Что не относится к компетенции правления тсж. Правление тсж. Обязанности правления ТСЖ

Правление ТСЖ является коллективным исполнительным органом управления товариществом, подотчетным общему собранию членов ТСЖ (ст.144, ч.4 ст.147 ЖК РФ).

Правление осуществляет руководство деятельностью товарищества (ч.1 ст.147 ЖК РФ). Такое руководство предполагает принятие решений по достаточно большому кругу вопросов, связанных с оперативным управлением текущей деятельностью. Если функции общего собрания членов ТСЖ, как высшего органа управления товариществом, ограничивается формированием воли товарищества по основополагающим вопросам его деятельности, то правление призвано обеспечивать организацию выполнения принятых собранием решений.

Компетенция

Правление обладает так называемой остаточной компетенцией, т.е. может решать только те вопросы руководства текущей деятельностью товарищества, которые не отнесены к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или компетенции общего собрания членов товарищества (ч.1. ст.147 ЖК РФ).

Ст. 148 ЖК РФ позволяет частично конкретизировать содержание остаточной компетенции правления, так как перечисляет вопросы, относящиеся к обязанностям правления товарищества:

соблюдение ТСЖ законодательства и требований устава;
контроль за своевременным внесением членами ТСЖ установленных обязательных платежей и взносов;
составление смет доходов и расходов на соответствующий год ТСЖ и отчетов о финансовой деятельности, предоставление их Общему собранию членов ТСЖ для утверждения;
управление многоквартирным домом или заключение договоров на управление им;
наем работников для обслуживания многоквартирного дома и увольнение их;
заключение договоров на обслуживание, эксплуатацию и ремонт общего имущества в многоквартирном доме;
ведение списка членов ТСЖ, делопроизводства, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;
созыв и проведение Общего собрания членов ТСЖ.

Список полномочий правления товарищества является открытым (п.9 ст.148 ЖК РФ). Поэтому на Правление ТСЖ может быть возложено выполнение и иных обязанностей, вытекающих из устава ТСЖ. Согласно статье 138 ЖК РФ такими обязанностями могут быть:

обеспечение надлежащего санитарного и технического состояния общего имущества в многоквартирном доме;
обеспечение выполнения всеми собственниками помещений в многоквартирном доме обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с их долями в праве общей собственности на данное имущество;
обеспечение соблюдения прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме при установлении условий и порядка владения, пользования и распоряжения общей собственностью;
принятие мер, необходимых для предотвращения или прекращения действий третьих лиц, затрудняющих реализацию прав владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения собственников помещений общим имуществом в многоквартирном доме или препятствующих этому;
представление законных интересы собственников помещений в многоквартирном доме (членов ТСЖ), в том числе в отношениях с третьими лицами.

Коллегиальность правления товарищества предполагает, что между членами правления должны быть распределены обязанности по обеспечению функционирования того или иного объекта общего имущества в многоквартирном доме.

Пределы осуществления членом правления товарищества прав и обязанностей обусловливаются целями функционирования правления, его компетенцией. При этом члены правления должны действовать в интересах товарищества, осуществлять свои права и исполнять обязанности добросовестно и разумно (п.3 ст.53 ГК РФ). В целом успешность деятельности правления товарищества во многом зависит от инициативности и компетентности лиц, избранных в его состав.

Избрание

Правление избирается общим собранием членов товарищества из своего состава (ч.2. ст 147 ЖК РФ). Это означает, что членом правления товарищества собственников жилья может быть только являющийся членом товарищества собственник помещения в многоквартирном доме. Если собственником помещения является юридическое лицо, то его уполномоченный представитель имеет право быть избранным в состав правления товарищества. При этом избрание членов правления отнесено к компетенции общего собрания членов товарищества (п.3 ч.2 ст.145 ЖК РФ). Избранными в состав правления будут считаться кандидаты, за которых проголосовали члены товарищества, которым принадлежит простое большинство голосов от общего числа голосов присутствующих на общем собрании членов товарищества (ч.4 ст.146 ЖК РФ).

ЖК РФ не устанавливает требования к количественному составу правления, в связи с чем можно сделать вывод, что вопрос о конкретном числе членов правления вправе решить общее собрание членов товарищества по своему усмотрению. При этом достаточно очевидно, что правление товарищества должно состоять не менее чем из трех человек (это вытекает из необходимости избрания председателя правления (ч.3 ст 147 ЖК РФ), а также для соблюдения требования о правомочности заседаний правления (ч.6 ст 147 ЖК РФ). Однако с учетом сложности решаемых уставных целей и задач члены товарищества вправе установить и иную численность коллегиального органа управления, например пять, семь или более человек. В любом случае количество членов правления товарищества должно быть нечетным.

Члены правления избираются на срок не более чем два года (ч.2 ст.147 ЖК РФ). Это предполагает необходимость рассмотрения общим собранием членов товарищества вопроса о переизбрании правления товарищества не реже чем каждые два года. При этом ЖК РФ не исключает ситуации, когда один и тот же член товарищества может быть переизбран в состав правления товарищества на новый срок.

ЖК РФ не регулирует вопросы, связанные с порядком выдвижения кандидатов в члены правления товарищества, и не содержит указаний относительно требований к кандидатам, претендующим на членство в составе правления товарищества. Данные вопросы могут получить свое развитие в уставе товарищества или в специальном положении о работе правления.

ЖК РФ не урегулировал вопросы, связанные с возможностью досрочного прекращения полномочий членов правления, к примеру, по решению общего собрания членов товарищества. Учитывая, что в соответствии с ч. 3 ст. 145 ЖК РФ дополнительная компетенция общего собрания членов товарищества может быть установлена уставом товарищества, указанные вопросы могут найти свое решение в данном уставе.

Так, например, общее собрание членов ТСЖ в любой момент вправе прекратить деятельность любого члена правления или всего состава правления и избрать новый состав правления. В случае досрочного выбытия члена (членов) правления вопрос о довыборах в правление ТСЖ должен быть вынесен на общее собрание членов товарищества. Избранный (или временно назначенный правлением, если до отчетно-выборного собрания осталось немного времени) таким образом член правления остается в должности до истечения срока того члена правления, на смену которому он пришел. В случае досрочного выбытия всех членов правления из состава правления, правление в полном составе переизбирается общим собранием членов ТСЖ на новый срок.

Деятельность

Правлением избирает из своего состава председателя правления товарищества (п.3. ст.147 ЖК). Следует обратить также внимание на то, что, наряду с председателем правления товарищества, ЖК выделяет также лицо, являющееся заместителем председателя правления товарищества (ч.5 ст.146 ЖК РФ). При этом ЖК не определяет порядок избрания либо назначения такого лица. Представляется, что данное лицо должно избираться правлением в том же порядке, как и председатель правления товарищества. Вместе с тем окончательное свое разрешение данный вопрос должен получить в уставе товарищества либо во внутренних документах товарищества, утверждаемых общим собранием членов товарищества.

Заседания правления товарищества созывает председатель правления в установленные уставом товарищества сроки (п.5 ст.147 ЖК РФ). При этом уставом товарищества может быть предусмотрено проведение регулярных заседаний правления по графику, утверждаемому правлением товарищества. Заседание правления товарищества считается правомочным, если в нем участвует большинство членов правления (п.6 ст.147 ЖК РФ).

Решения правления товарищества могут приниматься простым большинством голосов присутствующих членов правления товарищества при помощи поименного голосования или поднятия рук. Член правления товарищества в случае несогласия с решением правления должен иметь право зафиксировать свое особое мнение в протоколе заседания правления и довести его до сведения общего собрания членов товарищества в установленном уставом товарищества порядке. Порядок управления деятельностью юридического лица определяется в учредительных документах юридического лица (п.2 ст.52 ГК РФ).

Заседание правления товарищества должно проводиться с обязательным ведением протокола. Протокол заседания правления товарищества может вестись в произвольной форме. При этом представляется, что в нем должны содержаться информация, из которой следуют ответы на основные вопросы, касающиеся обсуждаемых на заседании проблем, а также сведения о порядке голосования. В протоколе должны быть отражены принятые на заседании правления товарищества решения (п.6 ст.147 ЖК РФ).

Порядок работы коллегиального исполнительного органа товарищества собственников жилья удобнее всего закрепить в положения о правлении ТСЖ, которое утверждается общим собранием членов товарищества.

Эффективность

Основными составляющими работы члена правления ТСЖ, курирующего конкретную сферу деятельности, могут стать два направления: организация необходимых мер и контроль за их исполнением.

Что такое «организовать»?

  • Сформулировать цель (определить место и значимость планируемых мер в рамках общей концепции развития ТСЖ).
  • Обозначить приоритеты и ограничения с точки зрения реальных потребностей и финансовых возможностей ТСЖ (действуя совместно с другими членами правления, ответственными за смежные сферы деятельности).
  • Разработать проект решения правления (подготовить необходимые материалы для членов правления, непосредственно не занимающихся данной сферой деятельности).
  • При необходимости участвовать в управлении процессом (помогая исполнителю оперативно реагировать на изменяющиеся обстоятельства: информируя членов правления о новых возможностях или возникающих ограничениях, готовя промежуточные корректирующие решения правления).

Что такое «контролировать»?

  • Оценивать эффективность осуществляемых мер с точки зрения достижения поставленной цели (для их своевременной необходимой корректировки).
  • Следить за величиной осуществляемых затрат (с целью своевременного отказа от заведомо убыточного решения или своевременного дополнительного финансирования новых возможностей).
  • Собирать и обобщать всю информацию о предпринятых мерах для ее последующего анализа и передачи членам правления, ревизионной комиссии, общему собранию.

В числе прочего реализация предлагаемого подхода позволит:

  • Освободить председателя правления ТСЖ от необходимости замыкать на себя все информационные потоки и оптимально распределить нагрузку между всеми членами правления, что существенно ускорит процесс принятия и реализации управленческих решений.
  • Не допускать принятия необдуманных или запоздалых решений и, как следствие, минимизировать финансовые и правовые риски.
  • Повысить компетентность всех членов правления в вопросах, связанных с жилищно-коммунальной сферой.
  • Внедрить системный подход к долгосрочному и среднесрочному планированию бюджетных расходов.

13.1. Правление Товарищества является коллегиальным исполнительным органом

и подотчетно общему собранию членов Товарищества (собранию уполномоченных).

Правление Товарищества избирается прямым открытым голосованием из числа членов

Товарищества на срок два года общим собранием (собранием уполномоченных). Численныйсостав правления устанавливается общим собранием (собранием уполномоченных) членовтоварищества.

13.2. Заседания правления созываются председателем правления.

13.3. Заседания правления правомочны, если на них присутствует не менее чем две трети

его членов.

13.4.Решения правления принимаются открытым голосованием простым большинством

правления является решающим.

13.5. Решения правления обязательны для исполнения всеми членами Товарищества и

его работниками. В рамках утвержденной общим собранием членов Товарищества приходно-расходной сметы правление Товарищества вправе заключить гражданско-правовые илитрудовые договоры для оказания услуг бухгалтера, секретаря, кассира и иных лиц в целяхсовершенствования финансово-хозяйственной деятельности Товарищества. Уполномочитьчлена Товарищества, члена его семьи выполнять отдельные поручения на общественныхначалах можно только с его согласия.

13.6. К компетенции правления Товарищества относятся:

1) практическое выполнение решений общего собрания членов Товарищества (собрания

уполномоченных);

2) принятие решения о проведении внеочередного общего собрания членов Товарищества

(собрания уполномоченных) или об отказе в его проведении;

3) оперативное руководство текущей деятельностью Товарищества;

4) рассмотрение вопросов о принятии мер воздействия к нарушителям Устава и об

исключении их из членов Товарищества. Правление уведомляет членов товарищества об

имеющихся нарушениях Устава (уведомления отправляются почтовыми заказными

уведомлениями. Правление не несет ответственности за неполучение заказного уведомлениянарушителями.

5) составление приходно-расходных смет и отчетов, представление их на утверждение

общего собрания (собрания уполномоченных);

6) распоряжение материальными и нематериальными активами Товарищества в пределах,

необходимых для обеспечения его текущей деятельности;

7) организационно-техническое обеспечение деятельности общего собрания членов

Товарищества (собрания уполномоченных);

8) организация учета и отчетности такого объединения, подготовка годового отчета и

представление его на утверждение общего собрания членов Товарищества (собрания

уполномоченных);

9) организация охраны имущества Товарищества и имущества его членов;


10) организация страхования имущества Товарищества и имущества его членов;

11) организация строительства, ремонта и содержания зданий, строений, сооружений,

инженерных сетей, дорог и других объектов общего пользования;

12) приобретение и доставка посадочного материала, садового инвентаря, удобрений,

ядохимикатов;

13) обеспечение делопроизводства Товарищества и содержание его архива;

14) прием на работу в Товарищество по трудовым договорам, их увольнение, поощрение

и наложение на них взысканий, ведение учета работников;

15) контроль за своевременным внесением вступительных, членских, целевых, паевых и

дополнительных взносов;

16)совершение от имени Товарищества сделок;

17) оказание членам Товарищества содействия в безвозмездной передаче

сельскохозяйственной продукции детским домам, домам-интернатам для престарелых и

инвалидов, дошкольным образовательным учреждениям;

18) осуществление внешнеэкономической деятельности Товарищества;

19) соблюдение Товариществом законодательства Российской Федерации и устава такого

объединения;

20) рассмотрение заявлений членов Товарищества;

21) ведение реестра членов Товарищества.

13.7. Правление Товарищества в соответствии с законодательством Российской

Федерации и уставом Товарищества имеет право принимать любые решения, необходимые длядостижения целей деятельности Товарищества и обеспечения его нормальной работы, заисключением решений, которые касаются вопросов, отнесенных настоящим Федеральнымзаконом и уставом Товарищества к компетенции общего собрания его членов (собранияуполномоченных).

13.8. Правление Товарищества осуществляет в соответствии с законодательством и

настоящим Уставом меры по лишению лиц, выбывших или исключенных из членов

Товарищества, права пользования имуществом общего пользования Товарищества, а такжеимуществом, принадлежащим Товариществу как юридическому лицу. С выбывшими илиисключенными из Товарищества лицами правление Товарищества заключает соответствующиедоговоры и соглашения, а также осуществляет контроль за их выполнением.

размер шрифта

ПРИКАЗ Минземстроя РФ от 03-08-98 35 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРИМЕРНОГО УСТАВА ТОВАРИЩЕСТВА СОБСТВЕННИКОВ ЖИЛЬЯ (2020) Актуально в 2018 году

14. Правление товарищества

14.1. Руководство текущей деятельностью товарищества осуществляется правлением товарищества. Правление товарищества вправе принимать решения по всем вопросам деятельности товарищества, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания членов товарищества. Правление является исполнительным органом товарищества, подотчетным общему собранию членов товарищества.

14.2. В случае, когда в государственной или муниципальной собственности находится более 30% площади всех помещений в кондоминиуме, представитель соответствующего члена товарищества входит в правление товарищества в обязательном порядке.

14.3. Правление товарищества избирается из числа членов товарищества. Если собственником помещения является юридическое лицо, то его уполномоченный представитель имеет право быть членом правления.

14.4. Члены правления избираются собственниками жилых и нежилых помещений на общем собрании, созываемом для этой цели в установленном порядке. Члены правления избираются на срок, установленный уставом товарищества, но не более чем на два года. Кандидатуры на выборы в правление могут предлагаться любым собственником жилого или нежилого помещения либо в письменной, либо в устной форме на собрании, созванном с целью избрания членов правления. Список всех кандидатов в правление представляется собственникам - членам товарищества не менее чем за 10 дней до собрания, на котором будут избираться члены правления. Члены товарищества могут утвердить специальные процедуры проведения таких выборов, если они не противоречат настоящему уставу. Правление на первом своем заседании избирает из своего состава председателя.

14.5. В компетенцию правления входит решение следующих вопросов:

14.5.1. Соблюдение товариществом действующего законодательства и требований устава.

14.5.2. Контроль за своевременным внесением членами товарищества установленных обязательных платежей и взносов.

14.5.3. Составление годового бюджета товарищества, смет и отчетов, предоставление их на утверждение общему собранию.

14.5.4. Заключение договоров от имени товарищества.

14.5.5. Представительство товарищества во взаимоотношениях с третьими лицами.

14.5.6. Управление кондоминиумом или заключение договоров на управление.

14.5.7. Наем рабочих и служащих для обслуживания кондоминиума и увольнение их.

14.5.8. Заключение договоров на обслуживание, содержание и ремонт недвижимого имущества в кондоминиуме.

14.5.9. Ведение списка членов товарищества, а также делопроизводства, бухгалтерского учета и отчетности.

14.5.10. Созыв и организация проведения общего собрания.

14.5.11. Выбор организации, представляющей услуги по управлению, содержанию и ремонту недвижимого имущества, а также подбор кандидатуры управляющего и осуществление контроля за их деятельностью.

14.5.12. Выполнение иных обязанностей, вытекающих из устава товарищества.

Правление имеет право распоряжаться средствами товарищества, находящимися на счете в банке, в соответствии с финансовым планом.

14.6. Вакансии в правлении могут быть заполнены по решению специального заседания правления, созванного для этой цели в любое время после возникновения такой вакансии. Избранный или назначенный таким образом член правления остается в должности до истечения срока полномочий того члена правления, на смену которому он пришел.

14.7. Заседание правления созывается его председателем.

14.8. Первое заседание правления, организуемое после ежегодного общего собрания членов товарищества, проводится не позднее 10 дней после проведения собрания.

14.9. Регулярные заседания правления могут проводиться по графику или созываться председателем правления в то время и в том месте, которые будут периодически определяться большинством членов правления, при этом заседания созываются не реже 1 раза в три месяца. Если заседания проходят не по графику, уведомления о них должны направляться каждому члену правления по почте или вручаться лично не позднее чем за три рабочих дня до даты проведения заседания. Члены товарищества имеют право свободно посещать любые заседания правления.

14.10. Специальные заседания правления могут созываться председателем с уведомлением за три дня до их проведения, которое доставляется каждому члену правления лично или по почте и в котором указываются время, место и тема повестки дня заседания.

14.11. Если на заседании правления количество присутствующих не будет составлять большинства членов правления, то большинством голосов присутствующие могут перенести данное заседание.

14.12. При заключении договора с управляющей организацией правление передает свои функции этой управляющей организации.

Статья 18. Правление товарищества

1. Правление товарищества подотчетно общему собранию членов товарищества.

2. Председатель товарищества является членом правления товарищества и его председателем.

3. Количество членов правления товарищества не может быть менее трех человек и должно составлять не более пяти процентов от общего числа членов товарищества.

4. Заседания правления товарищества созываются председателем товарищества по мере необходимости в сроки, установленные уставом товарищества.

5. Заседание правления товарищества правомочно, если на нем присутствует не менее половины его членов.

6. Решения правления товарищества принимаются открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих членов правления. При равенстве голосов голос председателя товарищества является решающим.

К полномочиям правления товарищества относятся:

1) выполнение решений общего собрания членов товарищества;

2) принятие решения о проведении общего собрания членов товарищества или обеспечение принятия решения общего собрания членов товарищества в форме очно-заочного или заочного голосования;

3) принятие решения о проведении внеочередного общего собрания членов товарищества или о необходимости проведения внеочередного общего собрания членов товарищества в форме очно-заочного или заочного голосования;

4) руководство текущей деятельностью товарищества;

5) принятие решений о заключении договоров с организациями, осуществляющими снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение, благоустройство и охрану территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности и иную деятельность, направленную на достижение целей товарищества;

6) принятие решений о заключении договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами;

7) обеспечение исполнения обязательств по договорам, заключенным товариществом;

8) обеспечение создания и использования имущества общего пользования товарищества, а также создание необходимых условий для совместного владения, пользования и распоряжения гражданами таким имуществом;

9) составление приходно-расходных смет и отчетов правления товарищества и представление их на утверждение общему собранию членов товарищества;

10) ведение учета и отчетности товарищества, подготовка годового отчета и представление его на утверждение общему собранию членов товарищества;

11) обеспечение ведения делопроизводства в товариществе и содержание архива в товариществе;

12) контроль за своевременным внесением взносов, предусмотренных настоящим Федеральным законом, обращение в суд за взысканием задолженности по уплате взносов или платы, предусмотренной частью 3 статьи 5 настоящего Федерального закона, в судебном порядке;

13) рассмотрение заявлений членов товарищества;

14) разработка и представление на утверждение общего собрания членов товарищества порядка ведения общего собрания членов товарищества и иных внутренних распорядков товарищества, положений об оплате труда работников и членов органов товарищества, заключивших трудовые договоры с товариществом;

15) подготовка финансово-экономического обоснования размера взносов, вносимых членами товарищества, и размера платы, предусмотренной частью 3 статьи 5 настоящего Федерального закона.

8. Правление товарищества в соответствии с его уставом имеет право принимать решения, необходимые для достижения целей деятельности товарищества, за исключением решений, отнесенных настоящим Федеральным законом и уставом товарищества к полномочиям иных органов товарищества.

9. Приходно-расходная смета товарищества, составляемая правлением товарищества, должна содержать указание на размер предполагаемых доходов и расходов товарищества, перечень предполагаемых мероприятий и ответственных за их обеспечение должностных лиц товарищества.

10. Приходно-расходная смета может составляться на календарный год или на иной срок, во время которого предполагается осуществление мероприятий, требующих расходов товарищества.

1. Руководство деятельностью товарищества собственников жилья осуществляется правлением товарищества. Правление товарищества собственников жилья вправе принимать решения по всем вопросам деятельности товарищества, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья.

2. Правление товарищества собственников жилья избирается из числа членов товарищества общим собранием членов товарищества на срок, установленный уставом товарищества, но не более чем на два года.

3. Правление товарищества собственников жилья избирает из своего состава председателя товарищества, если избрание председателя товарищества не отнесено к компетенции общего собрания членов товарищества уставом товарищества.

3.1. Членом правления товарищества собственников жилья не может являться лицо, с которым товарищество заключило , или лицо, занимающее должность в органах управления организации, с которой товарищество заключило указанный договор, а также член ревизионной комиссии (ревизор) товарищества. Член правления товарищества собственников жилья не может совмещать свою деятельность в правлении товарищества с работой в товариществе по трудовому договору, а также поручать, доверять другому лицу или иным образом возлагать на него исполнение своих обязанностей члена правления товарищества.

4. Правление товарищества собственников жилья является исполнительным органом товарищества, подотчетным общему собранию членов товарищества.

5. Заседание правления товарищества собственников жилья созывается председателем в сроки, установленные уставом товарищества.

6. Правление товарищества собственников жилья правомочно принимать решения, если на заседании правления товарищества присутствует не менее чем пятьдесят процентов общего числа членов правления товарищества. Решения правления товарищества принимаются простым большинством голосов от общего числа голосов членов правления, присутствующих на заседании, если большее число голосов для принятия таких решений не предусмотрено уставом товарищества. Решения, принятые правлением товарищества, оформляются протоколом заседания правления товарищества и подписываются председателем правления товарищества, секретарем заседания правления товарищества.

Комментарий к Ст. 147 ЖК РФ

1. к органам управления товарищества собственников жилья наряду с общим собранием членов товарищества собственников жилья относит также правление товарищества собственников жилья (см. комментарий к указанной статье).

Комментируемая статья определяет режим, цели деятельности, компетенцию такого органа, порядок его формирования.

2. Согласно ч. 1 комментируемой статьи правление товарищества осуществляет руководство деятельностью товарищества, которое предполагает принятие решений по достаточно большому кругу вопросов, связанных с оперативным управлением текущей деятельностью товарищества.

Правление товарищества призвано осуществлять волю товарищества как юридического лица, выраженную в решениях общего собрания, при ведении текущих дел товарищества (при организации управления домом, совершении сделок и т.д.), т.е. должно обеспечивать организацию выполнения таких решений. Поэтому ч. 4 комментируемой статьи правление товарищества определяет как исполнительный орган товарищества, подотчетный высшему органу товарищества.

3. Часть 1 комментируемой статьи устанавливает общее правило, которое касается компетенции правления товарищества и в соответствии с которым правление обладает так называемой остаточной компетенцией, т.е. может решать только те вопросы руководства текущей деятельностью товарищества, которые не отнесены к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или к компетенции общего собрания членов товарищества.

Вопросы, отнесенные к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, названы в , общего собрания членов товарищества собственников жилья — в ч. 2 ст. 145 ЖК РФ (кроме того, иные отдельные полномочия данных органов предусмотрены другими нормами ЖК РФ, к примеру ст. ст. 45, 135, 136, 140, 141, а для общего собрания членов товарищества могут быть предусмотрены еще и уставом товарищества) (см. комментарий к указанным статьям).

С одной стороны, правило об остаточной компетенции не вызывает сомнений в ее обоснованности (в ЖК либо в уставе товарищества невозможно предусмотреть все вопросы полномочий правления товарищества), с другой — на практике могут возникнуть проблемы, связанные с определением применительно к конкретным ситуациям содержания остаточной компетенции (с обеспечением деятельности правления в пределах своей компетенции). В этой части ст. 148 ЖК РФ, содержащая вопросы, относящиеся к обязанностям правления товарищества (т.е. по существу относящиеся к его полномочиям (см. комментарий к названной статье)), позволяет частично конкретизировать содержание остаточной компетенции. Поэтому с учетом изложенного и содержания вышеуказанных статей ЖК РФ можно выявить отдельные наиболее важные вопросы, которые составляют компетенцию правления товарищества. В частности, к компетенции правления товарищества можно отнести вопросы:

1) реализации в целом всех решений общего собрания членов товарищества;

2) оперативного руководства текущей деятельностью товарищества;

3) составления приходно-расходных смет и отчетов товарищества, представления их на утверждение общего собрания его членов;

4) распоряжения материальными и нематериальными активами товарищества в пределах, необходимых для обеспечения его текущей деятельности, и в соответствии с утвержденной сметой;

5) организационно-технического обеспечения деятельности общего собрания членов товарищества, в том числе созыва данного собрания и организации его проведения;

6) организации учета и отчетности товарищества, подготовки годового плана, бюджета, годового отчета и представления их на утверждение общего собрания членов товарищества;

7) обеспечения делопроизводства товарищества и содержания его архива;

8) организации охраны имущества товарищества и общего имущества в многоквартирном доме;

9) организации строительства, ремонта и содержания объектов общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с принятыми общим собранием членов товарищества решениями;

10) приема на работу в товарищество лиц по трудовым договорам, их увольнения, поощрения и наложения на них взысканий, ведения учета работников товарищества;

11) контроля за своевременным внесением членами товарищества обязательных платежей и взносов;

12) совершения от имени товарищества сделок, связанных с управлением многоквартирным домом;

13) ведения списков членов товарищества;

14) обеспечения соблюдения товариществом законодательства РФ и требований устава товарищества;

15) представления интересов товарищества в суде, государственных органах, органах местного самоуправления, общественных и других организациях;

16) рассмотрения заявлений членов товарищества;

17) подготовки изменений и дополнений в устав товарищества с учетом принятого общим собранием членов товарищества решения.

4. Правление товарищества собственников жилья является коллегиальным органом управления товариществом.

Согласно ч. 2 комментируемой статьи данный орган избирается общим собранием членов товарищества из своего состава. Это означает, что членом правления товарищества собственников жилья может быть только являющийся членом товарищества собственник помещения в многоквартирном доме, в котором создано такое товарищество. Если собственником помещения является юридическое лицо, то его уполномоченный представитель имеет право быть избранным в состав правления товарищества. При этом избрание членов правления п. 3 ч. 2 ст. 145 ЖК РФ непосредственно отнесено к компетенции общего собрания членов товарищества. Соответственно, с учетом ч. 4 ст. 146 ЖК РФ, предусматривающей по данному вопросу принятие общим собранием членов товарищества решения простым большинством голосов, избранными в состав правления будут считаться кандидаты, за которых проголосовали члены товарищества и которым принадлежит большинство голосов от общего числа голосов присутствующих на общем собрании членов товарищества, или их представители.

5. Требования к количественному составу правления товарищества ЖК РФ не устанавливает, в связи с чем можно сделать вывод о том, что вопрос о конкретном числе членов правления вправе решить общее собрание членов товарищества по своему усмотрению. При этом достаточно очевидно, что правление товарищества должно состоять не менее чем из трех человек, поскольку ч. 3 комментируемой статьи устанавливает требование об избрании правлением из своего состава председателя правления, а ч. 6 комментируемой статьи — требование о правомочности заседания правления. Однако с учетом сложности решаемых уставных целей и задач члены товарищества вправе установить и иную численность коллегиального органа управления, например пять, семь или более человек.
———————————
В каждой конкретной ситуации членами товарищества по их усмотрению могут быть применены различные подходы при определении количественного состава правления товарищества. К примеру, членами правления товарищества могут быть избраны от каждого подъезда дома по одному члену товарищества, имеющему в собственности помещение в таком подъезде, и тогда количество членов правления будет равно количеству подъездов в доме.

6. Пределы осуществления членом правления товарищества прав и обязанностей определяются целями функционирования правления, его компетенцией. При этом на основании п. 3 ст. 53 ГК РФ члены правления должны действовать в интересах товарищества, осуществлять свои права и исполнять обязанности добросовестно и разумно. В целом успешность деятельности правления товарищества во многом зависит от инициативности и компетентности лиц, избранных в его состав.

Вместе с тем ЖК РФ не регулирует вопросы, связанные с порядком выдвижения кандидатов в члены правления товарищества, и не содержит указаний относительно требований к кандидатам, претендующим на членство в составе правления товарищества. Исключение составляют установленные в ч. 3.1 комментируемой статьи запреты, связанные с совмещением членом правления некоторых иных обязанностей в товариществе, а также перепоручением членом правления исполнения своих обязанностей иным лицам. Представляется, что конкретные требования к кандидатам в состав правления должны получить свое развитие и четкое закрепление в уставе товарищества.

7. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает требование, в соответствии с которым члены правления избираются на срок не более чем два года. Это предполагает необходимость рассмотрения общим собранием членов товарищества вопроса о переизбрании правления товарищества не реже чем каждые два года. При этом ЖК РФ не исключает ситуацию, когда один и тот же член товарищества может быть переизбран в состав правления товарищества на новый срок.

8. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что ЖК РФ не урегулировал вопросы, связанные с возможностью досрочного прекращения полномочий членов правления, к примеру, по решению общего собрания членов товарищества. Учитывая, что в соответствии с ч. 3 ст. 145 ЖК РФ дополнительная компетенция общего собрания членов товарищества может быть установлена уставом товарищества, указанные вопросы могут найти свое разрешение в данном уставе.
———————————
В частности, в уставе товарищества может быть предусмотрено право группы членов товарищества в определенном количественном составе поставить перед общим собранием членов товарищества вопрос о досрочном переизбрании отдельных или всех членов правления товарищества. При этом для постановки вопроса о досрочном прекращении полномочий членов правления могут послужить, к примеру, следующие основания: финансовые злоупотребления или нарушения членов правления товарищества; убытки, причиненные товариществу действиями (бездействием) членов правления товарищества; ненадлежащее исполнение членами правления товарищества установленных действующим законодательством и уставом товарищества прав и обязанностей, в результате которого для товарищества наступили неблагоприятные последствия. Подобная регламентация в уставе упомянутых вопросов позволит обеспечить членам товарищества гарантию невозможности принятия решения о досрочном прекращении полномочий членов правления товарищества по случайным мотивам, под воздействием кратковременных эмоциональных представлений, без всестороннего, тщательного и глубокого исследования всех обстоятельств и т.д. При этом следует иметь в виду, что полномочия члена правления товарищества могут прекратиться по иным очевидным основаниям, например со смертью, по собственной инициативе (с подачей соответствующего заявления).

9. Диспозитивное правило ч. 3 комментируемой статьи предусматривает избрание правлением товарищества из своего состава председателя товарищества, если уставом товарищества не предусмотрено избрание председателя правления товарищества общим собранием членов товарищества. Учитывая высокую значимость должности «председатель правления товарищества» в деятельности товарищества, отнесение его уставом вопроса об избрании председателя правления товарищества к компетенции общего собрания его членов представляется более предпочтительным вариантом, поскольку позволяет всем членам товарищества выразить свое отношение к кандидату на эту должность.

Следует отметить, что законодателем при принятии ЖК РФ, возможно, допущена юридико-техническая ошибка в части определения должности избираемого правлением лица, поскольку Кодекс не только не определяет статус, правовое положение данного лица как председателя товарищества, но и не упоминает его в иных своих положениях. Вместе с тем ЖК РФ оперирует понятием «председатель правления товарищества» и определяет статус, правовое положение лица, избранного в качестве председателя именно правления товарищества (см. п. п. 9, 10 ч. 2 ст. 145, ч. 5 ст. 146, ст. 149 ЖК). Поэтому можно сделать вывод о том, что в данном случае речь идет об избрании правлением из своего состава председателя правления товарищества. При этом достаточно очевидно, что правление товарищества после окончания формирования его состава должно избрать из своего состава председателя на первых своих заседаниях, если уставом, как отмечалось выше, не предусмотрены «прямые» выборы председателя правления.

Следует обратить внимание также на то, что ч. 5 ст. 146 ЖК РФ наряду с председателем правления товарищества выделяет еще и лицо, являющееся заместителем председателя правления товарищества. При этом комментируемый Кодекс не определяет порядок избрания либо назначения такого лица. Представляется, что данное лицо должно избираться правлением в том же порядке, как и председатель правления товарищества. Вместе с тем свое окончательное разрешение данный вопрос должен получить в уставе товарищества либо во внутренних документах товарищества, утверждаемых общим собранием членов товарищества.

10. В целях ограничения возможностей для злоупотреблений в связи с замещением должности в составе правления ч. 3.1 комментируемой статьи установлены запреты для лиц, избираемых или избранных в состав правления:

— на совмещение с деятельностью по управлению многоквартирным домом на основании заключенного товариществом договора управления;

— на замещение должности в «руководящих» органах управляющей организации;

— на совмещение с деятельностью в составе ревизионной комиссии товарищества либо в качестве ревизора товарищества;

— на работу в товариществе по совместительству в иной должности по трудовому договору.

Одновременно членам правления запрещено любым образом перепоручать исполнение своих обязанностей иным лицам, что предполагает исключительно личностный характер исполнения обязанностей члена правления товарищества, в том числе запрет на голосование за члена правления иным лицом, полномочия которого основаны на выданной ему членом правления доверенности.

В части установленного запрета на работу членов правления товарищества собственников жилья по совместительству в товариществе на иных должностях необходимо отметить, что денежное вознаграждение (заработную плату) члены правления и председатель правления могут получать только за исполнение своих обязанностей в этих должностях, если соответствующее вознаграждение предусмотрено внутренними документами товарищества.

11. Заседания правления товарищества проводятся в соответствии с ч. ч. 5 и 6 комментируемой статьи.

В частности, согласно ч. 5 комментируемой статьи заседания правления товарищества созывает председатель правления в установленные уставом товарищества сроки. При этом уставом товарищества может быть предусмотрено проведение регулярных заседаний правления по графику, утверждаемому правлением товарищества.

Согласно ч. 6 комментируемой статьи заседание правления товарищества считается правомочным, если на нем присутствует не менее чем 50% общего числа членов правления товарищества. Иными словами, правление товарищества как коллегиальный орган управления товариществом только тогда правомочно принимать решения, когда на момент начала его заседания присутствует такое количество членов правления товарищества, которое обеспечивает соблюдение указанного требования о правомочности заседания правления товарищества. В противном случае решения правления товарищества не будут иметь юридической силы. По общему правилу решения правления товарищества принимаются простым большинством голосов от общего числа голосов членов правления, присутствующих на заседании правления. При этом предусмотрено, что товарищество вправе определить в своем уставе круг вопросов, решения по которым требуют большего количества голосов членов правления, чем установленное простое большинство голосов (такие решения принимаются квалифицированным большинством).

Решения, принятые правлением товарищества, оформляются протоколом заседания правления товарищества и подписываются председателем правления товарищества, секретарем заседания правления товарищества.

12. В соответствии с ч. 3 ст. 145 ЖК РФ дополнительная компетенция общего собрания членов товарищества может быть установлена уставом товарищества. При этом согласно п. 2 ст. 52 ГК РФ в учредительных документах юридического лица определяется порядок управления деятельностью юридического лица. Поэтому вопросы, связанные с порядком проведения заседаний правления товарищества и принятия им решений (в том числе касающиеся порядка формирования повестки дня заседания правления товарищества, ее утверждения, определения количества принадлежащих каждому из членов правления голосов, порядка и формы голосования при принятии правлением решений (большинством или квалифицированным большинством голосов; открытое или тайное голосование), требований о ведении протоколов заседаний правления и об их хранении, порядка ознакомления иных членов товарищества с содержанием принятых правлением решений, требований о допустимости либо недопустимости участия в заседании правления товарищества представителя члена правления и осуществления голосования таким представителем), могут быть решены либо согласно уставу товарищества, либо общим собранием членов товарищества (при условии, если это будет допускать устав товарищества) путем утверждения им соответствующих внутренних документов товарищества.
———————————
В то же время в исключительной ситуации, при отсутствии в названных документах указаний на порядок голосования на заседаниях правления товарищества, можно допустить возможность принятия решений в порядке, установленном непосредственно членами правления товарищества на самом заседании правления.

Решения правления товарищества могут приниматься простым большинством голосов присутствующих членов правления товарищества путем поименного голосования или поднятия рук. Представляется, что член правления товарищества в случае несогласия с решением правления должен иметь право зафиксировать свое особое мнение в протоколе заседания правления и довести его до сведения общего собрания членов товарищества в установленном уставом товарищества порядке. При этом достаточно очевидно, что на заседании правления при принятии решений по вопросам повестки дня каждому члену правления товарищества должен принадлежать один голос (в данном случае неприемлема ситуация, при которой количество принадлежащих члену правления товарищества голосов будет определяться исходя из количества голосов, принадлежащих ему как собственнику помещения в многоквартирном доме или как члену товарищества соответственно на общем собрании собственников помещений или общем собрании членов товарищества).

Кроме того, заседание правления товарищества должно проводиться с обязательным ведением протокола. Протокол заседания правления товарищества может вестись в произвольной форме. Представляется, что в нем должны содержаться информация, из которой следуют ответы на основные вопросы, касающиеся обсуждаемых на заседании проблем, а также сведения о порядке голосования. При этом с учетом положений ч. 6 комментируемой статьи в протоколе должны быть отражены принятые на заседании правления товарищества решения. За содержание протокола должен отвечать подписывающий данный протокол председатель правления товарищества либо его заместитель.

Ознакомление иных членов товарищества с содержанием принятых правлением решений может реализовываться через обеспечение их доступа к протоколам заседаний правления товарищества. При этом место хранения протоколов заседаний правления по аналогии с определением места хранения протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме может быть определено по решению общего собрания членов товарищества либо уставом товарищества.

Кроме того, уставом товарищества может быть предусмотрено право любого члена товарищества свободно посещать заседания правления товарищества.

Участие в заседании правления товарищества как в коллегиальном органе является личным правом его члена, поэтому представляется, что передача этого права не должна допускаться никаким иным субъектам, в том числе другим членам правления товарищества.