичного товара, произведенного той частью отечественной промышленности, которая высказалась в поддержку или против заявления. Однако расследование не начинается, если на долю отечественных производителей, ясно высказавшихся в поддержку заявления, приходится менее 25% общего производства аналогичного товара, произведенного отечественной промышленностью.

В рамках расследования орган, проводящий это расследование, обязан проводить консультации с представителями государства, которое представляет субсидию иностранным производителям. Такие консультации проводятся до начала расследования, а также на протяжении всего периода расследования.

Стандартный срок проведения компенсационного расследования составляет 12 месяцев, однако этот срок может быть продлен максимум до 18 месяцев.

Основные этапы компенсационного расследования:

Отечественные производители, на которых оказывает негативное влияние субсидируемый импорт, готовят заявление с просьбой о начале расследования, включая в него доказательства наличия условий для введения компенсационной меры, и подают его на рассмотрение уполномоченного органа;

Уполномоченный орган рассматривает заявление и принимает решение о начале расследования;

До начала расследования уполномоченный орган проводит консультации с представителями органов власти членов ВТО, в отношении импорта из которых предполагается проведение расследования;

После начала расследования уполномоченный орган собирает информацию по основным элементам расследования у заинтересованных лиц - отечественных и иностранных производителей товаров, экспортеров, импортеров и потребителей, а также государственных органов экспортирующих стран, ответственных за предоставление субсидий. Ключевым моментом сбора информации является направление вопросников (документ с вопросами по производству, продажам, прибыльности, ценам, размерам и формам субсидирования и т.д.);

Не менее, чем через 60 дней с даты начала расследования уполномоченный орган расследования может ввести предварительные меры;

После принятия предварительного решения и введения предварительной компенсационной меры орган расследования представляет возможность заинтересованным сторонам ознакомиться с предварительными выводами и предоставить свои комментарии;

После сбора всей информации и получения доказательств, достаточных для принятия решения о введении окончательной меры, орган расследования предоставляет всем заинтересованным сторонам возможность ознакомиться с окончательными результатами расследования;

После предварительного решения и до принятия окончательного - сторонам может быть предоставлена возможность согласовать обязательства, позволяющие избежать введения компенсационных пошлин.

Советы экспортерам:

Определить целесообразность участия в расследовании, исходя из объемов поставок Вашей компании в эту страну и заинтересованности в сохранении рынка;

После получения информации о начале расследования необходимо зарегистрироваться в качестве заинтересованного лица и получить неконфиденциальную версию заявления, на основании которого было начато расследование, а также выяснить даты предоставления информации, направления запроса на участие в публичных слушаниях и т.п. в целях реализации своих прав в рамках расследования;

Заполнить и направить вопросник на рассмотрение уполномоченного органа;

В случае проведения проверочных визитов, предоставить всю информацию лицам, осуществляющим проверку;

По возможности связаться с потребителями товара и привлечь их к участию в расследовании на своей стороне;

Запросить и принять участие в публичных слушаниях, направив все свои комментарии в письменном виде после слушаний;

В случае принятия решения уполномоченным органом о наличии субсидируемого импорта и наносимого им материального ущерба предоставить свои комментарии по данному решению, в том числе в отношении рассчитанного размера субсидии и ее специфичности с целью минимизации возможных потерь;

В случае необходимости, попытаться согласовать ценовое обязательство.

ЭКСПОРТНАЯ СУБСИДИЯ

ЭКСПОРТНАЯ СУБСИДИЯ

(export subsidy) Субсидия экспортерам, благодаря которой цена единицы продукции, полученная производителями экспортных товаров, оказывается выше, чем цена, уплаченная иностранными покупателями. Прямые экспортные субсидии запрещены международными соглашениями, однако многие другие государственные меры с аналогичным эффектом получили весьма широкое распространение. Экспортерам могут возвращаться уплаченные ими таможенные пошлины на используемые ресурсы, предоставляться субсидированные кредиты, обеспечиваться привилегированный доступ к обычным кредитам или оказываться помощь в финансировании их капитальных затрат или расходов на профессиональное обучение. В странах, где существует валютный контроль или прямой контроль над импортом, экспортеры могут пользоваться преимуществом в приобретении дефицитных материалов или иностранной валюты. Фирмы, которым приходится конкурировать с иностранными производителями, подозреваемыми в получении экспортных субсидий, часто добиваются введения компенсирующих импортных таможенных пошлин, предназначенных для устранения эффекта подобных субсидий.


Экономика. Толковый словарь. - М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Дж. Блэк. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. . 2000 .

ЭКСПОРТНАЯ СУБСИДИЯ

один из способов государственного стимулирования экспорта за счет бюджета. Такое субсидирование возможно в форме прямого финансирования научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и экспортного производства, а также путем предоставления на те же цели благоприятных кредитов.

Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. . Современный экономический словарь. - 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с. . 1999 .


Экономический словарь . 2000 .

Смотреть что такое "ЭКСПОРТНАЯ СУБСИДИЯ" в других словарях:

    Дотация производителю или продавцу экспортного товара, возмещающая часть издержек производства или обращения, с целью повышения конкурентоспособности товара на внешнем рынке. Предоставление экспортных субсидий есть способ государственного… … Финансовый словарь

    Дотация производителю или продавцу экспортного товара, возмещающая часть издержек производства или обращения, с целью повышения конкурентоспособности товара на внешнем рынке. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    Экспортная субсидия Энциклопедия права

    Один из способов государственного стимулирования экспорта за счет бюджета. Такое стимулирование возможно в форме прямого финансирования научно исследовательских, опытно конструкторских работ и экспортного производства, а т.ж. путем предоставления …

    Экспортная субсидия - (англ. export subsidy) один из способов гос ного стимулирования экспорта за счет бюджетных источников. Такое субсидирование возможно в форме прямого финансирования научно исследовательских, опытно конструкторских работ и экспортного производства … Большой юридический словарь

    Экспортная субсидия - EXPORT SUBSIDY Прямые денежные выплаты, налоговые льготы или льготные кредиты, предоставляемые государством отечественным производителям с целью снижения экспортных цен. Хотя широкое использование государственных субсидий действительно… … Словарь-справочник по экономике

    ЭКСПОРТНАЯ СУБСИДИЯ - (ПРЕМИЯ) финансовое поощрение (льготы) государственными органами национальных экспортеров товаров и услуг за рубеж, оказываемое на территории страны экспортера (производителя) в любой форме, предусмотренной Генеральным соглашением о тарифах и… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

    экспортная субсидия - один из способов государственного стимулирования экспорта за счет бюджета. Такое субсидирование возможно в форме прямого финансирования научно исследовательских, опытно конструкторских работ и экспортного производства, а также путем… … Словарь экономических терминов

    Субсидия - (Grants) Пособие в денежной или натуральной форме Пособие предоставляемое за счёт государственного или местного бюджета, а также специальных фондов юридическим и физическим лицам Содержание Содержание Определение Учет правительственных субсидий… … Энциклопедия инвестора

    - (см. ЭКСПОРТНАЯ СУБСИДИЯ) … Энциклопедический словарь экономики и права

К нетарифным методам регулирования международной торговли относят также финансирование государством экспортных операций. Финансирование как метод торговой политики предусматривает дискриминацию против иностранных компаний в пользу национальных производителей и экспортеров. К финансовым методам торговой политики относятся субсидии, кредитование и демпинг.

Субсидия – денежная выплата, направленная на поддержку национальных производителей и косвенную дискриминацию импорта.

Субсидии отличаются большим разнообразием. По характеру выплат различают прямые, косвенные и перекрестные субсидии.

Прямые субсидии – это непосредственные выплаты экспортеру на сумму разницы его издержек и полученного им дохода. Прямые субсидии представляют собой дотации производителю при его выходе на внешний рынок.

Косвенные субсидии – скрытое дотирование экспортеров посредством представления льгот по уплате налогов, льготных условий страхования, кредитования, возврат импортных пошлин и пр.

Перекрестное субсидирование – это дотирование одной отрасли или сектора экономики за счет другой отрасли или сектора посредством мер государственного регулирования.

С точки зрения объектов субсидирования выделяют экспортные субсидии и внутренние субсидии.

Субсидии, представляемые национальным производителям экспортных товаров в форме финансовых льгот и бюджетных выплат называются экспортными. Экспортные субсидии позволяют продавать товар иностранным покупателям по более низкой цене, чем на внутреннем рынке. Экспортные субсидии приводят к расширению продаж товара на внешнем рынке, увеличению сбыта и искусственному повышению конкурентоспособности экспортных товаров. Следовательно, субсидирование – это помощь экспортным секторам посредством перераспределения средств налогоплательщиков через государственный бюджет.

Принципиальное различие между импортным тарифом и субсидированием экспорта заключается в том, что импортный тариф приводит к повышению внутренней цены на импортные товары, в то же время экспортная субсидия приводит к повышению внутренней цены экспортных товаров. Если импортный тариф, вводимый большой страной улучшает ее условия торговли, то экспортная субсидия, наоборот, ухудшает ее условия торговли, сокращая внутренний спрос на экспортируемые товары.

Импортный тариф улучшает условия торговли страны за счет остального мира. Экспортная субсидия ухудшает условия торговли страны в пользу остального мира.

От экспортного субсидирования всегда выигрывают производители экспортных товаров и экспортеры. В то же время экономика страны всегда будет нести чистые потери. Субсидирование фактически означает продажу иностранным покупателям по ценам ниже уровня фактических затрат на их производство в стране-экспортере. Поэтому они представляют собой отток средств из страны.



Страна-экспортер может представлять субсидии для поддержания занятости в экспортных отраслях, проведения структурных преобразований в экономике, вытеснения иностранных конкурентов с рынков, расширения экспорта как источника иностранной валюты.

Субсидии, предоставляемые производителям товаров, конкурирующих с импортом, называются внутренними. Внутренние субсидии способствуют замещению импортируемых товаров товарами национальных производителей.

Интенсивное субсидирование экспорта с целью подавления конкурентов может принять форму демпинга.

Демпинг- это сбыт экспортером товаров на зарубежном рынке по ценам ниже цен, существующих на аналогичный товар на внутреннем рынке.

Демпинг может осуществляться как за счет ресурсов отдельных фирм, стремящихся завладеть внешним рынком своей продукции, так и за счет государственных субсидий экспортерам.

Демпинг существует в следующих формах:

1. Спорадический (случайный) – временная, эпизодическая продажа товара на иностранном рынке по низким ценам в связи с тем, что у экспортеров скопились большие запасы товаров, вследствие того, что внутренние объемы производства товара превышают емкость внутреннего рынка.

2. Разбойничий демпинг – временное снижение экспортных цен с целью вытеснения конкурентов с рынка и последующего установления монопольных цен.

3. Постоянный демпинг – постоянный экспорт товаров по цене ниже справедливой.

4. Обратный демпинг – завышение цен на экспорт по сравнению с ценами продажи тех же товаров на внутреннем рынке.

5. Взаимный демпинг – встречная торговля двух стран одним и тем же товарам по заниженным ценам.

Механизмы защиты национальных производителей в системе ВТО

1. Антидемпинговые меры

2. Субсидии и компенсационные меры

3. Защитные меры

Использование защитных мер, в целом, запрещено статьями ГАТТ, так как это нарушает главные принципы ВТО – режим наибольшего благоприятствия и национальный режим. Их введение допускается только как ответная мера на недобросовестную конкуренцию, которая может проявляться в демпинге, субсидировании национальных производителей и др. формах. В этом случае соответствующими статьями ГАТТ предусмотрены меры по сдерживанию экспансии зарубежных товаров и минимизации ущерба от недобросовестной конкуренции.

Антидемпинговые меры

Антидемпинг является инструментом торговой политики, использование которого специально разрешено правилами (ВТО) и который применяется многими странами для защиты национальных производителей от недобросовестной иностранной конкуренции.

В Соглашении ВТО по применению Статьи VI ГАТТ 1994 термин «демпинг» определен как поступление товара на рынок другой страны по цене ниже его нормальной стоимости в стране экспорта.

Демпинг - метод финансовой нетарифной торговой политики, заключающийся в продвижении товара на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня цен, существующего в этих странах. Демпинг может осуществляться как за счет ресурсов отдельных фирм, стремящихся завладеть внешним рынком своей продукции, так и за счет государственных субсидий экспортерам.



В коммерческой практике демпинг может приобретать одну из следующих форм:

· Спорадический демпинг - эпизодическая продажа излишних запасов товаров на внешний рынок по заниженным ценам.

· Преднамеренный демпинг - временное умышленное снижение экспортных цен с целью вытеснения конкурентов с рынка и последующего установления монопольных цен.

· Постоянный демпинг - постоянный экспорт товаров по цене ниже справедливой.

· Обратный демпинг - завышение цен на экспорт посравнению с ценами продажи тех же товаров на внутреннем рынке.

· Взаимный демпинг - встречная торговля двух стран одним и тем же товаром по заниженным ценам.

Правовую базу применения мер торговой защиты составляют соответствующие положения ВТО:

· антидемпинг: ст. VI ГАТТ-47, Соглашение о применении антидемпинговых пошлин;

· компенсационные меры: ст. VI, XVI ГАТТ-47, Соглашение ВТО по субсидиям и компенсационным мерам;

· специальные защитные меры: ст. XIX ГАТТ, Соглашение ВТО о специальных защитных мерах;

Вместе эти положения называются Антидемпинговым кодексом ВТО . Кроме того, нормы, содержащиеся в этих соглашениях, инкорпорированы в национальное законодательство стран-членов ВТО.

Основной формой антидемпинговой политики является антидемпинговая пошлина , которую можно определить как дополнительную пошлину, взимаемую с импортируемых товаров, в отношении которых установлено, что они продаются на внутреннем рынке стране импортера по демпинговым ценам.

Ставка антидемпинговой пошлины устанавливается в каждом случае индивидуально. Ее размер должен соответствовать разнице между нормальной ценой и демпинговой ценой и тем самым нейтрализовать демпинговую операцию. Установление антидемпинговой пошлины не носит автоматического характера. Эта пошлина устанавливается только после того, как будет проведено расследование с целью установления факта демпинга и выяснения того, что демпинговый экспорт причинил материальный ущерб отрасли промышленности импортирующей страны.

В большинстве случаев расследование предполагаемого демпинга в импортирующей стране начинается по просьбе, представленной в письменном виде от пострадавшей отечественной отрасли промышленности или ассоциации производителей, представляющих отрасль. Такое заявление должно содержать достаточные доказательства: факта демпинга, материального ущерба, им причиненного, причинно-следственной связи между демпинговым ценам товарами и материальным ущербом, указанном в заявлении.

Если компетентные органы государства приходят к заключению о необходимости начала антидемпингового расследования, сообщение об этом должно быть опубликовано в печати и должны быть уведомлены экспортеры и импортеры товаров, которые являются предметом расследования.

Международная практика проведения подобных расследований показывает, что многие обвинения в демпинге не подтверждаются в ходе расследования. Но, тем не менее, расследование и публичное обвинение в демпинге создают трудности в осуществлении экспортно-импортной операции, ставя в неопределенное положение ее конечные финансовые результаты, поскольку антидемпинговая пошлина окажет отрицательное влияние на прибыль как потенциального экспортера, так и импортера.

Предварительная стадия антидемпингового расследования обычно заключается в оценке обоснованности жалобы национальных производителей по формальным признакам. Жалоба отклоняется как только соответствующие компетентные органы придут к заключению об отсутствии достаточных доказательств как демпинга, так и ущерба. Жалоба отклоняется и в том случае, если разница в ценах (нормальной и демпинговой) или сумма поступающих по демпинговым ценам товаров ничтожно мала.

Центральный момент расследования - это определение ущерба, который нанесен демпингом производству национального товара. Термин «материальный ущерб» применительно к демпингу определяется как сокращение продаж, прибыли, выпуска продукции, доли на рынке, производительности, доходов по инвестициям, сокращение использования производственных мощностей, негативное воздействие на внутренние цены, товарные запасы, занятость, темпы роста, заработную плату, возможности привлечения инвестиций и другие объективные экономические факторы.

В ходе расследования должно быть доказано, что ущерб является результатом демпинга. Поскольку обвинение в демпинге является адресным, органы расследования должны определить величину демпинга для каждого известного экспортера. Органы расследования решают рекомендовать компетентным органам правительства вводить или не вводить антидемпинговую пошлину в отношении поставщика или поставщиков товара. Если же невозможно назвать всех поставщиков товаров из какой-либо страны, антидемпинговая пошлина может быть введена в отношении определенной страны.

Антидемпинговые пошлины вводятся решением правительства. Согласно правилам ВТО антидемпинговая пошлина должна действовать лишь в течение такого времени и в таком размере, чтобы нейтрализовать ущерб от демпинга. В любом случае действие любой антидемпинговой пошлины должно быть прекращено через пять лет с момента ее введения, если только органы расследования не решат в ходе нового расследования, начатого до этой даты, о введении новой антидемпинговой меры, имея в виду, что прекращение действия антидемпинговой пошлины может привести к возобновлению демпинга и ущерба.

Субсидии и компенсационные меры

Следующей популярной защитной мерой являются компенсационные (антисубсидионные) меры. Правительства используют субсидии для достижения различных торгово-политических целей, в частности, для продвижения продукции отечественных производителей на зарубежные рынки. Подобные субсидии позволяют нередко получить существенные конкурентные преимущества перед производителями страны-импортера, занять существенную долю рынка или полностью вытеснить национальных производителей.

Субсидии подразделяются на запрещенные и разрешенные. К категории запрещенных относятся такие субсидии, которые предоставляются государством лишь в том случае, если экспортер выполняет установленную государством экспортную квоту или использует только продукцию отечественного производства, а не импортированные товары. Такого рода субсидии запрещены, поскольку они откровенно направлены на искажение естественного механизма конкуренции в международной торговле и могут причинить ущерб торговым интересам других стран.

Все иные субсидии относятся к разрешенным. Данные субсидии, в свою очередь, подразделяются на две категории: наказуемые и ненаказуемые. Их различают по двум критериям:

1) специфический характер субсидии;

2) нанесение ущерба экономическим интересам другой страны.

В случае доказательства факта наличия материального ущерба специфическими субсидиями также могут вводиться компенсационные пошлины.

За несколькими исключениями, все разрешаемые субсидии, которые не являются специфическими, ненаказуемы. В частности, программы субсидий, основанные на объективных экономических критериях и применяемые горизонтально, т. е. «не дающие преимущества определенным предприятиям над другими», не являются специфическими, а следовательно, они - ненаказуемые.

Таким образом, субсидии, предоставляемые правительствами малым и средним предприятиям в соответствии с установленными параметрами размеров таких предприятий или количеством работающих обычно не являются наказуемыми.

Что касается процедур введения компенсационных мер, то они во многом аналогичны процедурам антидемпинговых расследований.

Финансирование экспорта может осуществляться как из правительственных источников за счет государственного бюджета, так и за счет всевозможных околоправительственных учреждений (банков, фондов и пр.), а также за счет частного сектора - самих экспортеров и обслуживающих их банков. Финансирование экспорта как метод торговой политики следует отличать от рутинного финансирования и кредитования экспортно-импортных операций, представляющих собой простое предоставление банками оборотного капитала для проведения конкретных коммерческих сделок. Финансирование как метод торговой политики предусматривает дискриминацию против иностранных компаний в пользу национальных производителей и экспортеров. Наиболее распространенными финансовыми методами торговой политики являются субсидии, кредитование и демпинг.

Если правительство считает необходимым стимулировать экспорт национальных производителей, то оно может в той или иной форме предоставлять им субсидии из бюджета.

По характеру выплат субсидии делятся на:

· прямые - непосредственные выплаты экспортеру после совершения им экспортной операции на сумму разницы его издержек и полученного им дохода. Прямые субсидии представляют собой дотации производителю при его выходе на внешний рынок. Предметом прямого субсидирования с начала 60-х годов являлись дорогостоящие товары промышленного экспорта развитых стран - суда, авиационная техника и пр. Однако прямые субсидии запрещены правилами ВТО и их применение слишком очевидно для торговых партнеров, которые могут использовать ответные меры;

· косвенные - скрытое дотирование экспортеров через предоставление льгот по уплате налогов, льготные условия страхования, займов по ставке ниже рыночной, возврат импортных пошлин и пр.

· Субсидии могут предоставляться как производителям товаров, конкурирующих с импортом, так и производителям товаров, которые продаются на экспорт. Для производителей в обоих случаях субсидия является негативным налогом, поскольку он выплачивается им правительством, а не вычитается из их прибыли.

· Внутренняя субсидия - наиболее замаскированный финансовый метод торговой политики и дискриминации против импорта, предусматривающий бюджетное финансирование производства внутри страны товаров, конкурирующих с импортными. Субсидии производителям товаров, конкурирующих с импортом, считаются экономически более предпочтительным методом ограничения импорта по сравнению с импортным тарифом или квотой. Субсидия производителям обеспечивает ограничение импорта, сравнимое с тарифом и квотой, но за счет меньших потерь для национальной экономики. Нередко правительства не только субсидируют отрасли, конкурирующие с импортом, но и предоставляют субсидии экспортерам.

· Экспортная субсидия - финансовый нетарифный метод торговой политики, предусматривающий бюджетные выплаты национальным экспортерам, что позволяет продавать товар иностранным покупателям по более низкой цене, чем на внутреннем рынке, и форсировать тем самым экспорт. Принципиальное различие между импортным тарифом и субсидированием экспорта как средствами торговой политики заключается в том, что импортный тариф приводит к повышению внутренней цены на импортные товары, в то время как экспортная субсидия приводит к повышению внутренней цены экспортных товаров. Импортный тариф, вводимый большой страной, улучшает ее условия торговли, снижая цену ее импорта, и увеличивает относительное предложение местных товаров, конкурирующих с импортом, одновременно снижая спрос на импорт. Экспортная субсидия, вводимая большой страной, производит обратный эффект: ухудшает ее условия торговли, увеличивая цену ее экспорта, но увеличивая при этом и относительное предложение на экспорт и сокращая внутренний спрос на экспортируемые товары. Импортный тариф улучшает условия торговли страны за счет остального мира. Экспортная субсидия ухудшает условия торговли страны в пользу остального мира. Оба инструмента торговой политики оказывают искажающее воздействие на внутренние цены и структуру потребления в стране, их использующей. Экспортные субсидии в соответствии с правилами ВТО считаются нечестной конкуренцией и запрещены. Нередко скрытое субсидирование экспорта осуществляется через экспортное кредитование.

Экспортное кредитование - метод финансовой нетарифной внешнеторговой политики, предусматривающий финансовое стимулирование государством развития экспорта национальными фирмами. Экспортное кредитование может иметь форму:

· субсидированных кредитов национальным экспортерам - кредитов, выдаваемых государственными банками под ставку процента ниже рыночной;

· государственных кредитов иностранным импортерам при обязательном условии закупки товаров только у фирм страны, предоставившей такой кредит (связанный кредит);

· страхования экспортных рисков национальных экспортеров , которые включают коммерческие риски (неспособность импортера оплатить поставку) и политические риски (неожиданные действия правительства, не позволяющие импортеру выполнить свои обязательства перед экспортером).

Экспортные кредиты бывают:

· краткосрочными - на срок до 1 года, используются для кредитования экспорта потребительских товаров и сырья;

· среднесрочными - на срок от 1 до 5 лет, используются для кредитования экспорта машин и оборудования;

· долгосрочными - на срок более 5 лет, используются для кредитования экспорта инвестиционных товаров и больших проектов.

Субсидирование экспорта с целью его форсирования в условиях обострения конкурентной борьбы может принимать крайние формы, направленные на подавление конкурентов и вытеснение их с рынка.

Защитные меры

Среди прочих мер нетарифного регулирования можно выделить категорию мер, связанных с выполнением таможенных или административных формальностей, а так же валютный контроль.

К ним относятся:

1) импортные налоги (НЕ импортными пошлины);

Пограничный налог, которым облагаются товары за факт пересечения границы;

Сборы, связанные с оформлением документов на таможне, таможенным досмотром товара, проверкой его качества;

Другие сборы (портовые, статистические, фитосанитарные и т. п.);

2) импортные депозиты – представляют собой денежный залог под оплату таможенных пошлин который импортер должен внести в местной или иностранной валюте в уполномоченный банк перед закупкой иностранного товара. Сумма импортного депозита устанавливается в виде определенного соотношения к стоимости импортируемого товара;

3) валютные ограничения и валютный контроль – это регламентация операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями;

4) регулирование курса национальной валюты;

5) меры государственного регулирования внешней торговли :

Создание экспортно-кредитных агентств;

Функционирование системы гарантий и страхования экспортных кредитов;

Организация торговых выставок и ярмарок, специализированных симпозиумов и конференций и участие в них;

Механизм установления мер во всех трех случаях построен по единому принципу:

1. подача петиции от имени национальных производителей товара, подвергающегося ущербу;

2. проведение соответствующего расследования, в ходе которого необ­ходимо:

o доказательство наличия факта дем­пинга/субсидии/резко возросшего импорта;

o доказательство ущерба;

o доказательство причинно-следственной связи между демпингом/субсидией/возросшим импортом и ущербом;

3. установление мер (в случае положительного ответа на все три вопроса).

В соглашениях ВТО предусмотрен общий механизм разрешения споров, с помощью которого страны-члены добиваются осуществления своих прав и улаживают разногласия, возникающие между ними в ходе практической деятельности. Кроме того, эти правила инкорпорированы в национальные законодательства многих стран. Сегодня в рамках ВТО функционирует специально созданный Комитет по антидемпинговой практике, состоящий из представителей всех стран-участниц.

Рассмотренные выше методы протекционизма в основном предназначены для ограничения импорта. Для стимулирования экспорта в практике международной торговли используются финансовые методы, значительная часть которых базируется на прямом или косвенном гарантировании и субсидировании правительством национальных экспортеров. В наше время применения финансовых методов в значительной степени ограничено, поскольку многосторонние договоренности в рамках ВТО считают их средством недобросовестной конкуренции на рынке. Однако большинство стран мира, несмотря на это, используют разнообразные формы финансирования, которое осуществляется через сложные схемы. Тем самым они добиваются снижения стоимости экспортных товаров и повышения вследствие этого их конкурентоспособности на мировом рынке. К источникам финансирования экспорта относятся следующие:

Государственный бюджет;

Околоправительственные учреждения (банки, фонды, союзы);

Частные экспортеры;

Банки, которые обслуживают частных экспортеров.

Отличие финансовых методов торговой политики от обычного финансирования и кредитования экспортно-импортных операций заключается в следующем: финансирование экспорта как метод внешнеторговой политики имеет целью дискриминацию иностранных компаний на пользу национальных производителей и экспортеров, а обычное финансирование и кредитование внешнеторговых операций - предоставление банками оборотного капитала для осуществления конкретных зовнішньокомерційних соглашений.

Наиболее распространенными финансовыми методами внешнеторговой политики являются следующие:

Субсидирование;

Экспортное кредитование;

Демпинг.

Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам (СКЗ), заключенное в рамках Уругвайского раунда ГАТТ, определяет субсидию как "финансовый вклад правительства и какого-либо государственного органа" и "льготу, полученную в связи с этим". Финансовый вклад может включать непосредственную передачу средств, потенциальные прямые переводы (например такие, как кредитные гарантии), не востребования правительством части своего дохода, предоставление правительством товаров и услуг, кроме инфраструктуры правительственные закупки товаров или иную форму государственной поддержки.

Субсидия - финансовая или иная экономическая поддержка в любой форме, которая осуществляется правительством стран - участниц внешнеторговых операций, и которая может предоставляться индивидуально, отдельной отрасли, отдельному региону или неопределенной группе лиц (физических или юридических) автоматически на основе объективных критериев. Основными признаками субсидии являются:

Использование бюджетных средств для оказания такой поддержки;

Изъятие в результате ее падение экономической выгоды держателями субсидии.

С торгово-политической точки зрения применения субсидий может быть связано с определенной дискриминацией, которая проявляется в том, что производители субсидированного товара могут пользоваться дополнительными ресурсами и соответственно преимуществами. С точки зрения внешнего рынка ситуация не отличается от условий сбыта товаров по демпинговым ценам с той лишь разницей, что в условиях субсидирования занижение цены для производителя не компенсируется за счет повышения цен на другом рынке, а за счет перераспределения средств через госбюджет. Конкуренты при этом не имеют доступа к таким ресурсам.

По оценкам МВФ, в 70-80-е годы в странах ОЭСР объем субсидий составил около 1,5% ВНП. Субсидирование обычно концентрируется в отдельных секторах, в результате государственные субсидии очень сильно влияют на международную торговлю некоторыми товарами. Традиционно наибольших масштабов субсидирования вступает в торговле сельскохозяйственными товарами. Субсидии отличаются большим разнообразием с точки зрения механизмов осуществления поддержки, объектов субсидирования и законности их применения в соответствии с Соглашением СКЗ. Классификацию субсидий приведены на рис. 1.5.7.

Рис. 1.5.7. Классификация субсидий

Прямые субсидии - это непосредственные выплаты экспортеру или производителю, обусловленные фактом осуществления экспортной операции или производства товара. Они равны разнице расходов экспортера или производителя и полученного ими дохода. В данном случае - это прямое дотирование производителя (экспортера) при его выходе на внешний рынок. С начала 60-х годов прямо субсидувались дорогостоящие товары промышленного экспорта развитых стран - судна, авиатехника. Эти субсидии запрещено правилами ВТО.

Косвенные субсидии - это форма скрытого дотирования экспортеров или производителей за счет предоставления им льготного кредитования, налоговых изъятий и льгот, возвращение предварительно оплаченных пошлин, льготного страхования. Эти субсидии могут касаться и экспортных и импортных товаров.

Перекрестные субсидии - это дотирование одной отрасли или сектора экономики за счет иной отрасли или сектора с помощью мер государственного регулирования. Часто это осуществляется путем перераспределения средств между отраслями через механизм цен. Например, установления заниженных тарифов на транспортировку некоторых категорий товаров, когда убытки, возникающие, покрываются за счет высоких цен перевода других товаров.

Субсидии могут предоставляться как производителям товаров, конкурирующих с импортом, так и производителям товаров, которые экспортируются. Для производителей в обоих случаях субсидия - это отрицательный налог, поскольку он не вычитается из их прибыли, а наоборот, выплачивается им правительством.

Внутренние субсидии - различные формы субсидирования производителей товаров, конкурирующих с импортом. Это наиболее замаскированное субсидирования.

Экспортные субсидии - это бюджетные выплаты национальным экспортерам, что позволяет продавать товар иностранным покупателям по цене ниже, чем на внутреннем рынке и увеличивать тем самым экспорт.

Субсидирование затрат - это дотирование используемых материалов, затрат на зарплату, проведения исследований, создания и использования инфраструктуры.

Субсидирование товара (продукта) - прямые или косвенные субсидии, которые предоставляются в зависимости от объема производства и экспорта.

Субсидирование потребления - например, субсидирование использования отходов или местного сырья и компонентов.

Субсидирование структурной перестройки производства - например, субсидии на сокращение площадей под той или иной сельскохозяйственной культурой.

Субсидирование отдельных регионов - например, субсидии наиболее экономически отсталым в экономическом и социальном отношении регионам.

Важнейшей проблемой применения субсидии является возможность дискриминации. Дискриминация в отношении доступа к субсидии - основная предпосылка возникновения элементов недобросовестной конкуренции в международной торговле, которая проявляется в возможности использования бюджетных ресурсов с целью повышения конкурентоспособности товара.

В современной практике фактор дискриминации при предоставлении субсидии отражается в понятии специфических субсидий.

Специфическая субсидия - субсидия, предоставляемая субсидуючим органом в пределах его компетенции только отдельным предприятиям или отраслям или группам предприятий. Основной признак такой субсидии - отсутствие объективных критериев для обеспечения доступа к субсидии. Если же доступ к субсидии может получить неопределенный круг лиц, которые отвечают каким-нибудь общим объективным критериям или условиям, то такая субсидия не является специфической и компенсационные меры не применяются. Действие Соглашения СКЗ распространяется только на специфические субсидии.

Соглашение СКЗ определяет законность применения субсидий и указывает, какие субсидии должны быть запрещены, которые разрешаются (то есть в отношении которых не могут быть приняты компенсационные меры) и могут использоваться только в том случае, если они не наносят ущерб интересам торговых кругов других стран. Соглашение СКЗ устанавливает три категории субсидий:

1)"запрещенные" субсидии" - если они обусловлены показателями экспортной деятельности или преимущественным использованием отечественных товаров перед импортными. В отношении таких субсидий предусматривается специальный порядок урегулирования споров. Его основными чертами являются: ускоренное рассмотрение дела органом по решению споров (ОРС) и безусловной отмене субсидий, признанных "запрещенными". Если это не будет сделано в установленный срок, стране, которая подала жалобу, разрешается принять компенсационные меры;

2)субсидии, "которые дают основания для принятия мер" - если они вызывают негативные последствия, а именно:

Вред национальной экономике импортирующего государства - члена ВТО;

- "исчезновение" или поражения выгод, которые прямо или косвенно изымаются государствами-членами по ГАТТ-94;

Серьезный вред интересам других государств - членов ВТО. "Серьезный вред" может быть установлено при наличии совокупности двух условий:

а) субсидия имеет своим результатом:

Выдавливание или препятствие импорта подобных товаров на рынок страны, которая использует субсидию;

Выдавливание или препятствие экспорта подобных товаров из одного государства-члена на рынок третьей страны;

Значительное снижение цен, ценовой депрессию, сдерживание цен или нереализованные продажи подобных товаров в другие государства - члены ВТО;

Увеличение в масштабах мирового рынка доли некоего отдельного субсидированного товара по сравнению со средней долей в предыдущие три года. Это не касается товаров, в отношении которых применяются другие международные договоренности;

б) доля субсидий в стоимости товара превышает 5%. В таких случаях доказывать, что субсидия не затрагивает интересов других участников, должна страна, которая предоставляет субсидии. Этот критерий не применяется к субсидий в отношении гражданской авиатехники.

Участники Соглашения СКЗ, интересы которых нарушены таким субсидированием, могут передать дело на рассмотрение ОРС. При подтверждении факта причинения вреда, страна, которая предоставляет субсидую, должна отозвать субсидию или принять меры по устранению вреда;

3) субсидии, "которые не дают оснований для принятия мер" - если они не являются специфическими и если не подпадают под одну из трех категорий помощи:

Помощь на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (до 75% от их стоимости после начала производства, или до 50% - до начала производства);

Помощь, которая предоставляется в рамках программ регионального развития;

Помощь, призванная способствовать адаптации имеющегося оборудования в новых экологических требований.

Если применение таких субсидий негативно влияет на национальную промышленность других участников Соглашения СКЗ, последние могут использовать процедуру консультаций или обратиться в арбитраж.

Больше всего влияют на развитие международной торговли экспортные субсидии. В приложении к Соглашению СКЗ представлены такие виды экспортных субсидий:

-прямые правительственные субсидии фирмам-экспортерам или экспортным отраслям, которые предоставляются в зависимости от объемов экспорта;

Субсидии в форме правил продажи валютной выручки, которые предоставляют выгоды экспортерам (например, применение более выгодных для отдельных фирм фиксированных валютных курсов или более благоприятных правил обязательной продажи валюты экспортерами каких-либо товаров, чем при импорте или других внешнеторговых операциях);

Применение при транспортировке экспортных грузов на территории страны-экспортера низших транспортных тарифов, чем при транспортировке аналогичных грузов, предназначенных для внутреннего рынка, за счет использования бюджетных средств или установления правительством обязательных льготных тарифов для транспортировки экспортных товаров;

Реализация правительством или его органами проектов, которые обеспечивают производителям экспортных товаров получение сырья, материалов и других товаров и услуг, необходимых для производства экспортных товаров, по ценам ниже чем те, которые формируются на рынках (продуценты экспортных товаров имеют возможность получать необходимые для их производства элементы на более благоприятных условиях, чем иностранные конкуренты и производители аналогичной продукции для внутреннего рынка);

Полное или частичное освобождение от прямых налогов или социальных обязательных платежей для предприятий, их возврата или отсрочки уплаты, которые предоставляются экспортерам в прямой зависимости от развития экспорта. Субсидия может быть реализована и в виде более благоприятных правил для расчета прямых налогов для экспортеров;

Освобождение экспортных товаров от косвенных налогов, которые уплачиваются при производстве и реализации товаров, использованных на стадиях производства сырья, полуфабрикатов и других средств производства для последующего их применения при производстве экспортных товаров. Иначе: субсидия может быть реализована в виде освобождение от налогов поставщиков товаров для производства экспортной продукции;

-полное или частичное освобождение или возврат импортных пошлин, налогов и других платежей, которые обычно собираются при импорте, для товаров, предназначенных для использования при производстве экспортных товаров;

-предоставление правительством или специальными органами под контролем правительства гарантий в отношении экспортных кредитов или страхование на случай увеличения издержек производства или валютных рисков при осуществлении экспортных операций на условиях, более благоприятных, чем в обычной коммерческой практике, когда оплата экспортером таких услуг и гарантий не покрывает фактических затрат для их реализации, а разница финансируется госбюджетом;

-предоставление экспортных кредитов на условиях, более благоприятных, чем это позволяют финансовые рынки, с покрытием разницы за счет госбюджета или полное или частичное покрытие за счет бюджета расходов привлечения экспортных кредитов на финансовом рынке. Такие субсидии могут предоставляться непосредственно правительством или специальными органами, которые находятся под его контролем.

Следствием предоставления экспортных субсидий является расширение продажи товара на внешнем рынке при падении цен на него. Теоретически потери от падения цен и расходы на субсидию имеют компенсироваться за счет роста объема продаж. Поэтому окончательный эффект в значительной мере будет зависеть от эластичности спроса на товар на внешнем рынке по цене - чем она выше, тем более выгодное субсидирования.

Побочным эффектом экспортного субсидирования, если оно непосредственно осуществляется в зависимости от показателей экспорта, может быть рост цен на внутреннем рынке, которое происходит вследствие переключения ресурсов товара с внутреннего рынка на внешний.

Основная задача экспортных субсидий - расширение экспортных рынков, увеличение сбыта и искусственное повышение конкурентоспособности экспортных товаров, которое решается путем использования средств национального бюджета. Таким образом, субсидирование - это помощь экспортным секторам путем перераспределения средств налогоплательщиков (население и предприятия других отраслей) через госбюджет.

Для страны-экспортера субсидирования - это дополнительные бюджетные расходы. В случае, если удельный вес внутренних прямых налогов (от косвенных налогов экспорт освобождается в большинстве стран) в цене товара больше, чем размер субсидий, то расширение сбыта приведет даже к увеличению бюджетных доходов. На практике так бывает редко, поскольку это возможно только при очень маленьком размере субсидий в отношении цены товара и при очень высокой доходности его экспорта.

От субсидирования всегда выигрывают производители экспортных товаров и экспортеры; экономика стран всегда терпит чистых потерь. Субсидирование фактически означает продажу товаров иностранным покупателям ниже уровня фактических затрат на их производство в стране-экспортере. В этом смысле они представляют собой отток средств из страны.

Страна-экспортер может пользоваться такими мотивами при предоставлении субсидий:

Предоставление дополнительных выгод продуцентам и экспортерам за счет некоторых расходов для экономики страны в целом. Основной груз - на налогоплательщиках и предприятиях отраслей, которые не связаны с производством субсидированного товара;

Поддержка занятости в экспортных отраслях;

Стимулирование развития тех или иных отраслей в целях совершенствования структуры экономики;

Вытеснение иностранных конкурентов с рынка;

Расширение экспорта как источника иностранной валюты.

Предоставление экспортных субсидий имеет несколько противоречивые последствия, поскольку одновременно косвенно стимулирует импорт. Это объясняется тем, что расширение экспорта, которое происходит благодаря субсидиям, способствует притоку иностранной валюты и укреплению курса национальной валюты, а следовательно, и повышению конкурентоспособности иностранных товаров на внутреннем рынке страны-экспортера и ее падению для экспортных товаров. В результате растет спрос на импорт. Таким образом, нет смысла субсидировать экспорт товаров, которые являются важными источниками валютных поступлений.

Экономические последствия для страны-импортера в целом подобные последствий демпинга. Потребители субсидированных товаров имеют возможность приобретать их по более низким ценам. Итак, субсидирование означает экономический выигрыш для страны-импортера, который достанется потребителям субсидированного товара. Но изготовители товара в стране импорта несут потери за счет обострение ценовой конкуренции и сокращение выпуска товара. Номинальный выигрыш потребителей будет больше, чем проигрыш производителей. Потери производителей, как и при демпинге, является важным мотивом применения ограничительных мер против субсидированных товаров.

Внутреннее субсидирования товаров, которые конкурируют с импортом, является инструментом внешнеторговой политики, который ограничивает импорт и способствует замещению импортных товаров товарами, которые производятся внутри страны.

Экономический эффект проявляется в расширении внутреннего производства. Отличие от ситуации с использованием импортных пошлин или квот заключается в том, что в случае использования внутренних субсидий не изменяются цены на внутреннем рынке субсидированного товара.

Экономические потери равномерно распределяются на всех потребителей и производителей, поскольку субсидия предоставляется из госбюджета. Введение внутренней субсидии на товары, которые конкурируют с импортом, вызывает сразу несколько экономических эффектов:

1) расширяется внутреннее производство данного товара за счет вытеснение с внутреннего рынка импортных товаров и сокращение объема импорта. Масштабы расширения производства пропорциональные размера субсидии в расчете на единицу товара и эластичности производства по цене. Теория рекомендует устанавливать такой размер субсидий, чтобы он был несколько меньше разницы между ценой товара на внутреннем рынке, которая могла бы сложиться в случае полного отсутствия импорта, и фактической ценой, которая сложилась в результате конкуренции с иностранными товарами. Такая субсидия обеспечивает постепенное повышение эффективности внутренних производителей товара, которые будут вынуждены снижать издержки производства для того, чтобы сохранить свое положение на рынке;

2) часть субсидии получают эффективные предприятия, что способствует расширению производства. Эта часть примерно равна сумме произведению размера субсидии и объема производства, который может существовать без субсидирования (то есть успешно конкурировать с импортом), и примерно половине произведения величины субсидии в расчете на единицу товара и объема производства, который обеспечивается только за счет субсидирования (т.е. это размер рост объема производства в случае введения субсидии или соответственно его падения в случае отмены субсидии);

3) происходит искусственное стимулирование неэффективных предприятий и производств, которые так или иначе пользуются субсидией. Эти расходы - это потери экономики, а их размер примерно равна половине произведения размера субсидии на единицу товара и объема производства, который обеспечивается только за счет субсидирования (т.е. это размер рост объема производства в случае введения субсидии или соответственно его падения в случае ее отмены).

Прекращение субсидий приводит к обратных эффектов. Потребители выигрывают на экономии бюджетных средств. Распределение потерь будет таким же, но с противоположным значением.

Все эти рассуждения правильные при условии свободного перемещения капиталов, рабочей силы и других факторов производства между отраслями. В противном случае следует учитывать возможные потери или выгоды, связанные с изменением структуры производства (например, расходы на помощь в связи с безработицей и создание новых производств, новых рабочих мест).